Структура и содержание внешнеторгового контракта.
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров.
Международная торговая сделка. Виды международных коммерческих операций.
Тема 2. Подготовка к заключению международных торговых сделок
4. Базовые условия поставки «ИНКОТЕРМС 2010».
Согласно ст. 154 ГК РБ сделками признаются действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или приращение гражданских прав и обязанностей. А в соответствии со ст. 155 ГК РБ сделки могут быть двухсторонними или многосторонними (договоры) и односторонними.
Международная сделка – это договор или соглашение между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, о поставке товара определенного количества и качества, услуг или результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с согласованными условиями.
Ни национальная принадлежность сторон, ни их гражданский или торговый статус, ни характер договора не являются критериями отнесения сделки к международной. Международный характер сделки определяется расположением коммерческих предприятий контрагентов: они должны находиться в разных странах.
|
|
В разных национальных правовых системах по разному определяют принадлежность коммерческого предприятия к тому или иному государству. В РБ, США, Великобритании – по месту регистрации учреждения, в Италии – по месту основной деятельности юридического лица, во Франции и Германии – по местонахождению правления юридического лица.
Коммерческая работа предполагает постоянную переписку контрагентов со взаимными предложениями о возможных сделках. Если инициатором сделки выступает покупатель, то он высылает заказ, запрос пли письмо о намерениях. Если инициатива исходит от продавца, он может направить возможному покупателю оферту.
Оферта – это формальное предложение некоторого лица (продавца, оферента)направленное определённому лицу (акцептанту), ограниченному или неограниченному кругу лиц заключить сделку с указанием всех необходимый для этого условий. Выпуск оферты связывает оферента обязательством заключить указанный в оферте договор с акцептантом, официально принявшим предложение, т.е. акцептовавшим оферту.
Публичная оферта – адресованное неопределённому кругу лиц и содержащее все необходимые условия договора предложение из которого усматривается воля оферента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто даст согласие на оферту. Лицо, совершившее необходимые действия в целях акцепта публичной оферты (приславшее заявку на соответствующие товары), вправе требовать от оферента исполнения договорных обязательств.
|
|
Свободная оферта предлагается нескольким покупателям и используется продавцом для предварительного изучения рынка. В случае свободной оферты оферент не связан своим предложением.
Твёрдая оферта предлагается одному потенциальному покупателю с указанием срока, в течение которого продавец связан обязательством продажи. Сделка считается совершённой, если в течение этого срока последует акцепт покупателя.
Акцепт – ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии; согласие на оплату.
Во внешнеторговой деятельности контрагенты вправе высылать встречное предложение – контроферту. Контроферта – ответ покупателя, на полученное предложение продавца, содержащий неполное согласие с предложенными условиями и ряд новых условий для заключения сделки.
Во ВЭД основные внешнеторговые коммерческие операции можно объединить в три большие группы:
1. операции купли-продажи товаров;
2. операции купли-продажи услуг;
3. операции купли-продажи научно-технической продукции.
Наиболее распространенной и традиционной для международной торговли является группа операций купли-продажи товаров. Такие сделки предполагают, что продавец обязуется передать товар покупателю в согласованные сроки и на оговоренных условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную цену. Операции купли-продажи товаров подразделяют на следующие виды:
1. экспортные;
2. импортные;
3. реэкспортные;
4. реимпортные;
5. операции встречной торговли.
К вспомогательным или обеспечивающим коммерческим операциям, связанным с продвижением товаров, услуг, научно-технической продукции от продавцов к покупателям относятся:
1. международные перевозки грузов;
2. международные расчёты;
3. таможенные операции;
4. страхование;
5. операции по финансированию самих операций;
6. операции по заключению соглашений с посредниками и т.д.