Пояснительная записка

 

Язык является основным средством познания человеком окружающего мира и установления связей в системе социальных отношений. Он выступает незаменимым компонентом процесса развития словесно - логического мышления и эффективным средством формирования личности. Поэтому характер речевой деятельности в большой степени определяет качество жизни человека, а умение правильно высказывать свои мысли и чувства в устной и письменной форме влияет на процесс вербального общения между людьми.

Во вспомогательной школе с русским языком обучения русский язык выступает не только предметом изучения, но и средством обучения учащихся другим учебным предметам. Кроме того, он обслуживает процесс воспитания детей на уроках и во внеурочное время, обеспечивая формирование положительных личностных качеств учащихся. Не менее важна коррекционная роль языка в развитии познавательных процессов и коммуникативных умений.

Обучение языку детей с интеллектуальной недостаточностью строится на личностно ориентированном и компетентностном подходах. Личностная ориентированность выражается в учете возможностей и способностей каждого учащегося при формировании готовности к речевому общению в различных жизненных ситуациях. Благодаря компетентностному подходу в результате обучения происходит формирование коммуникативно - речевой, языковой и социальной компетенций. Социальная компетенция предполагает усвоение жизненно значимого опыта, важного для максимально успешного функционирования человека в условиях конкретного социального окружения, характеризующегося определенным уровнем морально - нравственного развития и речевой культуры. Такой опыт оптимизирует процесс социализации и социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Коммуникативно - речевая компетенция определяет формирование коммуникативно - речевых умений, обеспечивающих вербальное и невербальное общение учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях социального взаимодействия, в разнообразной эмоционально привлекательной совместной деятельности. Языковая компетенция выражается в практико - ориентированных знаниях учащихся о языке и в умении адекватно их использовать в процессе общения. Это витагенные знания, отвечающие требованиям действенности, экологической коммуникации, личностного развития и коррекционной направленности.

Обучение языку во вспомогательной школе призвано обеспечивать практику устного и письменного общения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в различных ситуациях. Оно организуется на основе учета особенностей функционирования психических процессов учащихся и специального отбора фонетического и лексического материала, использования продуктивных методик формирования грамматического строя речи, специфических средств и приемов, помогающих формировать языковые представления и развивать речь. Данный подход вытекает из сути антропоцентрической концепции языкового образования, реализовать которую помогает коммуникативная технология. Она отражена в программе через подачу речевого материала в следующей последовательности: текст, предложение, слово, звук. Важно не то, что ученик знает о языке, а как он может пользоваться языком в повседневной жизни для удовлетворения своих нужд и потребностей. Грамматика перестает рассматриваться как предмет изучения, а становится средством овладения речью во всех ее функциях. Усвоение первичных знаний по лексике, грамматике и правописанию осуществляется одновременно с умственным и речевым развитием школьников. Продолжается работа по формированию фонематического восприятия на полисенсорной основе, развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словарного запаса, развитию связной устной и письменной речи.

Содержательные линии изучения предмета "Русский язык" следующие:

- формирование элементарных языковых знаний, умений и навыков;

- развитие связной устной речи;

- воспитание и коррекция личности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Цель обучения русскому языку во вспомогательной школе с русским языком обучения (III - V классы) - формирование у учащихся коммуникативно - речевых и языковых умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование русского языка во всех видах речевой деятельности и различных ситуациях общения.

Задачи обучения:

в рамках языковой компетенции:

- осмысление текста, предложения, слова и звука с точки зрения их использования в речи и формирование первоначальных лексических и грамматических обобщений;

- усвоение орфографических, лексических и грамматических знаний (в пределах программного содержания) для применения их на практике;

- предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.

в рамках коммуникативно - речевой компетенции:

- формирование практических коммуникативно - речевых умений и навыков использования русского языка во всех видах речевой деятельности;

- развитие связной устной и письменной речи учащихся и обогащение словарного запаса учащихся;

- формирование умения адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (определять тему, основную мысль);

- формирование умения отбирать языковые средства для создания собственных высказываний в соответствии с темой и основной мыслью;

- формирование культуры речевого общения и поведения.

в рамках социальной компетенции:

- активизация познавательного интереса и коррекция психических процессов учащихся средствами языка;

- обеспечение морально - нравственного, эстетического и интеллектуального развития и положительных качеств личности учащихся;

- содействие социальной адаптации учащихся путем ориентации содержания обучения на социальную адаптацию и социализацию учащихся.

Цель и задачи обучения русскому языку в III - V классах вспомогательной школы с русским языком обучения обусловили принципы построения курса русского языка, определили содержание программы и характер его предъявления. В системообразовательном единстве принципов языкового образования первое место при обучении детей с легкой интеллектуальной недостаточностью занимает коммуникативно - деятельностный принцип, так как эффективность обучения этих учащихся языку определяется практической ориентированностью языкового образования и учетом специфики протекания психических процессов и речевой деятельности в частности.

Содержание программы определили основные единицы языка: текст, предложение, слово, звук и буква. Программа для III - V классов построена по линейно - концентрическому принципу: текст, предложение, слово, звуки и буквы изучаются в каждом классе с постепенным приращением объема информации об изучаемых единицах и совершенствованием умений и навыков речевой деятельности. Языковой материал от класса к классу постепенно усложняется. Например, в III классе школьники учатся группировать слова по тематике, принадлежности к обобщающему слову, действиям, которые можно с указанными словами выполнять, а также различают слова, называющие один и несколько предметов. В IV классе формируется навык правильного употребления в речи слов в различных грамматических формах. В V классе совершенствуется навык правильного управления и согласования слов в предложении. Учащиеся знакомятся с корнем слова и однокоренными словами, с правописанием безударных гласных, глухих и звонких согласных в корнях слов.

Изучение каждого раздела ориентировано на формирование общих представлений о языковых фактах, развитие практических умений использования их в речевой деятельности.

Текст

Изучение данного раздела обеспечивает формирование элементарных представлений о тексте и умений отличать его от набора не связанных между собой предложений. Предусматривается анализ текста (название и тема), подбор заглавия, устные ответы на вопросы по содержанию текста, устный пересказ прочитанных текстов по абзацам после их анализа, выделение частей текста - повествования, написание текстов по образцу (поздравление, записка, адрес...).

Коррекционные задачи реализуются при упорядочении деформированного текста, придумывании иного конца, замене героя, от имени которого ведется рассказ.

Предложение

Учащиеся младших классов вспомогательной школы знакомятся с повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями и знаками препинания в конце этих предложений. Узнают о главных и второстепенных (без деления на виды) членах предложения, связи слов в предложении. Формируются навыки построения простого и сложного предложений, закрепляются орфографические и пунктуационные умения. Продолжается работа над интонацией конца предложения.

Коррекционные задачи реализуются при упорядочении деформированного предложения, выборе недостающего слова, соответствующего предлога и т. п.

Слово рассматривается в лексическом и грамматическом аспектах. Лексическая работа предполагает практический характер. Учащихся подводят к пониманию, что слова называют те или иные предметы, действия, признаки предметов, бывают противоположными или близкими по смыслу. Лексическое значение становится исходным для понимания морфологии (понимание того, что слово обозначает предмет, признак предмета или действие, является основанием для распределения слов по частям речи).

Постоянное внимание уделяется расширению словарного запаса учащихся жизненно значимым материалом и активной практике словоупотребления.

Понимание смысла слова дает возможность найти корень слова, что помогает усвоению изучаемых орфографических правил.

Коррекционные задачи реализуются, в частности, при составлении слова из "рассыпанных" слогов, при выборе соответствующего слова, приставки из ряда предложенных.

Подготовка к изучению частей речи начинается с III класса. Учащиеся практически знакомятся со словами, называющими предметы, и учатся различать их по вопросам кто? что?; со словами - названиями действий и учатся называть слова - действия предметов и различать их по вопросам (что делает? что делают? что делать? что сделать? и др.), а также согласовывать слова, называющие действия, со словами, называющими предметы.

В IV классе школьники знакомятся со словами, называющими признаки (качества) предметов, учатся различать их по вопросам какой? какая? какое? какие? и согласовывать со словами, называющими предметы. В V классе закрепляются сведения о словах, называющих предметы, действия и признаки предметов.

Звуки и буквы

Раздел решает задачи совершенствования фонетических и графических умений и навыков учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Серьезные фонетико - фонематические нарушения, свойственные этим детям, затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Звуко - буквенный анализ - основа формирования фонетически правильного письма и письма по орфографическому правилу.

На протяжении III - V классов учащиеся закрепляют навыки, полученные в I - II классах, отрабатывается артикуляция звуков, правильное произношение слогов и слов, правильная постановка ударения, что способствует развитию орфоэпической культуры устной речи учащихся. Продолжается работа по обозначению звуков на письме буквами в соответствии с правилами русской графики. Совершенствуется навык различения ударных и безударных гласных, мягких и твердых, глухих и звонких согласных. Это основа орфографических правил (написание проверяемых безударных гласных, обозначение мягкости согласных на письме, правописание проверяемых парных согласных). Орфографические правила не заучиваются в качестве вербальных формулировок, а усваиваются путем систематического использования алгоритма действия по написанию правильной буквы в слове.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: