Каллиграфическое письмо

 

Задача формирования графических навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью осложнена недоразвитием мелкой моторики рук и малой ее скоординированностью. Поэтому большое внимание уделяется развитию мелких мышц пишущей руки и координации движений, отрабатывается правильное начертание букв, рациональных соединений, ритмичность и плавность письма. Совершенствование каллиграфии не должно становиться самоцелью, но на выработку правильного письма можно отводить 5 - 8 минут урока, начиная с конца II класса (после изучения всех букв алфавита), и на всех уроках грамматики и правописания в III - V классах. Для совершенствования графических навыков организуется коллективная и индивидуальная формы работы.

Работа по развитию речи, этике и культуре речи предусматривается во всех разделах программы. Эта деятельность предполагает упражнения, направленные на формирование у учащихся умений правильно понимать устную и письменную речь и высказывать свои мысли в устной и письменной форме.

 

III КЛАСС

102 часа (3 часа в неделю)

 

Повторение (10 часов)

 

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Предложение и слово, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.

 

Текст (16 часов)

 

Элементарные представления о тексте (отличие текста от набора не связанных между собой предложений). Название и тема текста.

Упорядочивание деформированного текста (3 - 4 коротких предложений).

Ответы на вопросы по содержанию текста.

 

Предложение (24 часа)

 

Выделение предложений в устной и письменной речи. Наблюдение за интонацией конца предложения. Способы разграничения предложений в устной речи и на письме (паузы, знаки препинания).

Составление предложений с помощью учителя (по вопросам, картинкам, заданному началу, по опорным словам и словосочетаниям).

Участие в диалоге (устные ответы на вопросы учителя полными и неполными предложениями).

Распространение предложений по вопросам. Построение схемы простого предложения.

Упорядочение деформированного предложения (без изменения форм слов).

Прописная буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Составление предложений по серии сюжетных картинок и их запись после подробного анализа (с помощью учителя).

Списывание предложений с доски и учебника, сопровождаемое проговариванием каждого слова по слогам.

 

Слово (22 часа)

 

Практическое ознакомление со словами, называющими предметы, различение их по вопросам кто? что?.

Знакомство с числом слов - предметов. Различение слов, называющих единственное и множественное число предметов.

Называние основных частей хорошо знакомых предметов (крышка, ручка, носик, донышко - части чайника).

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных.

Практическое знакомство со словами - названиями действий. Называние действий предметов по вопросам (что делает? что делают?).

Согласование слов, называющих действия, со словами, называющими предметы.

Группировка действий по признаку их однородности (например, кто как голос подает).

Различение действий применительно к предмету, который это действие совершает (солнце светит, ветер..., снег... и т. п.).

Развитие умения находить в тексте незнакомые слова и пытаться объяснить их значение. Обращаться за помощью к учителю.

Упорядочение деформированного слова (из "рассыпанных" слогов).

 

Звуки и буквы (20 часов)

 

Выделение звуков из слов.

Звуки и буквы. Совпадение и несовпадение в словах звука и буквы.

Гласные и согласные звуки, их отличительные особенности.

Слог. Ударение.

Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Перенос части слова (с помощью учителя).

Определение количества слогов в словах. Ударные и безударные слоги в двухсложных словах.

Повторение и обобщение изученного за год (10 часов)

 

Каллиграфическое письмо

 

Закрепление гигиенических правил письма: посадка, положение руки, тетради, ручки и т. д.

Работа над совершенствованием техники написания букв, начертание которых наиболее затруднительно для учащихся. Работа над соединениями букв при написании слов. Письмо строчных букв и их соединений (по выбору учителя): и, й, ш, п, т, н, г, р, у; л, м, ц, щ, ь, ы; о, а, ю, ф, б, в, д, з; с, е, ё, ч, ъ, я; э, х, ж, к.

Виды письменных работ: списывание рукописного и печатного текстов с проговариванием по слогам.

 

Словарные слова

 

Беларусь, берёза, ветер, воробей, ворона, дорога, заяц, карандаш, корова, молоко, морковь, мороз, ноябрь, огурец, октябрь, сентябрь, улица, хорошо.

 

ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Знать:

- основные речевые формулы этики общения (слова приветствия, прощания, извинения и т. п.);

- имена своих родных и близких;

- имена и фамилии своих одноклассников, имя и отчество учителя и воспитателя класса;

- буквы русского алфавита;

- основные группы звуков (гласные, согласные; согласные твердые и мягкие).

Уметь:

- различать текст и не текст;

- находить название и определять тему текста;

- упорядочивать деформированный текст;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- составлять текст из предложений по серии сюжетных картинок;

- определять границы предложения в устной и письменной речи;

- читать предложения с соблюдением интонации конца предложения;

- писать предложения с соблюдением употребления прописной буквы в начале предложения и соответствующего знака препинания в конце предложения;

- списывать предложения с доски и учебника, сопровождая письмо проговариванием слов по слогам;

- составлять предложения с опорой на вопрос, наглядное средство, опорные слова и словосочетания;

- распространять предложение уточняющими словами (с помощью вопросов);

- упорядочивать деформированное предложение (без необходимости изменять формы слов);

- ставить вопросы к словам, обозначающим названия предметов и действий;

- различать единственное и множественное число предметов;

- образовывать смысловые пары между словами - предметами и словами - действиями;

- называть хорошо знакомые предметы и их составные части;

- писать с большой буквы имена, отчества и фамилии людей, клички животных;

- различать гласные и согласные звуки и их буквы;

- делить слова на слоги, определять ударный слог, количество слогов по количеству гласных;

- читать безударный [о] как [а], тся, ться как цца.

Владеть:

- навыками осмысленного чтения несложных слов, небольших предложений и текстов;

- навыками тематической группировки слов, их группировки по вопросу, по значению;

- навыками поддержания диалога на понятную тему (ответы на вопросы);

- навыками гигиены учебной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- понимать смысл обращенной речи;

- участвовать в разговоре (диалоге), соблюдая правила речевого этикета;

- соблюдать правила этики, культуры общения и поведения на воспитательных занятиях, культурно - массовых мероприятиях и т. п.

 

IV КЛАСС

105 часов (3 часа в неделю)

 

Повторение (12 часов)

 

Выделение предложения из устной и письменной речи. Прописная буква в начале предложения, точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения. Составление с помощью учителя предложений по вопросам, текстов по сериям сюжетных картинок. Дополнение предложений пропущенными словами. Упорядочение деформированных предложений (без необходимости изменять форму слова).

 

Текст (17 часов)

 

Различение предложений, не связанных между собой по смыслу, и текста. Определение темы понятного по содержанию текста.

Заглавие и тема текста, их соответствие. Подбор заглавия к тексту (к серии сюжетных картинок) из предложенных вариантов.

Упорядочение деформированного текста (3 - 5 коротких предложений простой структуры) на основе анализа последовательности повествования: что было вначале, затем, чем закончилось.

Устный подробный пересказ прочитанного текста в виде ответов на вопросы после предварительного устного анализа содержания с помощью учителя с заменой имен действующих лиц словами он, она, оно, они.

Составление текстов из 3 - 5 предложений (устно) по сюжетной картинке, сюжетной серии картинок, по вопросам, опорным словам и словосочетаниям.

 

Предложение (24 часа)

 

Вычленение предложения из текста.

Выделение в предложении слов, называющих, о ком или о чем в нем говорится, что именно говорится.

Построение простых предложений по вопросам, по образцу, из слов, которые даны в начальной форме. Построение графических схем предложений и составление предложений по данной схеме.

Упорядочение деформированных предложений (без необходимости изменять грамматическую форму слова). Завершение предложения и распространение его по вопросам учителя. Подбор недостающих по смыслу слов.

Оформление предложения на письме. Прописная буква в начале предложения, точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Интонация конца повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения. Построение схемы простого предложения.

Участие в диалоге (короткие и развернутые ответы на вопросы учителя, учеников). Задавание вопросов одноклассникам на темы из школьной жизни, на бытовые темы.

Списывание предложений с доски и учебника с организацией самоконтроля.

 

Слово (22 часа)

 

Обогащение словаря словами - названиями предметов (расширение видовых единиц в родовой группе). Родо - видовая группировка слов - предметов: овощи, фрукты, домашние и дикие животные (звери, птицы), одежда, обувь и др.

Правильное употребление в речи слов - предметов в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложении. Постановка вопросов кого? чего? кому? чему? и др.

Предлоги у, в, на, над, под, с. Их употребление в речи и правописание.

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц, рек. Прописная буква в этих словах.

Знание своего домашнего (школьного) адреса. Написание адреса на конверте.

Различение по вопросам кто? что? слов - предметов. Постановка вопросов к словам, называющим действия: что делал? что делали? что делает? и др.

Нахождение в тексте слов, называющих животных, растения, предметы домашнего обихода, явления природы и др. Подбор к заданному слову - предмету нескольких слов - действий. Определение предмета по действию, по ряду действий.

Слова, называющие признаки (качества) предметов. Называние признаков (качеств) предметов по вопросам какой? какая? какое? какие? Нахождение слов - признаков предметов в тексте и правильное соотнесение их со словами, называющими предметы. Подбор и называние ряда признаков (качеств) заданного предмета. Определение предмета по ряду признаков (качеств) (белый, пушистый, холодный - снег). Сравнение двух предметов по их характерным признакам (яблоко сладкое, а лимон...).

Связь слов, называющих признаки предметов, со словами, называющими предметы. Замена названий предметов словами он, она, оно, они в конструкции предмет + признак (описание предмета).

 

Звуки и буквы (20 часов)

 

Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке.

Согласные и гласные звуки. Ударные и безударные гласные.

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение их на письме буквами. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я.

Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова.

Звонкие и глухие согласные. Правописание их на конце слова.

Перенос слова по слогам.

Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу.

 

Повторение и обобщение изученного за год (10 часов)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: