Сводный учет - это весь комплекс учетных работ, связанных с группировкой затрат:
- в разрезе установленных статей расходов в целом по организации,
- по распределению затрат между незавершенным производством и товарным выпуском,
- а также по цехам, переделам и другим местам возникновения этих затрат.
На промышленных предприятиях применяют один из двух вариантов этого учета: полуфабрикатный или бесполуфабрикатный.
При полуфабрикатном варианте учета особо выявляют себестоимость полуфабрикатов собственного производства, учитывают их движение в стоимостном выражении по цехам или переделам, т.е. организуют поцеховой учет расходов. Затраты отдельных цехов (переделов) представляют собой сумму их собственных издержек и себестоимость полуфабрикатов собственного производства, полученных из других цехов или предыдущих переделов. Затраты «наслаиваются», и в выпускающем цехе определяют себестоимость готового изделия. В связи с этим возникает необходимость в калькулировании себестоимости и ведении бухгалтерского учета движения таких полуфабрикатов на счете 21 «Полуфабрикаты собственного производства».
Передачу полуфабрикатов на склады и выдачу их в производство оформляют приемо-сдаточными накладными.
При поступлении полуфабрикатов делают запись: Д 21 К 20.
При передаче в переработку или производство составляют обратную запись: Д 20 К 21;
для полуфабрикатов, предназначенных к реализации на сторону: Д 45 (40) К 21.
Аналитический учет полуфабрикатов в бухгалтерии имеет свои особенности: поскольку движение полуфабрикатов обычно отражают по фактической себестоимости, которая в момент выпуска еще не определена, то их оприходование и списание показывают по плановой (нормативной) себестоимости, а выявленные в итоге отклонения относят на счет 21 или счет 20 — в зависимости от порядка учета отклонений.
Если же полуфабрикаты передают непосредственно из цеха в цех, то счет 21 не используют.
Бесполуфабрикатный вариант учета не предусматривает выявления и перечисления стоимости полуфабрикатов своего производства. При их передаче из цеха в цех, отражают лишь количество в системе оперативного учета, а затраты учитываются по местам их возникновения.
На средних и малых предприятиях и особенно в коммерческих организациях применяют упрощенные способы (варианты) сводного учета затрат, нередко все затраты за отчетный период списывают на товарный выпуск.
Затраты главным образом группируют:
1) по видам производства;
2) по местам возникновения затрат (МВЗ):
— системно по всем структурным подразделениям с определением себестоимости продукции данного подразделения,
— по подразделениям без определения себестоимости,
— в целом по организации — на основе группировки материальных запасов и заработной платы производственных рабочих по подразделениям.
Места возникновения затрат подразделяются на производственные и обслуживающие. Подразделяются объекты учета затрат и по центрам затрат, т.е. по тем частям структурного подразделения или местам возникновения затрат, в которых затраты можно подразделить с большей детализацией;
3) по видам вырабатываемой продукции. Такая группировка предназначена для калькулирования фактической себестоимости продукции и поэтому представляет наибольшую сложность; проще всего себестоимость продукции определять, когда имеется возможность группировать и учитывать затраты по каждому производственному изделию.
Синтетический и аналитический учет затрат на производство.
Организация аналитического учета затрат зависит от степени централизации учета, организации учета по местам и центрам затрат, центрам ответственности и от уровня автоматизации учетно-вычислительных работ.
Аналитический учет затрат по отдельным видам продукции (группам), заказам ведут в карточке (ведомости) аналитического учета, построенной по шахматному принципу, где в подлежащем — статьи калькуляции, в сказуемом — незавершенное производство на начало месяца, затраты за отчетный месяц, списание затрат по браку, списание недостач, затрат на выпуск продукции, незавершенное производство на конец месяца.
Синтетический учет затрат при журнально-ордерной форме учета ведется в журнале-ордере № 10, построенном по принципу шахматной ведомости, где в сказуемом — кредитуемые счета, а в подлежащем — дебетуемые, представляющие систему счетов учета затрат.
Журнал-ордер № 10 включает в себя три раздела.
Раздел I «Издержки производства», служащий для свода всех издержек производства по организации в целом, заполняют на основании итоговых данных ведомостей № 12, 14,15 (по дебету счетов 20, 23, 25, 26, 28, 90, 96, 97). В конце раздела подсчитывают итоги по вертикали и горизонтали. Итоги подводят по двум строкам: по элементам и по комплексным статьям. Для получения общей суммы затрат на производство по элементам исключают внутренние обороты.
В разделе II журнала-ордера № 10 рассчитывают затраты по экономическим элементам. Для этого из раздела I переносят итоги строки «Всего по экономическим элементам», а затем затраты корректируют на сумму внутреннего оборота (путем списания затрат с производственных затрат на непроизводственные; т.е. происходит оборот ценностей внутри организации). Данные о внутреннем обороте берут из журнала-ордера № 10-1. После этого к затратам на производство добавляют стоимость недостачи сырья и материалов, списанную со счета 94 на счета 25,26. Рассчитанные с учетом указанной корректировки суммы затрат проставляют по строке «Затраты на производство по элементам, без внутризаводского оборота» за месяц и нарастающим итогом с начала года.
В разделе III «Расчет себестоимости товарной продукции» данные приводят по статьям калькуляции. В данный раздел переносят суммы по дебету счета 20 из раздела I, затем определяют фактическую себестоимость выпущенной готовой продукции по каждой статье расходов: из итогов затрат с остатком вычитают себестоимость списанного окончательного брака, сумму недостач и остатков незавершенного производства на конец месяца.
Продолжением журнала-ордера № 10 является журнал-ордер № 10-1. В нем ведут синтетический учет затрат, не включаемых в производственную себестоимость товарной продукции (на содержание непромышленных хозяйств, затраты по отгрузке и реализации продукции, расходы по ремонту основных средств и др.).
Записи в журнал-ордер № 10-1 вносят с кредита тех же счетов, что и в журнал-ордер № 10. После подсчета кредитовых оборотов в журнале-ордере № 10-1 в него переносят итоговые кредитовые обороты журнала-ордера № 10 и подсчитывают общие итоги кредитовых оборотов по соответствующим счетам для записи в Главную книгу.
При других формах учета для определения итоговых затрат на производство по экономическим элементам и по статьям расходов составляют бухгалтерские регистры (ведомости, машинограммы и др.) аналогичного содержания.