Пояснительная записка

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

I - II классы

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Этап "Обучение грамоте" (I - II классы) является неотъемлемой частью программы "Русский язык" для I - V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы - интерната) с русским языком обучения, разработанной на основе антропоцентрической концепции обучения языку. Содержание программы ориентировано на формирование языковой личности, т. е. человека, который способен полноценно воспринимать и порождать речевые высказывания. Ведущей идеей выступает взаимосвязанное комплексное обучение основным видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. При этом уроки русского языка в младших классах вспомогательной школы строятся так, чтобы усвоение знаний, формирование умений и навыков органически сочетались с развитием у каждого ребенка положительных качеств личности и способствовали комплексному решению задач обучения и воспитания. Деятельность по развитию речи является неотъемлемой составляющей каждого урока.

Обучение грамоте учащихся с интеллектуальной недостаточностью является начальным этапом систематического изучения языка, закладывающим эффективную базу для их интеллектуального и языкового развития, а также эстетического и нравственного воспитания.

Цель обучения грамоте - формирование базовых умений и навыков чтения и письма, сопряженное с развитием речи и познавательного интереса и содействующее воспитанию положенных качеств личности и эмоционально - ценностного отношения к окружающей действительности.

Задачи обучения грамоте:

- развитие фонематического слуха (умение распознавать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, определять их последовательность);

- формирование правильного звукопроизношения и усвоение русского алфавита;

- формирование навыков первоначального чтения и письма (соотнесение звуков и букв и овладение графикой русского языка);

- развитие связной устной речи и формирование культуры общения;

- коррекция и развитие познавательных процессов и речи учащихся;

- формирование общеучебных умений и навыков.

На данном этапе чтение и письмо первоначально выступают в качестве предмета обучения, а затем становятся средством обучения и развития учащихся. Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе звукового аналитико - синтетического метода с учетом специальной методики обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, опирающейся на знание уровня речевого развития учащихся, уровня сформированности речевого поведения и усвоения коммуникативных умений. Принимается во внимание недоразвитие всех условий, определяющих содержание, методы, средства языкового образования и развития речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью (специфика функционирования когнитивных процессов, весьма ограниченный словарный запас, представленный в основном именами существительными и глаголами, аграмматичная и в большинстве случаев с дефектами звукопроизношения речь).

Процесс овладения учащимися с интеллектуальной недостаточностью первоначальным чтением и письмом сопровождается существенными трудностями, в том числе в осмыслении вербальной информации и использовании речи для решения различных социальных задач. Поэтому в процессе обучения грамоте выделяется пролонгированный пропедевтический период, в ходе которого благодаря организации активного взаимодействия с предметным и социальным окружением учащиеся включаются в речевую деятельность, предполагающую наблюдение за основными понятиями (предложение, слово, звук, связное высказывание).

Определяющим принципом обучения грамоте является слоговой (позиционный) принцип. Этот принцип находит свое воплощение на письме в обозначении мягкости согласных и звука [ й ']. Буквы русского алфавита, обозначающие согласные звуки, не указывают напрямую на твердость или мягкость согласного. Эту функцию выполняют гласные (на твердость предшествующего согласного указывают буквы а, о, у, ы, э, а на мягкость - е, ё, ю, я, и). Очевидно, что только в контексте слога можно определить твердость или мягкость согласного и правильно прочитать слог.

В процессе обучения грамоте учащиеся знакомятся со звуковой системой русского языка, учатся осуществлять звуковой анализ слова, различать гласные и согласные звуки. Осуществление звукового анализа учащимися с интеллектуальной недостаточностью осложняется неполноценным звукопроизношением и звуковосприятием, свойственным многим детям. Поэтому первоначальное представление о звуковом анализе формируется на основе слов, в состав которых входят звуки, произношение и слуховое восприятие которых не вызывает у учащихся с интеллектуальной недостаточностью особенных сложностей. Данное условие, а также частотность употребления в речи определенных звуков определяют порядок знакомства с буквами русского алфавита как знаками для обозначения звуков на письме. Другим фактором, влияющим на последовательность этапов обучения грамоте, является сложность в начертании букв. Таким образом, содержание обучения грамоте учащихся с интеллектуальной недостаточностью строится так, что большинство гласных звуков и соответствующих букв, произношение и начертание которых не вызывает серьезных проблем, изучается раньше согласных. Отсюда рациональный порядок ознакомления со звуками и соответствующими буквами может быть следующим: а, у, о, м, с, х, ш, л, н, ы, р, к, п, и, т, з, в, ж, б, г, д, й, ь, е, я, ю, ё, э, ч, щ, ц, ф, ъ.

Учащиеся получают представление о слоговой структуре слова, об ударении. Постепенное усвоение согласных звуков и соединение их с уже изученными гласными помогает осмыслить слогообразующую роль гласных. При этом дети с интеллектуальной недостаточностью сначала читают слоги - слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), затем прямые открытые слоги (ма, му). Такой подход позволяет уменьшить количество артикуляционных ошибок. Потом учащиеся приобретают навык чтения слогов других видов: закрытые слоги, часто равные слову (мох, дом, сом), слоги со стечением согласных в начале и в конце слога или слова (пла, борт). После овладения чтением слогов и слова по слогам учащиеся осваивают приемы целостного чтения, получают первоначальное представление о слове, предложении, тексте. Начинается период, когда русский язык становится средством обучения иным учебным предметам.

Приоритетными направлениями коррекционной работы является предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма, работа над правильным восприятием и произношением звуков, развитием фонематического слуха (в частности над различением часто смешиваемых звуков [б] - [п], [з] - [с], [ш] - [с], [л] - [р], [ш] - [ж], [з] - [ж], [д] - [т]), над дифференциацией букв (графический образ), имеющих сходные элементы (б - п, з - с, ш - с, л - р, ш - ж, з - ж, е - э, д - т, б - д, е - з и др.). Не менее значима работа по коррекции и развитию познавательных процессов, формированию познавательного интереса и речевого поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В течение пропедевтического этапа осуществляется подготовка руки к письму: учащиеся прописывают различные виды линий, овалы, полуовалы, петельки (элементы букв). На основном этапе отрабатывается техника правильного написания букв и их соединений и собственно письму. Освоив написание букв, учащиеся начинают списывать слоги и слова, написание которых не расходится с произношением. Требование безотрывного письма не является обязательным. В то же время отработка навыка письма должна сопровождаться обязательными перерывами на пальчиковую гимнастику, минутку здоровья, с целью предупреждения переутомления мышц кисти и туловища. Работа над каллиграфией не является самоцелью. Она осуществляется в рамках моторных возможностей учащихся.

Уроки обучения грамоте предполагают комплексную работу по обучению чтению, письму и развитию речи. Отдельных уроков развития речи не предусматривается. Внимание обращается на звуковую культуру речи, развитие слуховой памяти и восприятие звуковой стороны речи. Вырабатывается правильный темп речи с сохранением основных норм произношения звукосочетаний и правильного ударения. Идет работа по обогащению словаря учащихся. Формируются умения группировать слова по тематике (одежда, мебель и т. п.), отличать их по оттенкам значения (дом - домик, рука - ручища и т. п.). Предлагаются задания на построение предложений по рисунку, по вопросу учителя, на создание коротких связных высказываний (текстов) по рисунку или серии рисунков. Учащиеся привлекаются к оречевлению собственных действий и действий другого человека, устным ответам на вопросы полными и неполными предложениями, воспроизведению услышанного или увиденного, рассказыванию по памяти с соответствующей интонацией коротких стишков, загадок и т. п. Ученики знакомятся с речевой этикой и культурой общения (вежливые слова). На уроках обучения грамоте осуществляется воспитание внимательного, отзывчивого отношения к одноклассникам, другим детям и взрослым.

Обучение грамоте включает три периода: добукварный, букварный и послебукварный. Продолжительность добукварного периода - первая четверть I класса, но в зависимости от уровня подготовленности детей она может быть увеличена (или сокращена). Букварный период начинается в I классе и заканчивается в третьей четверти II класса. Временные рамки данного этапа также могут регулироваться учителем в зависимости от уровня подготовленности детей. Послебукварный период - четвертая четверть II класса.

В течение добукварного периода выявляются особенности общего и речевого развития каждого ребенка, осуществляется пропедевтика чтения и письма, прививается интерес к учебе и книге, обогащается жизненный опыт, корригируется и совершенствуется слуховое и зрительное восприятие, звукопроизношение, пространственная ориентация. Формирование фонематического восприятия и развитие фонематического слуха осуществляется на полисенсорной основе. Работа над зрительным восприятием и пространственной ориентировкой готовит к восприятию графического образа букв, пространственного расположения их элементов и мест соединения с другими буквами. Дети учатся понимать обращенную к ним речь, правильно строить ответы на вопросы, выполнять словесные инструкции, воспроизводить услышанную информацию, заучивать наизусть загадки, считалки и скороговорки, рассматривать детские книжки - малышки, пользоваться карандашом и ручкой.

Букварный период предполагает параллельное обучение чтению и письму. Буквы изучаются в последовательности: целостное восприятие формы, анализ элементов и их пространственного расположения, сравнение буквы с ранее изученными буквами. Слияние звуков в слог и чтение слоговых структур осуществляются постепенно. При обучении письму учащиеся учатся правильному начертанию букв и соединению их друг с другом в слогах, словах. Упражнения в написании слогов, слов и предложений основываются на звуко - буквенном анализе, предварительной условно - графической записи и составлении слогов и слов из букв разрезной азбуки.

Уделяется внимание лексико - грамматической стороне речи. Расширение словаря учащихся с интеллектуальной недостаточностью осуществляется за счет слов, называющих предметы, действия и признаки предметов. Восприятие предмета учениками сопровождается связным высказыванием учителя об этом предмете и опорой на наглядность. Новое слово многократно употребляется в сочетании с другими словами, тем самым демонстрируется связь слов в предложении и предупреждается аграмматизм. Одновременно с расширением словаря проводится работа по развитию коммуникативной функции речи. Учащиеся побуждаются к различным формам устных высказываний (просьба, сообщение, вопрос, воспроизведение услышанного). Продолжается работа по ориентировке в окружающем мире, выделению существенных и несущественных признаков и связей, установлению причинно - следственных отношений, пониманию обращенной речи, рассматриванию детских книжечек, книг - раскладушек, содержание которых заранее озвучено учителем.

Задачи послебукварного периода - закреплять умение читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; совершенствовать навыки списывания печатного и рукописного текстов; контролировать свое письмо сопоставлением; писать самостоятельно слова и короткие предложения после звуко - буквенного анализа; развивать связную диалогическую и монологическую речь; приобщать детей к чтению книжек - малышек.

Учитель имеет право индивидуализировать программные требования в случае наличия у отдельных учащихся специфических ограничений.

 

I КЛАСС

170 часов (5 часов в неделю)

 

Подготовительный (добуквенный) период (54 часа)

Формирование готовности первоклассников к обучению грамоте: коррекция интеллектуального развития, подготовка к овладению основными учебными умениями, стимулирование интеллектуальной активности.

Знакомство детей с классом, школой и режимом дня. Беседы на темы: "Что есть в нашем в классе?", "Порядок в классе", "Учитель и ученики", "Наши имена и фамилии", "Кого ты знаешь в школе?", "Для чего нужна перемена?", "Правила поведения в столовой" и др. Обучение элементарным формулам этикета с использованием вербальных и невербальных средств (приветствие, извинение, просьба, благодарность и др.).

Формирование навыков учебной деятельности. Правила поведения на уроке, за партой (правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что - то сказать, при необходимости попросить разрешения выйти из класса и т. п.).

Уточнение и развитие слухового восприятия. Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, скрип, писк, жужжание и др.). Различение неречевых и речевых звуков. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия на полисенсорной основе (слух, зрение и тактильная чувствительность). Выработка умения различать слова, сходные по звуковому составу (например, утка - будка, дочка - ночка), и соотносить их с предметным изображением.

Уточнение и развитие зрительного восприятия. Различение основных цветов (черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый) и геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур на наборном полотне путем подбора палочек и бумажных полосок разных цветов (зрительный диктант). Конструирование из палочек, полосок бумаги различных фигур.

Коррекция временных и пространственных представлений. Узнавание, называние и расположение предметов в определенной временной последовательности (сначала, потом, наконец) и в заданном пространственном порядке (слева направо и сверху вниз).

Развитие мелкой моторики. Рисование хорошо знакомых детям несложных предметов (домик, елочка, стол, стул, забор, лесенка, человечек и др.).

Общее представление об устной и письменной речи

Предложение. Практическое знакомство с предложением и словом. Деление устного высказывания на предложения. Представление о функции предложения (в предложении о ком - то или чем - то говорится). Составление предложений с заданным словом по образцу, по предметным или сюжетным картинкам, демонстрируемым действиям, опорной схеме. Составление предложений с заданным количеством слов. Определение количества слов в предложении (из двух - трех слов). Условно - графическое изображение предложения (линейная схема). "Чтение" закодированных предложений.

Работа над интонацией предложения.

Слово. Знакомство со словом и тем, что оно может обозначать предмет, действие, признак. Называние одного и того же предмета разными словами (например, заяц, зайка, зайчик). Слова вежливости, "нежные" слова, "дорогие" слова и т. п.

Слог. Деление простых по структуре слов на слоги (му - ха, во - да, па - па и т. п.), определение количества слогов в слове. Условно - графическое обозначение количества слогов в слове.

Определение слова по первому, по второму слогу с использованием рисунка или без зрительной опоры (на слух).

Звуки и буквы. Развитие фонематического слуха. Формирование умения выделять в слове некоторые звуки ([а], [о], [у], [м]). Выделение первого (последнего) звука в слове. Подбор слова на заданный звук (с опорой на наглядность и без нее). Коррекция звукопроизношения.

Знакомство с художественной книгой. Слушание и рассматривание детских книг.

Подготовка руки к письму. Выполнение заданий на развитие общей моторики, активизация мелких мышц пальцев рук, координацию (рука - глаз). Рисование, раскрашивание, обведение по контуру, трафарету несложных предметных изображений, узоров, геометрических фигур. Штриховка на листе бумаги, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям в различных направлениях (горизонтальном, вертикальном, под определенным углом). Лепка из пластилина или составление из мозаики, палочек, полосок бумаги, ленточек различных фигурок по образцу. Прописывание разнообразных графических элементов.

В процессе вырабатываются следующие навыки:

- гигиенические (правильная посадка за столом, правильное расположение на рабочем столе школьных принадлежностей, правильное положение в руке ручки, карандаша, фломастера при письме и рисовании);

- технические (правильное использование письменных принадлежностей);

- графические (правильные движения рукой при рисовании несложных предметов (скамейка, лесенка, флажок, конверт, домик и т. д.), при прописывании элементов букв).

Выработка навыков написания элементов букв осуществляется в следующей последовательности: длинная прямая вертикальная палочка, короткая прямая вертикальная палочка, длинная и короткая палочки с наклоном вправо, с наклоном влево, прямая палочка с закруглением внизу, прямая палочка с закруглением вверху, длинная и короткая вертикальные палочки с петельками внизу, вверху, волнистая линия, полуовал, овал, восьмерки и т. д.

 

Букварный (основной) период (116 часов)

 

Обучение чтению

 

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

Осмысленное усвоение артикуляции и развитие слухового восприятия. Развитие внимания к звуковой стороне речи. Произношение отдельных звуков, сочетаний этих звуков с другими в слоге, слове. Различение (дифференциация) звуков. Соотнесение звуков и букв. Распознавание букв (изолированно и в слове). Работа по предупреждению нарушений письма (оптической дисграфии).

Деление слова на слоги, определение их количества и последовательности. Обозначение слоговой структуры слова схемой. Придумывание слов на заданное количество слогов (1 - 2). Добавление недостающего слога (с опорой на рисунок). Ударный слог (на уровне ознакомления). Чтение слогов определенного типа.

Различение на слух согласных и гласных звуков, твердых и мягких согласных. Звуковой анализ слова, предполагающий определение последовательности звуков с соответствующей характеристикой (гласный - согласный, согласный твердый - мягкий).

Слоговое чтение трех - и четырехбуквенных слов.

Практическое знакомство с знаком препинания в конце предложения (". ", "! ", "? ". Чтение предложений с соответствующей интонацией по образцу (подражая учителю).

Знакомство с правилами гигиены чтения.

1-й этап. Звуки и буквы а, у, о, м, с, х

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (слога).

Практическое различение гласных и согласных звуков.

Знакомство с буквами Аа, Уу, Оо. Узнавание букв изолированно и в составе слова. Образование слогов - слов (ау, уа), обратных и прямых слогов, чтение этих слов и слогов с протяжным произношением.

Образование и чтение закрытых и открытых двузвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. Звуко - буквенный анализ этих слов.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв. Звуки и буквы ш, л, н, ы, р, к, п, и, т

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в слове или слоге (в начале или в конце).

Роль гласных в образовании слога. Чтение слогов с ориентировкой на гласную букву (ла, на). Протяжное и слитное чтение слогов с изученными буквами. Составление и чтение слогов изученных структур (ма - ма, му - ха и т. п.). Складывание слов из букв (3 - 4 буквы) и слогов разрезной азбуки после предварительного звуко - слогового анализа, чтение слов.

Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом, нос, сын и т. п.).

Схематическое (графическое) изображение слов.

Образование и чтение закрытых и открытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слова (пы, пи, лы, ли, лук, пил и т. п.).

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (ли - па, мо - ло - ко, кош - ка и т. п.).

Обучение правильному, осмысленному и плавному чтению по слогам отдельных слов и коротких предложений. Чтение - рассматривание книжек - малышек.

 

Обучение письму

 

Выработка правильной осанки, умения правильно держать карандаш, ручку, фломастер при письме и рисовании, располагать на парте тетрадь с соблюдением правильного наклона.

Первоначальное рисование ("печатание") букв.

Прописывание печатных букв (списывание с доски, из "Букваря", работа в пособии "Прописи"). Прописывание рукописных прописных и строчных букв (в пособии "Прописи").

Написание под диктовку хорошо знакомых слов после их звуко - буквенного анализа. Последующее чтение написанного.

Написание прописной буквы в начале предложения, точки в конце предложения (практическое знакомство).

 

Развитие речи

 

Звуковая культура речи. Развитие у учащихся слуховой памяти, внимания к звуковой стороне речи (своей и чужой). Совершенствование просодики (выработка нормального темпа и ритма речи, речевого дыхания, правильного интонирования, логического ударения и пауз).

Развитие умения дифференцировать смешиваемые близкие по артикуляционному укладу звуки для правильного использования в речи.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся, использование правильных грамматических форм и конструкций. Обучение правильному использованию слов разных смысловых оттенков (кот, котик). Называние слова и его характерных признаков по предметной картинке. Объединение слов - названий предметов в тематические группы.

Работа над предложением и связным высказыванием. Формирование умения задавать вопросы учителю и другим детям, умения отвечать на вопросы. Пересказ знакомого текста (небольшой сказки, рассказа) по вопросам. Составление простых предложений по производимым практическим действиям, по картинкам и вопросам. Рассказывание по рисунку или серии рисунков с помощью вопросов (2 - 3 предложения). Отгадывание загадок. Заучивание загадок, детских стишков, считалок, потешек и пр. наизусть и воспроизведение их с соответствующей интонацией.

 

ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Знать:

- правила вежливости и "волшебные" слова;

- слова и предложения, необходимые для организации учебной деятельности и участия в школьной жизни;

- правила учебной деятельности и гигиены;

- звуки и буквы русского языка, их основное отличие друг от друга (звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем);

- наизусть 2 - 4 загадки (стихотворения, считалки, потешки и т. п.).

Уметь:

- понимать вопросы, просьбы, поручения, задания (адресованные конкретному ученику или всем учащимся);

- соотносить произносимые слова с соответствующими предметами и действиями;

- делить слово на слоги;

- правильно и отчетливо произносить изученные звуки;

- выделять и отличать изученный звук в начале и конце слова;

- соотносить изученный звук с соответствующей буквой;

- различать гласные и согласные звуки;

- читать по слогам и складывать слова из изученных букв;

- правильно списывать с доски и "Букваря" изученные буквы и слова;

- составлять связное высказывание (2 - 4 предложения) по вопросам учителя или по иллюстрации;

- вести короткий диалог с помощью учителя.

Владеть:

- первоначальными навыками учебной деятельности;

- навыками гигиены ученического труда.

 

II КЛАСС

170 часов (5 часов в неделю)

 

Букварный (основной) период (150 часов)

 

Закрепление навыков учебной деятельности и гигиены ученического труда, правил поведения на уроке, использования учебных принадлежностей. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия на полисенсорной основе. Коррекция временных и пространственных представлений. Развитие мелкой моторики.

Дальнейшее последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур, чтение слов из изученных слоговых структур, дифференциация смешиваемых звуков и букв.

 

Обучение чтению

 

1-й этап. Повторение изученных в I классе звуков и букв (а, у, о, м, с, х, ш, л, н, ы, р, к, п, и, т)

Составление и чтение слов изученных слоговых структур (мы - ло и т. п.) и трехбуквенных слов (например, нос). Дифференциация звуков [с] - [ш], [л] - [р].

Чтение предложений из 2 - 3 слов. Чтение текстов из 2 - 3 предложений.

 

2-й этап. Звуки и буквы з, в, ж, б, г, д, й, ь

Артикуляционно точное произношение звуков изучаемых букв. Определение места звука в слове (в начале, середине, конце). Подбор слов с заданным звуком. Дифференциация звуков в слогах и словах: гласных и согласных, парных согласных по твердости - мягкости.

Составление и чтение обратных и прямых, открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слова (за, зи, бу, би, ад, вид и т. п). Чтение закрытых слогов с мягким согласным на конце (ань, унь, динь и т. п.).

Чтение слов из двух слогов, включающих изучаемые звуки и буквы (ко - за, ва - за и пр.).

Складывание и чтение слов их трех слогов (во - ро - та, бо - ро - да, ры - ба - ки и др.).

Чтение предложений из 2 - 4 слов с соответствующей интонацией конца предложения. Чтение небольших текстов из 2 - 4 предложений.

Называние слова, изображенного на картинке. Составление предложения, текста по сюжетному рисунку. Соотнесение рисунка и слова, предложения, текста.

 

3-й этап. Звуки и буквы е, ё, я, ю, э, ч, щ, ц, ф, ъ

Точное произношение изучаемых звуков.

Определение места звука в слове (в начале, середине, конце). Подбор слов с заданным звуком. Различение согласных и гласных, согласных твердых и мягких при чтении в слогах и словах (сопоставление пы - пи, мы - ми и т. п.). Общее представление о звонких и глухих согласных (различение в сильной позиции).

Составление и чтение обратных и прямых, открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечением согласных в начале (например, кла, бли) и конце слова (лист, куст, корм, ерш, месть и т. п.).

Орфографически правильное осмысленное послоговое чтение слов из слогов различной степени сложности.

Чтение предложений из 2 - 5 слов с соответствующей интонацией конца предложения. Чтение текстов из 2 - 5 предложений.

Составление предложения (2 - 5 слов), текста (3 - 5 предложений) по сюжетному рисунку. Соотнесение рисунка и слова, предложения, текста.

Выбор иллюстрации к тексту из нескольких, отражающих близкий по содержанию сюжет. Определение, о ком или о чем говорится в тексте. Нахождение в тексте слова или предложения к иллюстрации. Придумывание конца текста по сюжетному рисунку, серии рисунков, опорным словам, вопросам.

Заучивание загадок, скороговорок, потешек и пр. на слух или после прочтения в "Букваре".

Чтение - рассматривание детских книжек.

 

Послебукварный период (20 часов)

 

Совершенствование навыков произношения сложных для артикуляции звуков и слогов со стечением согласных.

Орфографически правильное и осознанное чтение по слогам слов со звуками, которые смешиваются ([с] - [з] - [ш], [ш] - [щ], [р] - [л], [з] - [ж]).

Чтение небольших по объему текстов. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Формирование навыка связного высказывания с помощью ответов на 2 - 3 вопроса.

Нахождение в тексте по заданию учителя определенных слов и выражений и чтение их вслух.

Заучивание наизусть коротких стихотворений и т. п.

 

Обучение письму

 

Отработка навыка написания печатных и рукописных прописных и строчных букв в пособии "Прописи" (повторение и закрепление начертания изученных букв, усвоение начертания новых букв).

Составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех - четырех букв с последующей записью.

Списывание с классной доски и из "Букваря" (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур и предложений из 3 - 4 слов.

Письмо под диктовку слогов, слов после предварительного звуко - буквенного анализа. Письмо под диктовку слов, написание и произношение которых не отличается. Письмо под диктовку знакомых слов после анализа их звукового состава.

Большая буква в начале предложения, в именах людей (практическое ознакомление). Точка в конце предложения.

Дописывание после предварительного анализа пропущенной буквы в словах.

 

Развитие речи

 

Звуковая культура речи. Совершенствование просодики (темп и ритм речи, речевое дыхание, интонация, логическое ударение, паузы), слуховой памяти учащихся. Формирование устойчивого внимания к звуковой стороне речи (своей и чужой).

Совершенствование навыка дифференциации звуков, которые смешиваются при восприятии на слух, и артикуляции.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся, использование правильных грамматических форм и конструкций. Правильное обозначение словом предметов, действий и признаков предметов, изображенных на картинке (предметной, сюжетной). Группировка слов по родо - видовым отношениям.

Работа над предложением и связным высказыванием. Формирование умения задавать вопросы учителю и другим детям и отвечать на их вопросы. Составление простых предложений по производимым практическим действиям, по картинкам и вопросам.

Составление предложений по рисунку или серии рисунков с помощью вопросов (2 - 5 предложений). Пересказ знакомого текста (небольшой сказки, рассказа) по вопросам или с помощью иллюстраций.

Заучивание детских стишков, считалок, потешек, смешинок наизусть и воспроизведение их с соответствующей интонацией.

Формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания.

 

Внеклассное чтение

 

Пропедевтическая работа по внеклассному чтению начинается в послебукварный период обучения грамоте. Первоначально ученики рассматривают обильно иллюстрированные детские книжки - малышки после прочтения их с соответствующей интонацией, правильным темпом и подходящей силой голоса учителем (10 - 15 минут в неделю). Далее, во второй половине четвертой четверти, может организовываться самостоятельное (или с помощью учителя) чтение учащимися небольших детских произведений (мини - стихи, небольшие сказки, занимательные рассказы об игрушках, животных и растениях, хороших и плохих поступках детей, о дружбе и взаимопомощи) в красочно оформленных, адресованных детям дошкольного возраста книжечках (15 - 20 минут в неделю). Указанные сроки могут корректироваться.

 

ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Знать:

- буквы русского алфавита;

- основные группы звуков (гласные, согласные, твердые, мягкие);

- наизусть 3 - 5 загадок (стихотворений, считалок, потешек и т. п.).

Уметь:

- распознавать звуки речи на слух и в произношении;

- определять место звука в слове (в начале, середине, конце)

- подбирать слова с заданным звуком;

- составлять и читать слоги разных видов;

- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов;

- орфографически правильно и плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного (рассказ, сказка, стихотворение) и по иллюстрациям к тексту;

- составлять связное высказывание (3 - 5 предложений) по вопросам учителя или иллюстрации;

- вести диалог с одноклассником или учителем на знакомую тему;

- находить и читать название и автора рассматриваемой детской книги (детского журнала);

- писать строчные и прописные буквы;

- списывать с печатного и рукописного текстов слова и короткие предложения;

- писать под диктовку отдельные буквы, слоги и слова (после предварительного анализа).

Владеть:

- навыками гигиены учебной деятельности;

- навыками осознанного чтения по слогам печатных и рукописных текстов (3 - 5 коротких предложений);

- навыками каллиграфического письма в доступной степени.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

III - V классы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: