Механизм государства это система органов, осуществляющих властные полномочия, государственные учреждения, осуществляющие социальные функции и государственные предприятия. Основой государственного механизма является государственный аппарат, так как именно он юридически обеспечивает и организует государственную власть. Государственный аппарат состоит из государственных органов. Государственный орган это самостоятельная, организационно структурированная, имущественно обособленная часть государственного аппарата, наделенная законодательно определенными полномочиями для реализации одной или нескольких функций государства.
Структура механизма государства включает: 1) государственный аппарат - системообразующий элемент механизма государства, состоящий из государственных органов, обладающих государственно-властными полномочиями; государственные учреждения - выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.; государственные предприятия – осуществляют материальное обеспечение функционирования государственных органов и государственных учреждений.
2) государственных служащих (политических и административных);
3) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности механизма государства.
Построение и деятельность механизма современного государства осуществляется на основе определенных принципов, к которым относятся: гуманизм, разделение властей, гласность, компетентность, законность, демократизм.
Разделение властей
Теория разделения властей — результат многовекового развития государственности, поиска действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Она была создана несколькими поколениями исследователей государства и политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически обоснована Джоном Локком, в классическом виде разработана Шарлем Луи Монтескье, Иммануилом Кантом, Бенжаменом Констаном, Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном. Впервые и наиболее последовательно принцип разделения властей был воплощен в Конституции США 1787 г.
Основные положения этой теории: разделение властей закрепляется конституцией. Законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам. Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой властью. Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти. Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи обладают неприкосновенностью и пожизненными гарантиями. Судебная власть может объявить законнедействительным, если он противоречит конституции.
Теория разделения властей в государстве призвана установить гарантии невозможности узурпации власти любым должностным лицом или органом государства. Первоначально она была направлена на ограничение власти монарха, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры. Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Современное государствоведение и конституционная практика наряду с классической триадой законодательной, исполнительной и судебной власти признают существование учредительной, избирательной, муниципальной, контрольно-надзорной властей, а также самостоятельного института власти главы государства.
Институт государства: понятие и виды
Понятие «институт государства» употребляется в двух значениях. В широком смысле институт государства — это один из социальных институтов, связанный с выделением публичной власти из общества. В узком смысле слова институт государства — это относительно обособленная и самостоятельная часть государственной организации, имеющая определенные функции.
Различают организационные и функциональные институты государства. К числу организационных институтов государства относятся институт президента, институт парламента, институт правительства, институт местных органов исполнительной власти. Среди функциональных институтов выделяют институт выборов и референдума, институт административного контроля, институт конституционного контроля.
Важное значение имеет классификация институтов государства по принципу разделения властей, поскольку она сочетает и организационный, и функциональный моменты. В этом плане выделяют: институт законодательной власти; институт исполнительной власти; институт главы государства; институт судебной власти; институт контрольной власти.
Институты государства изменяются в ходе исторического развития. Некоторые институты исчезают (институт абсолютной монархии), другие возникают (институт контрольно-надзорной власти).