This file was created 130 страница


 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Вишванатха Чакраварти приводит несколько значений слова ананйа-вишайани. Это выражение может означать, что Господь являл в Двараке деяния, которые были необычны даже для Его полных экспансий, не говоря обо всех остальных. Это выражение также может указывать на то, что Господь являл эти лилы ради Своих чистых, беспримесных преданных. В любом случае, тот, кто пересказывает или слушает повествования об этих играх, несомненно, будет идти путем сознания Кришны и, как пишет Шрила Прабхупада, «легко получит освобождение и вкусит нектар лотосных стоп Господа Кришны». Объясняя слово анумодате, Шрила Прабхупада пишет, что человек, который «помогает проповеднику, участвующему в Движении сознания Кришны», тоже обретет упомянутые здесь блага.


 

Так заканчивается комментарий смиренных слуг А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к шестьдесят девятой главе Десятой песни «Шримад Бхагаватам», которая называется «Нарада Муни посещает дворцы Господа Кришны в Двараке».


 

 Словарь терминов 


 

 # А #
 


 

* Абхаса - отражение, подобие.

* Абхая (абхайа) - бесстрашный.

* Абхеда-вритти - прямое толкование Писаний.

* Абхидха-вритти - прямое толкование священных писаний.

* Абхидхея (абхидхейа) - одно из трех основополагающих понятий вайшнавской теологии, - значение, смысл; средства достижения конечной цели; преданное служение в стадии практики(садхана-бхакти).

* Абхинивеша - глубокая привязанность к материальному; страх смерти; подсознательные привычки, сохранившиеся с прошлых жизней.

* Абхишека - церемония омовения Божества, или другого священного предмета поклонения йогуртом, молоком и водой.

* Авадхута - святой высочайшего уровня, личность, находящаяся выше общественных, социальных, и даже религиозных правил и условностей.

* Аватара - “тот, кто нисходит”, нисхождение Бога или Его посланника в определенном образе с той или иной миссией.

* Авиакта - непроявленное состояние творения.

* Авидья (авидйа) - непонимание, невежество, отсутствие истинного видения своего положения как слуги Шри Кришны; иллюзорная энергия Бхагавана (майа).

* Авидья-шакти (авидйа-шакти) - Сила Господа, вводящая в неведение, то же, что и майа.

* Агни - божество огня; элемент огня.

* Агнихотра - ведический ритуал поклонения огню.

* Агьяната (агйаната) - невежество, незнание.

* Агьята-сукрити (аджната-сукрити) - благочестивые поступки, совершенные неосознанно.

* Адбхута-аударья (адбхута-аударйа) - необычайное великодушие.

* Адбхута-ваданья (адбхута-ваданйа) - необычайная щедрость.

* Адбхута-карунья (адбхута-карунйа) - необычайное милосердие.

* Адвайта - “недвойственность”: 1) качество Всевышнего Господа, означающее, что Он является единой, неделимой Истиной; хотя из Него исходит сияние бесконечного Брахмана и Он распространяет Себя в виде Своего частичного проявления Параматмы, Он остается неделимым; 2) философская система адвайта-веданты (майавади) провозглашает единство индивидуальной души и Брахмана.

* Адвайта Ачарья (Адвайта Ачарйа) - один из ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Входит в состав Панча-таттвы. Почитается гаудия-вайшнавами как Маха-Вишну.

*Аджа - имя Всевышнего Господа, означающее “нерожденный”.

* Аджамила - брахман, ставший величайшим грешником из-за связи с проституткой и спасенный от посланников Ямараджа благодаря неосознанному произнесению Святого Имени Господа Нараяны. История Аджамилы описана в Шестой Песне “Шримад Бхагаватам”, и часто приводится гаудийа-вайшнавскими учителями как пример намабхасы.

* Аджнана - незнание, невежество.

* Ади-Гуру - Изначальный Гуру, Бхагаван; является изначальным Гуру всех духовных учителей в ученической преемственности.

* Ади-дева - Шри Кришна, Изначальный Господь всех богов (см. “Шримад Бхагавад-гита”, 4.11).

* Ади-Пуруша - Изначальный Наслаждающийся, Причина всех причин, изначальное высшее мужское начало, Шри Кришна.

* Ади-раса - изначальная, чистая, неоскверненная материей раса, существующая в духовном мире.

* Адхарма - неправедность, безрелигиозность, отклонение от закона дхармы.

* Адхидайвика-клеша - страдания от стихийных бедствий, которые вызываются богами. Этот, и два нижеследующих - это три вида страданий, испытываемых дживой в материальном мире.

* Адхибхаутика-клеша - страдания, причиняемые другими живыми существами; одно из трех видов страданий, испытываемых дживой в материальном мире.

* Адхирудха - супружеская любовь, которую являют гопи Враджа.

* Адхьятмика-клеша (адхйатмика-клеша) - страдания, причиняемые собственными умом и телом.

* Адхирудха - высочайшая степень божественной любви в разлуке, которую испытывал Махапрабху во время Своих заключительных лил в Джаганнатха Пури.

* Адхокшаджа - одно из Имен Господа, означающее “Тот, Кого невозможно постигнуть материальными чувствами”; запредельный, трансцендентный.

* Айшварья (аишварйа) - величие, могущество; внушающий чувство благоговения, трепета и преклонения величественный аспект Господа, олицетворением которого является Шри Нараяна Вайкунтха-дхамы (в противоположность мадхурье); каждое из шести божественных величий, которыми обладает Шри Бхагаван.

* Акама - тот, у кого нет материальных желаний.

* Акарма, или наишкарма - действия, не создающие материальных последствий (кармы).

* Акрура - дядя Господа Кришны.

* Акхила-расамрита-мурттих - Шри Кришна, Личность и олицетворение всего многообразного блаженства расы; Первопричина, Основа и Жизнь всего.

* Акшая тритья (акшайа-тритйа) - начало Трета-юги и Чандана Ятры. В этот день был создан ячмень - один из необходимых элементов для жертвоприношений.

* Амала-бхаджана - чистое служение Бхагавану.

* Амала-кришна-бхаджан - чистое преданное служение Шри Кришне.

* Аманина манадена - наставление, оставленное Шри Чайтаньей Махапрабху в Его “Шикшаштаке”: “не требуй почестей для себя, но сам почитай каждого” (“Шикшаштака”, 3).

* Амара - бессмертие.

* Амбариша Махараджа - великий царь и великий преданный Господа, который практиковал все девять форм преданного служения. История жизни Амбариши Махараджа рассказана в Девятой песни “Шримад Бхагаватам”.

* Амнаях (амнайах) - ведическая традиция, передающаяся по цепи ученической преемственности.

*Амрита - “нектар бессмертия”, полученный богами и демонами при пахтаньи Молочного океана.

* Амша - часть, или распространение Шри Кришны.

* Амша-аватара - частичная, неполная аватара.

* Ананда - блаженство, высшая божественная радость, аспект природы Верховного Господа. См. также сат-чит-ананда.

* Ананья-бхакти (ананйа-бхакти) - чистая бхакти, не смешанная ни с какими другими желаниями.

* Ананта - безграничный,бесконечный. 1) распространение Господа Баларамы в виде тысячеглавого змея, поддерживающего все миры и олицетворяющего Собою силу притяжения; 2) имя Господа Баларамы.

* Анартха - “бесполезное, нежелательное”; внутренние препятствия в сердце к обретению Парамартхи, высшего богатства. Берут начало в ложных представлениях о себе, Господе, о цели, пути, и препятствиях на пути. Анартхи приводят к: а)жажде временных материальных удовольствий, мистических сил и освобождения; б)апарадхам; в)к заболеваниям сердца: пустым привязанностям, лицемерию, насилию и т.п. * Анартха- нивритти - четвертая стадия развития бхакти-латы: избавление от анартх, их уничтожение. Объяснение этого можно найти в книге Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура “Мадхурья-кадамбини”.

* Анатма - то, что не является душой; инертная материя.

*Анга - каждое из девяти составляющих преданного служения, таких как слушание и воспевание.

* Ангира - один из семи великих мудрецов, рожденных Брахмой.

* Аниманам - ничтожно малый.

* Анируддха - четвертое проявление Господа в Его четвертичном распространении на Вайкунтхе(см. Чатур-вьюха).

* Анна-прашана - ведическая церемония, на которой ребенку впервые предлагают блюда, приготовленные из злаков.

* Антаранга-шакти - вечная энергия Кришны (см.”Шримад Бхагавад-гита”, 7.5)

* Антарьями (антарйами) - аспект Всевышнего Господа. Находится только в сердце чистого Преданного - там же, где находится и Вриндаван. Антарьями - это Сам Кришна, тогда как Параматма - лишь частичное Его проявление.

* Анубхава - одна из составляющих расы. Внешние проявления духовных чувств преданного, такие как танец, пение, и т.п. Всего выделяется 13 анубхав.

* Анумана - индуктивное знание. Индукция - способ рассуждения от частотных фактов, положений к общим выводам; противоположность дедукции. Одна из трех основных праман.

* Анугатья - следовать по стопам, быть последователем, покорность, верность.

* Ану-чайтанья (ану-чаитанйа) - ограниченное сознание дживы.

* Апаварга - освобождение.

* Апапа-виддха - чистый и неоскверненный; тот, кого не может коснуться грех.

* Апара - не духовное; неподвижная, инертная материя; материальная природа.

* Апана-даша - стадия преданного служения, на которой преданный ощущает умиротворение в бхава-бхакти, первом раскрытии бутона

божественной любви. Следует за шраддхой, шравана-дашей, варана-дашей и садхана-дашей.

* Апара-вичара - поверхностное суждение, относительная точка зрения.

* Апарадха - оскорбление. Есть 64 сева-апарадх, 10 нама-апарадх

* Апара-пракрити - низшая, внешняя энергия Господа, майа-шакти.

* Апратипатти - безразличие, или отсутствие вкуса ко всему духовному - например, отсутствие желания совершать служение.

* Апа-сампрадая (апа-сампрадайа) - религиозное течение, отклонившееся от подлинной вайшнавской сампрадаи.

* Апаурушея (апаурушейа) - “не-” или “сверхчеловеческое” - то, что поведано не материальной личностью; слова, сказанные Верховным Господом.

* Аравиндакша - имя Всевышнего Господа, означающее “лотосоокий”.

* Арадхана - поклонение, служение; поклонение Шри Шри Радхе-Говинде в медитации гаятри мантрой; служение, которое воздает Шри Кришне Шримати Радхарани.

* Арадхйо Бхагаван - поклоняемый Бхагаван.

* Арати - церемония поклонения Господу, в ходе которой Ему предлагают пищу, светильник, веер, цветы и благовония. Центральный элемент храмового богослужения.

* Араньяки (аранйаки) - ведические писания, часть шрути (одного из двух главных разделов Вед). Предназначались для лесных отшельников (ванапрастха) и готовили человека к полному отречению от мира (санньяса).

* Арджуна - третий из братьев Пандавов, близкий друг Кришны, находящийся с Господом в сакхья-расе, которому на поле Курукшетра Кришна поведал “Бхагавад-гиту”.

* Ароха - восходящий процесс познания.

* Артха - “выгода”, “польза”, “богатство”; экономическое благополучие, которое следует за мирской религиозностью (дхармой) и составляет основу для удовлетворения чувств (камы). Вторая из четырех из целей в системе варнашрамы.

* Арупа-лая (арупа-лайа) - уничтожение самого ума.

* Арчана - поклонение образу Господа в храме, одна из девяти форм преданного служения.

* Арчана-видхи - правила и предписания, которые необходимо соблюдать в процессе арчаны.

* Арча-виграха - форма Господа, Которой поклоняются в храме.

* Арчи - супруга Притху Махараджа, полное распространение Лакшми Деви (см. Четвертую песнь “Шримад Бхагаватам”).

* Арья (арйа) - “благородный”; человек ведической культуры, строящий свою жизнь на основе принципов Вед.

* Асакти - “привязанность”; непосредственная и глубокая привязанность к Господу и Его чистым преданным, шестая ступень развития растения бхакти (бхакта-латы), следующая за вкусом (ручи) и предшествующая появлению бхавы.

* Асамаурдха - Верховный Господь, Которого никто не может превзойти или сравниться с Ним по величию.

* Асана - поза, положение тела, третья ступень йоги - тренировка тела.

* Асмита - ложное мировоззрение, вызванное отождествлением себя с телом; мышление в рамках концепции “я” и “мое”.

* Асур (асура) - противоположность божественному человеку, демон, атеист: закоренелый материалист.

* Аскеза - добровольное принятие на себя трудностей, неудобств; или усилие, направленное на удовлетворение Господа или Его посланника, Шри Гуру.

* Атма - божественная сущность человека, буквальное значение - “я”, но может относиться к телу, уму или душе.

* Атма-ниведана - предание себя Господу или Его представителю, одно из девяти главных направлений преданного служения.

* Атмарама Атма-майа - внутренняя энергия Господа.

* Атманиведана - жертвенность, предание себя Богу.

* Атма-никшепа - полное самопредание; одно из слагающих шестисложной шаранагати. Предложить все без остатка: от тела со всем к нему относящимся, и вплоть до чистой души, Лотосным Стопам Шри Хари. Все корыстные устремления отвергаются, и каждое действие посвящается только Кришне.

* Атма-таттва - наука о природе души.

* Атма-ха - убийца души.

* Атьяхара (атйахара) - накопление излишних богатств.

* Аудасинья (аудасинйа) - апатичное преданное служение, отсутствие твердой решимости в садхане.

* Аударья-Лила (аударйа-лила) - одна из лил Господа Кришны, где Он являет Себя как Шри Чайтанья Махапрабху.

* Аулы - одно из тринадцати ложных учений, объявляющих себя последователями Господа Чайтаньи, но в действительности привязанных к материальным действиям.

* АУМ (ОМ) - изначальный звук; выраженный звуком символ Абсолюта, из которого произошла вся Вселенная; мантра.

* Ахайтуки-крипа - беспричинная милость Бхагавана или Его чистых преданных.

* Ахам мамети - восприятие себя материальным телом, основанное на ложных концепциях “я” и “мое”.

* Аханкара - “то, что создает “я”"; “ложное эго”, тонкоматериальный элемент, заставляющий порабощенное материей живое существо отождествлять себя со своим тонким и грубым материальным телом.

* Ахимса - непричинение вреда живому.

* Ахайтуки-крипа - беспричинная милость Господа или Его чистых преданных.

* Ахлада - скрытая в дживах духовная энергия блаженства.

* Ачала - неподвижный; гора (см. “Шримад Бхагавад-гита”, 2.24).

* Ачаман - очистительный обряд, в ходе которого человек выпивает несколько капель воды, повторяя имена Господа.

* Ачарья (ачарйа) - тот, кто учит своим примером; истинный духовный учитель. Обычно титул “ачарья” дается особо возвышенным учителям.

* Ачарьябхеда (ачарйабхеда) - см. Панчавидха-бхеда.

* Ачарья-аватара - нисшествие ачарьи из духовного мира.

* - божественные деяния Шри Чайтаньи Махапрабху в роли ачарьи, когда Он приходит, чтобы раздавать прему всем живым существам.

* Ачетанаа - лишенный сознания.

* Ачинтья (ачинтйа) - “непостижимое”, выходящее за пределы рассудка и воспринимаемое только через откровение.

* Ачинтья-бхедабхеда-таттва (ачинтйа-бхедабхеда-таттва) - учени “непостижимого одновременного тождества и отличия” Господа, живых существ и Его энергий. Один из основополагающих принципов Учения Шри Чайтаньи Махапрабху, подробно разработанный Его учениками и последователями, прежде всего - Госвами Вриндавана.

* Ачит-джагат - лишенный сознания (чит) мир косной материи.

* Ачьюта (Ачйута) - “непогрешимый”, “непоколебимый”, одно из имен Господа (см. “Шримад Бхагавад-гита”, 2.25).

* Аша - поклонение Шри Бхагавану в надежде исполнения материальных желаний. См. Поклонение.Аша-бандха - непоколебимая вера в благосклонность Господа.

* Ашрам (ашрама) - каждая из четырех ступеней, или укладов жизни в системе варнашрама (см. также брахмачарья, грихастха, ванапрастха, санньяса); обитель, монастырь, община, где занимаются духовной практикой; жилище отшельника.

* Ашрая (ашрайа) - прибежище, опора; источник; субъект; личность, которая вмещает в себя те, или иные качества или вещи.

* Ашрая-виграха (ашрайа-виграха) - Шримати Радхарани, сокровищница духовной любви Господа. Дживе никогда не следует считать себя достойной уникального, положения ашрая-виграхи - одна мысль об этом приводит к падению. Чистое бытие дживы в духовном мире - это положение вечной служанки Шримати Радхарани. Так же - Господь как вместилище премы, как ее обладатель.

* Ашрая-виграха-ачарья (ашрайа-виграха-ачарйа) - Шри Гуру как проявление Шримати Радхарани в этом мире.

* Ашрая-таттва (ашрайа-татва) - вечный спутник Господа, божественное прибежище для обусловленных душ. Чтобы вступить в вечные игры Господа, джива должна обрести прибежище в преданном-рагануге в его особой расееАшта-калья-лила (ашта-калйа-лила) - восемь вечных игр Шри Шри Радхи-Кришны во Врадже, сменяющие друг друга каждые три часа - предмет медитации возвышенных преданных, практикующих смарану.

* Аштанга-йога - восьмиступенчатая йога, основы которой заложил Патанджали. Синоним мистической и медитационной йоги..Ашта-саттвика-бхава - восемь внешних признаков бхавы, духовного блаженства (оцепенение, испарина, поднятие волосков на теле, прерывание голоса, трепет, изменение цвета кожи, слезы, беспамятство).

* Ашта-сиддхи - восемь мистических совершенств, приходящих к человеку в процессе практики аштанга-йоги.

* Ашта-сакхи - восемь главных, любимых Шримати Радхарани гопи, глубоко преданных Ей и совершающих вечное любовное служение Шри Шри Радхе-Говинде: Лалита, Вишакха, Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха, Рангадеви, Судеви, Читра.

* Ашта-сатвика-викара - восемь разновидностей экстатических симптомов, проявляемых чистыми преданными: скованность, испарина, “гусиная кожа”, пресекающийся голос, дрожь, обморок, побледнение и плач.

* Аштоттара-шата (сто восемь) - титул духовного учителя (Шри Гурудева), указывающий на то, что он является шуддха-бхактой чистым преданным Шри Бхагавана.

* Ашубха - неблагоприятный, вредный.

* Ашутоша - имя Господа Шивы, означающее “тот, кого легко удовлетворить”.

* Аюрведа (Айур-веда)- Ведическая наука о здоровье. Изложена в одной из вспомогательных Вед того же названия.


 

 # Б #
 


 

* Бабаджи - живущий в отречении подвижник; пятый, высший ашрам.

* Баддха-джива - зависимая, порабощенная майей душа, вынужденная претерпевать повторяющиеся рождения и смерти.

* Баяса (байаса) - испытываемое преданным духовное чувство возраста в своем духовном теле на Голоке Вриндавана.

* Баладева - первое полное проявление Господа. В аударье-лиле - Господь Нитьянанда. Изначальный духовный учитель.

* Баладева Видьябхушана - великий вайшнавский святой, автор многих книг по вайшнавской философии (“Говинда-бхасья”, и т.д.). Признается Гаудия-Ведантачарьей.

* Бали Махарадж - царь демонов, ставший великим преданным, отдав все, что у него было Господу в Его воплощении Ваманадевы.

* Балья (балйа) - Образ Кришны как ребенка.

* Бамья-бхави (бамйа бхави) - настроение “либеральных” Гопи (“левого крыла”), держащихся свободно, в пышности и богатстве.

* Басантхана (васантха) - испытываемое преданным духовное чувство присутствия, обитания на Голоке Вриндавана.

* Бахиранга-шакти - внешняя энергия Господа, известная как маха-майа (см. “Шримад Бхагавад-гита”, 7.4).

* Биджа - “семя”; “корень”; “основа”; особый слог, представляющий собой важнейшую часть мантры.

* Билвамангал Тхакур (Билвамангала Тхакура) - великий преданный Господа, автор многих книг, самой знаменитой из которых является “Кришна-карнамрита”.

* Бимба - красный плод, растущий во Вриндаване.

* Божественная Чета - Шри Шри Радха-Кришна, Всевышний Господь и Его наивысшая духовная сила блаженства.

* Брахма - первое сотворенноесущество во вселенной; одна из гуна-аватар Бхагавана, управляющая гуной страсти (раджо-гуной); силой, дарованной Шри Кришной, создающий все разнообразие материального мира. Принадлежит к джива-таттве, но иногда Сам Господь становится Брахмой. Брахма нашей вселенной известен как Вайраджа. У него четыре головы, восемь глаз и восемь рук. Он великий бхакта Шри Кришны и изначальный Гуру (ади-гуру) Брахма-Мадхава-гаудия-сампрадайи.

* Брахма-бхута - состояние блаженства и умиротворенности, достигаемое при осознании Брахмана, когда личность черпает удовлетворение в самой себе.

* Брахмавади - те, кто стремятся к осознанию Брахмана, преимущественно в Его безличном проявлении; имперсоналисты.

* Брахма-гаятри -одна из мантр гаятри.

* Брахма-джигьяса (брахма-джигйаса) - вопросы, связанные с природой Высшей Реальности.

* Брахмаджьоти (брахмаджйоти) - духовное сияние божественного образа Шри Кришны - безличный Брахман, цель майявади.

* Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая - сампрадая, берущая свое начало от Господа Брахмы, которому Шри Кришна поведал знание Вед. Сампрадая-ачарьи - Шри Чайтанья Махапрабху

* Брахма-мухурта - благоприятное время (полтора часа до восхода солнца), особенно способствующее духовной практике.

* Брахман - Абсолют; безличное, лишенное качеств, всепроникающее проявление Бхагавана, сияние божественного образа Шри Кришны.

* Брахмананда - блаженство соединения с Брахманом; в вайшнавской литературе утверждается, что в сравнении с великим океаном счастья према-бхакти, такое блаженство подобно лужице от копыта теленка.

* Брахманда - сферообразная вселенная, созданная Брахмой.

* Брахманы (в ед.ч. брахмана) - сословие ученых людей и священнослужителей; высший из четырех сословий в системе варнашрамы.

* Брахманы (в ед.ч. брахмана) - класс священных текстов, входящих в состав четырех изначальных Вед, в которых дается детальное описание ведического ритуала, а так же мифологическое и эзотерическое истолкование ведических ритуалов. Главным образом, предназначены для брахманов.

* Брахма-рандхра - отверстие на макушке, через которое достигший совершенства йог может покинуть свое тело, чтобы отправиться на любую планету по своему выбору.

* “Брахма-самхита” - молитвы Господа Брахмы, обращенные к Всевышнему Господу, Говинде, в которых он описывает духовный мир и процесс сотворения материальной вселенной. “Брахма-самхита” состоит из ста глав, однако в настоящее время доступна лишь одна, пятая глава. Эта глава была найдена Шри Чайтаньей Махапрабху во время Его паломничества по Южной Индии. Величайшие ачарьи гаудия-вайшнавизма, такие как Шрила Рупа Госвами, Шрила Джива Госвами, Шрила БхактивинодТхакур и Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупад написали комментарии на “Брахма-самхиту”.

* Брахмастра - разрушительное оружие, аналогичное ядерному, которое приводится в действие произнесением специальных мантр.

*Брахма-теджас - духовная мощь брахмана.

* Брахмачари - ученик, живущий в ашраме Шри Гуру и соблюдающий обет целомудрия; носит одежду шафранового цвета.

* Брахмачарья (брахмачарйа) - первый из четырех укладов жизни в системе варнашрамыБрахма-шапа - проклятие брахмана. Считается, что такое проклятие обладает огромной силой.

* “Брихан-нарадия-пурана” (брхан-нарадийа-пурана) - одна из Пуран, в которой содержится знаменитый стих, особо подчеркивающий значение воспевания Святого Имени Господа Шри Хари в эпоху Кали.

* Брихаспати - духовный учитель богов, божество планеты Юпитер.

* Будда (Буддха) - лила-аватара Господа Кришны, Явившийся в начале Кали-юги; Шакьямуни-Будда, также известный как Сиддхарта Гаутама(624-544 гг. до н.э.), основатель современного буддизма.

* Буддхи-йога - синоним бхакти-йоги (преданного служения Кришне), указывающий на то, что бхакти-йога подразумевает полное подчинение разума (буддхи) воле Всевышнего Господа.

* Бхаваа - начальная ступень любви к Богу, сравниваемая с появлением первых лучей солнца премы. Ступень бхакти, на которой сущность внутренней силы Господа, состоящая из духовного знания и блаженства (вишуддха-саттвы), переносится в сердце преданного из сердца Вечного Спутника Шри Бханавана. Затем она смягчает сердце различными видами духовного вкуса. На видимом уровне бхава характеризуется проявлением

* Бхава-бхакти - спонтанное любовное служение Бхагавану, превосходящее служение по правилам и предписаниям; преданность на уровне бхавы.

* Бхава-сева - стадия севы, совершаемая на уровне бхавы, наступающая после преодоления всех намапарадх; на этой стадии важнейшим становится внутреннее служение.

* Бхаваушадхи - одно из имен Господа, которое означает “Тот, кто излечивает от болезни материального существования”.

* “Бхагавад-гита” - “Песнь Бога” (Бхагавана). Знаменитая беседа Всевышнего Господа Шри Кришны с Его преданным Арджуной, состоявшаяся перед началом битвы на Курукшетре. В ней раскрывается суть всего духовного знания и бхакти провозглашается высшим совершенством души. Составляет часть шестой книги “Махабхараты”, хотя издается и читается как самостоятельное произведение.

* Бхагаван - Бесконечный, Изначальный, Нерожденный. Высший, личностный аспект Господа, обладающий шестью величиями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отреченностью в их абсолютной полноте. Тот, Кто безраздельно распоряжается всеми видами энергий. Он лично владеет всеми силами.

* Бхагавата - все, что связано с Бхагаваном, Верховным Господом, и, в первую очередь, Его Преданный и “Шримад Бхагаватам”.

* Бхагавата-видхи - форма преданного служения, заключающаяся в служении чистому преданному и проповеди “Шримад Бхагаватам”.

* Бхагавата-дхарма - вечная религия преданного служения Всевышнему Господу.

* Бхагават-анушилана - “анушилана” означает “(постоянная) практика”, “изучение” или “развитие”. Когда указанные действия совершаются в преданном служении Господу, они называются бхагават-анушиланой.

* Бхагавата-пурана - “Шримад Бхагаватам”.

* Бхагавата-саптаха - публичные чтения “Шримад Бхагаватам”, проводимые за плату в течении семи дней профессиональными декламаторами.

* Бхаджана - песня-молитва прославляющая Кришну или Его преданных.

* Бхаджана - преданное служение, исполненное любви к Шри Кришне; в общераспространенном значении: духовная практика, особенно слушание, воспевание и созерцание Святого Имени, Образа, Качеств и Игр Шри Бхагавана; киртан.

* Бхаджана-анга - составляющая бхаджаны: например, арчана.

* Бхаджан-мала - см. джапа-мала.

* “Бхаджана-дарпана” - комментарий Шрилы Бхактивиноды Тхакура на “Манах-шикшу” Шрилы Рагхунатхи Даса Госвами.

* Бхаджана-крия (бхаджана-крийа) - жизнь в служении Шри Кришне шраваной, киртаной и другими слагающими бхакти; третья стадия развития бхакти-латы.

* Бхаджана-кутир - маленькое помещение, хижина, используемые для жилья и бхаджана вайшнавского подвижника.

* “Бхаджана-рахасья” (бхаджана-рахасйа) - произведение Шрилы Бхактивинода Тхакура, в котором с помощью наставлений шастр, слов Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху и Его ближайших спутников, а так же самого Бхактивиноды Тхакура дается краткий обзор ступеней бхакти.

* Бхаджана-сиддхи - духовное совершенство, обретаемое в результате бхаджана.

* Бхакта - преданный.

* Бхакти - преданность; любовное преданное служение Всевышнему Господу.

* Бхакти-абхаса - “тень бхакти”; нечистое преданное служение, с примесями желаний кармы, гйаны и йоги.

* Бхактиведанта - великий преданный, в совершенстве осознавший суть и смысл всей веданты - бхакти, и сам следующий этим путем.

* Бхактиведанта Свами Махарадж (1896-1977) - великий святой и проповедник Гаудия-вайшнавизма двадцатого столетия, широко распространивший и прочно утвердивший дхарму Шри Чайтаньи Махапрабху по всему миру. Ученик Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура. Ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны (ISKCON). Почитается как шактьявеша-аватара Шри Нитьянанды Прабху.

* Бхактивинод Тхакур (1838-1915) - величайший вайшнавский святой, богослов, философ и поэт. Во второй половине девятнадцатого века положил начало возрождению Гаудия-вайшнавизма. Отец и духовный наставник Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура. Автор многих книг, очерков, статей и песен, чрезвычайно высоко чтимых преданными, некоторые из которых опубликованы на нашем сайте.

* Бхакти-деви - олицетворенная преданность; Шримати Радхарани.

* Бхакти-йога - связь со Всевышним Господом посредством преданного служения Ему; метод, с помощью которого можно развить чистую любовь к Богу.

* Бхакти Прамод Пури Дев-Госвами Махарадж - см. Пури Махарадж.

* Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж - см. Шридхар Махарадж.

* “Бхакти-расамрита-синдху” - произведение Шрилы Рупы Госвами, содержащее подробное описание всех аспектов бхакти-йоги.

* Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур (1874- 1937) - Царственный Вайшнав, духовный учитель Бхакти Веданты Свами Махараджа, Шридхар Махараджа, Пури Махараджа. Широко распространил учение Шри Чайтаньи Махапрабху по всей Индии и создал основу для его распространения по всему миру. Основатель духовного движения Гаудия Матх(Миссия Гаудия), представляющего подлинную Шри Гаудия-сампрадаю. Сын и продолжатель дела Шрилы Бхактивинода Тхакура. Автор многих публикаций, представленных на этом сайте.

* Бхакти-таттва - слово “таттва” указывает на истину, реальность или онтологическое начало. То, что относится к жизни в преданности.

* Бхакти-шастры - Священные Писания, посвященные преданности Всевышнему Господу.

* Бхарата - сын Махараджи Душьянты. Некогда правил планетой Земля, и с тех пор ее стали называть Бхарата-варшей. История жизни Махараджи Бхараты рассказана в Пятой песни “Шримад Бхагаватам”.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: