Повреждения внутри транспортного средства у водителя и пассажира.
Повреждения у водителя:
• ушибленные раны, ссадины на лице, преимущественно на передней и левой боковой поверхности лица (в подбородочной области, спинке носа, на лбу);
• переломы костей черепа, лицевого скелета;
• ссадины и кровоподтеки на передней поверхности грудной клетки (при ударе о рулевое колесо), переломы грудины, ребер;
• «хлыстообразные» переломы шейного отдела позвоночника;
• повреждения на верхних конечностях, преимущественно на тыльной поверхности (ссадины, кровоподтеки, раны, переломы в проекции лучезапястных суставов);
• повреждения внутренних органов грудной и брюшной полости;
• переломы костей таза;
• повреждения на нижних конечностях (при ударе о рулевую колонку, педали, рулевое колесо).
Пассажиры внутри салона получают повреждения, ударяясь о выступающие части интерьера машины, к ним относятся
ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, переломы костей скелета и повреждения внутренних органов.
|
|
Для дифференциальной диагностики возможности получения повреждений соответственно месту расположения в момент происшествия необходимо не только иметь представление о внутреннем устройстве автомобиля, но и произвести осмотр его.
Повреждения, возникающие при рельсовой травме, имеют два основных механизма образования: удар выступающими частями подвижного состава и при переезде его колесами.
Повреждения при ударе: локальные повреждения в виде ссадин, ушибленных ран и переломов, а также отбрасывание тела. Возникают явления ушиба и сотрясения тела, а при падении - скольжения по поверхности грунта. Отбрасывание тела нередко сочетается с вращением тела пострадавшего вокруг продольной оси тела, а сам пострадавший может быть отброшен в сторону или может упасть на рельсы.
Повреждения при переезде колесами: размозжения мышц и костей, ножницеобразное скольжение реборды по краю головки рельса при неоднократном переезде колес приводит к расчленению на различных уровнях, на коже вследствие давления колеса возникает так называемая полоса давления, а по ее краям - полоса оссаднения. И полоса давления, и полоса оссаднения оказываются загрязненными смазочными маслами. В начале полосы можно выявить ссадину Т-образной формы («первичный щипок»).
Сдавление между вагонами происходит обычно как несчастный случай. При этом на одежде и коже отпечатываются контуры сдавливающих частей (сцепного механизма, тарелки буферов и пр.), возникают локальные переломы костей и размятия внутренних органов.
В отдельных случаях возникают повреждения вследствие волочения тела потерпевшего, которые могут сопровождаться постепенным расчленением, иногда на значительном расстоянии.
|
|
Тракторная травма, причиняемая колесными и гусеничными тракторами, встречается относительно редко. Особенность повреждений заключается в том, что они возникают при относительно небольших скоростях и значительной массе повреждающего предмета.
Повреждения возникают при наезде колесом или гусеницей трактора, а также внутри трактора - при его опрокидывании. Повреждения при переезде гусеницей довольно характерны: они множественные, симметричные (обычно - ссадины, реже - раны) с уплощением части тела. Одежда и кожа в местах повреждения траками обычно загрязнена почвой.
Авиационная травма подразделяется на три самостоятельные группы: а) повреждения внутри самолета во время полета; б) повреждения внутри самолета при его падении и ударе о землю; в) повреждения частями самолета на земле.
Первая группа повреждений редко бывает самостоятельной, обычно они предшествуют второй группе. Эти повреждения могут быть связаны с разгерметизацией самолета или начавшимся в нем пожаром. В таких случаях форсированная аварийная посадка современных скоростных самолетов обычно оказывается неудачной. Степень сохранности повреждений, возникших во время полета (взлета, посадки), зависит от высоты и скорости последующего падения и характера разрушения самолета.
В случаях падения самолета под углом 10° расчленений тел экипажа и пассажиров не наблюдается. При падении самолета под углом 30° и более происходит значительное смещение тел пострадавших. При ударе воздушного корабля о преграду у пассажиров, фиксированных привязными ремнями, возникают переломы позвоночника в шейном и поясничном отделах, a также повреждения от ударов о части интерьера самолета. Тела погибших при авиационных катастрофах в большинстве случаев сохраняются полностью, а примерно 1/3 подвергается расчленению.
Вопросы для самоконтроля
1 Что понимается под повреждением?
2 Что относится к оружию?
3 Назовите классификацию телесных повреждений
4 Каким образом возникают кровоподтеки?
5 Назовите причины смерти при механических повреждениях
6 Каковы особенности повреждений от воздействия тупых твердых предметов?
7 Назовите основные причины повреждений причиняемые автомобильным транспортом.
Рекомендуемая литература
Основная:
- Самищенко, С.С. Судебная медицина [Текст]: учебник/ С.С. Самищенко.- М.: ЮРАЙТ, 2011.- 465 c.
- Грицаенко, П.П. Судебно-медицинская экспертиза [Текст]: учебное пособие/ П.П. Грицаенко, Г.А. Вишневский.- Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2008.- 140 c.
3. Калемина В. В. Основы судебной медицины и психиатрии [Текст]: учебное пособие/ В. В. Калемина.- М.: Дашков и К, 2008.- 356 c.
4. Медицинская и судебная психология. Курс лекций [Текст]: учебное пособие/ под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова.- 3-е изд.- М.: Генезис, 2009.- 606 c.
- Глотов Д. А. Специальные знания:Проблемы применения в целях обнаружения криминальных инсценировок на стадии возбуждения уголовного дела // Закон и право.- 2011.- № 9.
- Долгова О. Б. К проблеме обоснованности вывода о давности наступления смерти // Российский юридический журнал.- 2012.- № 1.