Механизм государства: понятие, структура и принципы

Механизм государства это система органов, осуществляющих властные полномочия, государственные учреждения, осуществляющие социальные функции и государственные предприятия. Основой государственного механизма является государственный аппарат, так как именно он юридически обеспечивает и организует государственную власть. Государственный аппарат состоит из государственных органов. Государственный орган это самостоятельная, организационно структурированная, имущественно обособленная часть государственного аппарата, наделенная законодательно определенными полномочиями для реализации одной или нескольких функций государства.

Структура механизма государства включает: 1) государственный аппарат - системообразующий элемент меха­низма государства, состоящий из государственных органов, обладающих государственно-властными полномочиями; государственные учреждения - выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохране­ния, культуры, науки и т.д.; государственные предприятия – осуществляют материальное обеспечение функционирования государственных органов и государственных учреждений.

2) государственных служащих (политических и административных);

3) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности механизма государства.

Построение и деятельность механизма современного государства осуществляется на основе определенных прин­ципов, к которым относятся: гуманизм, разделение властей, гласность, компетентность, законность, демократизм.

Разделение властей

Теория разделения властей — результат многовекового раз­вития государственности, поиска действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Она была создана несколькими поколениями исследователей государства и политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически обоснована Джоном Локком, в классическом виде разработана Шарлем Луи Монтескье, Иммануилом Кантом, Бенжаменом Констаном, Александром Гамильто­ном, Джеймсом Мэдисоном. Впервые и наиболее последо­вательно принцип разделения властей был воплощен в Конституции США 1787 г.

Основные положения этой теории: разделение властей закрепляется конституцией. Законодательная, исполнительная и судебная влас­ти предоставляются различным людям и органам. Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой властью. Никакая власть не может пользоваться правами, пре­доставленными конституцией другой власти. Судебная власть действует независимо от политичес­кого влияния, судьи обладают неприкосновенностью и пожизненными гарантиями. Судебная власть может объявить законнедействительным, если он противоречит кон­ституции.

Теория разделения властей в государстве призвана установить гарантии невозможности узурпации власти любым должностным лицом или органом государства. Первоначально она была направ­лена на ограничение власти монарха, а затем стала исполь­зоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры. Принцип разделения властей воспринят теорией и прак­тикой всех демократических государств. Современное государствоведение и конституционная практика наряду с классической триадой законодательной, исполнительной и судебной власти признают существование учредитель­ной, избирательной, муниципальной, контрольно-надзорной вла­стей, а также самостоятельного института власти главы государства.

Институт государства: понятие и виды

Понятие «институт государства» употребляется в двух значениях. В широком смысле институт государства — это один из социальных институтов, связанный с выделением публичной власти из общества. В узком смысле слова инс­титут государства — это относительно обособленная и са­мостоятельная часть государственной организации, имею­щая определенные функции.

Различают организационные и функциональные инсти­туты государства. К числу организационных институтов государства относятся институт президента, институт пар­ламента, институт правительства, институт местных орга­нов исполнительной власти. Среди функциональных инсти­тутов выделяют институт выборов и референдума, институт административного контроля, институт конституционного контроля.

Важное значение имеет классификация институтов го­сударства по принципу разделения властей, поскольку она сочетает и организационный, и функциональный мо­менты. В этом плане выделяют: институт законодательной власти; институт исполнительной власти; институт главы государства; институт судебной власти; институт контроль­ной власти.

Институты государства изменяются в ходе историческо­го развития. Некоторые институты исчезают (институт абсолютной монархии), другие возникают (институт контрольно-надзорной власти).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: