Прогнозирование качественной и количественной
Будущих потребностей в персонале
Анализ внутренних и внешних источников
Выбор путей покрытия потребности в персонале зависит от двух факторов – разработки профессиональных требований к персоналу и определения величины затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала.
В качестве источников покрытия потребности в персонале выделяют следующие:
- учебные заведения;
- коммерческие учебные центры;
- посреднические фирмы по подбору персонала;
- центры обеспечения занятости;
- родственные организации;
- свободный рынок труда;
- собственные внутренние источники.
К внутренним источникам покрытия потребности относятся: высвобождение, переподготовка, перемещение работников с участков, имеющих резервы или в связи с изменением объема производства, механизацией, автоматизацией процессов.
Работе по перемещению кадров должен предшествовать анализ расстановки персонала, использования рабочего времени сотрудников. Перемещение работников позволяет предупредить их уход.
|
|
Преимущества внутренних источников привлечения персонала:
- появления шансов для служебного роста;
- низкие затраты;
- претендентов хорошо узнают в организации;
- сохранение уровня оплаты труда;
- быстрое заполнение освободившейся должности;
- возможность целенаправленного повышения квалификации;
- возможность избежать текучести кадров;
- решается проблема занятости собственных кадров.
Недостатки:
- ограниченные возможности выбора;
- возникновение напряженности при соперничестве;
- появление панибратства, если претендент был до этого наравне с коллегами;
- снижение активности рядовых работников, т.к. автоматически приемником становится заместитель.
Преимущества внешних источников привлечения кадров:
- более широкие возможности выбора;
- появления новых импульсов в развитии организации;
- прием на работу покрывает абсолютную потребность в кадрах.
Недостатки:
- более высокие затраты;
- высокий удельный вес работников со стороны увеличивает текучесть кадров;
- ухудшается социально-психологический климат;
- плохое знание организации;
- длительный период адаптации;
- блокирование возможностей роста для работников организации.
Прогнозирование потребности в персонале позволяет установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.
Качественная потребность; т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификации рассчитывается исходя из:
- профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс;
|
|
- требований к должностям и рабочим местам, закрепленных в должностных инструкциях;
- штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;
- документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.
Расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.д. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности. Общая потребность находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям.
Задача определения количественной потребности в персонале отводится к выбору метода расчета численности сотрудников.
Метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса. Дает возможность рассчитать численность рабочих сдельщиков или рабочих-повременщиков, количество которых определяется исходя из трудоемкости процесса.
,
где ЧР – численность рабочих,
Тн – время, необходимое для выполнения производственных программ,
Тпол – полезный фонд времени одного рабочего,
К – коэффициент пересчета явочной численности в списочную.
Метод расчета по нормам обслуживания в зарубежной литературе называется «агрегат-метод», показывающий зависимость численности от количества обслуживающих машин, агрегатов и других объектов.
,
где Ча – число агрегатов,
Кз – коэффициент загрузки,
Но – норма обслуживания,
К – коэффициент пересчета явочной численности в списочную.
Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности рассматривается как частный случай использования метода норм обслуживания.
Необходимое коэффициент пересчета
Ч= число загрузкаявочной численности
работников в списочную
Норматив численности определяется:
,
где Vр – объем работы,
Но – норма обслуживания.
Тема 8. Организация набора и отбора кадров