МАТЕМАТИКА
(учебное пособие)
Череповец,
2009
УДК 51(075)
ББК 22.1я7
Х 12
Хавроничева, Н.А.
Математика: учебное пособие / В.И. Хавроничев, Н.А. Хавроничева. – Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2009.
Рецензенты:
Летавин М.И., доктор физико-математических наук, профессор (Университет Российской академии образования, Череповецкий филиал).
Учебное пособие рассчитано на студентов заочного обучения со сроком обучения 5 л. 10 м. Основные положения теоретического материала дополняются задачами с решениями. Пособие содержит варианты контрольных работ для самостоятельного решения студентами, а также примерные вопросы для зачетов и экзаменов.
Рассмотрено на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин, протокол № 9 от 19.06.2009.
Одобрено редакционно-издательским советом филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Череповце, протокол № 10 от 22.06.2009.
Ó Хавроничева Н.А., Хавроничев В.И., 2009
|
|
Ó Филиал СПбГИЭУ в г. Череповце, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………... | 4 |
Содержание разделов дисциплины «Математика»………….............. | 5 |
Тема 1. Элементы линейной алгебры……………………………........ | 12 |
Тема 2. Элементы аналитической геометрии………………………... | 25 |
Тема 3. Введение в анализ…………………………………….............. | 32 |
Тема 4. Дифференциальные исчисления функции одной переменной…………………………………………………… | 42 |
Тема 5. Дифференциальные исчисления функции нескольких переменных…………............................................................. | 52 |
Тема 6. Неопределенный интеграл………………………………........ | 59 |
Тема 7. Определенный интеграл…………………………………........ | 68 |
Тема 8. Обыкновенные дифференциальные уравнения……............... | 74 |
Тема 9. Ряды……………………………………………………………. | 83 |
Тема 10. Элементы теории вероятностей…………………….............. | 92 |
Тема 11. Комплексные числа………………………………….............. | 110 |
Тема 12. Элементы линейного программирования………….............. | 112 |
Контрольная работа № 1………………………………………………. | 129 |
Контрольная работа № 2………………………………………………. | 136 |
Контрольная работа № 3………………………………………………. | 141 |
Контрольная работа № 4………………………………………………. | 146 |
Формы и содержание отчетности студентов……………………......... | 151 |
Список литературы…………………………………………….............. | 160 |
Приложение…………………………………………………….............. | 162 |
Введение
Цель курса математики – изучить математический аппарат и научить студентов его применять при решении практических экономических задач, показать связь математики как естественнонаучной дисциплины и экономики – как общепрофессиональной дисциплины для формирования ключевых компетенций молодого специалиста. Студенты должны изучить основы аналитической геометрии и линейной алгебры, методы дифференциального и интегрального исчисления; освоить методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений, изучить элементы линейного программирования и теории вероятностей.
|
|
Математика как учебная дисциплина в системе обучения специалистов опирается на школьный курс математики, используя все его разделы. Значительная часть материала выносится на самостоятельную работу, что служит развитию навыков самостоятельного изучения литературы по математике и её приложениям. В процессе изучения дисциплины:
Студенты должны знать:
- основы алгебры и аналитической геометрии;
- уравнения линии и поверхности;
- основные понятия теории пределов;
- основное содержание дифференциального и интегрального исчисления;
- порядок исследования функции одной и нескольких переменных;
- существенные признаки сходимости рядов;
- случайные события, случайные величины и законы их распределения;
- основы линейного программирования.
Уметь:
- использовать основные понятия и теоремы при решении задач;
- применять алгоритмы решения задач и исследования функций;
- собирать и систематизировать материал практической деятельности;
- владеть математическими приемами при решении экономических задач.
Приобрести практические навыки:
- решения системы линейных уравнений методом Крамера, методом обратной матрицы и методом Гаусса;
- действий над векторами и матрицами;
- дифференцирования;
- исследования функций и построения графика функций;
- интегрирования;
- решения дифференциальных уравнений;
- применения основных формул для вычисления вероятностей;
- установления корреляционных и регрессионных связей;
- применения математических моделей для решения экономических задач.
Методические указания в учебном задании содержат общие указания и разбор типовых вариантов четырёх домашних контрольных работ, которые должны быть выполнены студентами I-II курсов в 1, во 2, 3 и 4 семестрах. Формой контроля в первом и четвертом семестрах является экзамен, во втором и третьем семестрах – зачёт.
Курс математики состоит из следующих разделов:
1. Основы алгебры и анализа.
2. Интегральное исчисление. Обыкновенные дифференциальные уравнения. Ряды.
3. Теория вероятностей.
4. Численные методы и оптимизационные задачи.
Содержание разделов дисциплины «Математика»