Законодательная власть

Понятие законодательная власть имеет несколько зна­чений. Законодательная власть — это: 1) полномочия издавать общеобязательные нормативно-правовые акты, принадлежащие народу, либо делегирован­ные народом своим представителям в парламенте; 2) носитель народного суверенитета, выражение воли народа, интересов народа; 3) система органов государства, имеющих право при­нимать законы.

В современном государстве законодательная власть носит представительный характер. На основе вы­боров народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осущест­влять государственную власть, это подчеркивает первичность и верховенство представительных органов в механизме государственной власти. Функции законодательной власти: законодательная, представительская, учредительная, контрольная.

В Республике Казахстан высшим представитель­ным и законодательным органом является Парламент -собрание представителей народа — депутатов, которые принимают законодательные акты. Свои полномочия он осуществляет на основе Конституции и Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года с изменениями и дополнениями. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе.

Парламенты могут иметь двухпалат­ную и однопалатную структуру. В федеративных государст­вах парламенты состоят из двух палат (одна из них пред­ставляет народ, а другая — субъектов федерации), которые, как правило, обладают одинаковыми полномочиями (в США — Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет). Двухпалатная парламентская система имеет место в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стрем­лением к более устойчивому равновесию сил между испол­нительной и законодательной властями. В Республике Казахстан парламент состоит из двух палат: Сенат и Мажилис. Однопалатные парламенты существуют, главным обра­зом, в странах с однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). В палатах Парламента депутаты работают в комиссиях и комитетах, которые бывают смешанные, специальные, посто­янные и временные.

Исполнительная власть

Исполнительная власть — это совокупность полномочий по непосредственному управлению обществом. Исполнительная власть имеет производный, подзаконныйхарактер. Содер­жание деятельности исполнительной власти — государственное управление, включающее: исполнительную деятельность — осуществление решений, которые приняты органами законодательной власти; распорядительную деятельность — осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполне­ния организационных действий; контрольную деятельность — проверки, ревизии, инспекции с целью проконтролировать деятельность ни­жестоящих органов и учреждений.

Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются Конституцией и Конституционным законом Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г с изменениями и дополнениями. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, — перед Мажилисом Парламента и Парламентом.

Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; 2) представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета; 3) осуществляет иные функции предусмотренные конституцией и законодательством. Свою деятельность правительство осу­ществляет через государственные органы — министерства, агентства, комитеты.

Судебная власть

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г. с изменениями и дополнениями.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.

При применении закона судья должен руководствоваться следующими принципами: 1) лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда; 2) никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение; 3) никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом; 4) в суде каждый имеет право быть выслушанным; 5) законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон; 6) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; 7) никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди; 8) любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; 9) не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом; 10) применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный совет с представлением о признании этого акта неконституционным.

Тема лекции № 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: