Ход урока. Нетрадиционный урок – Урок-диспут

Нетрадиционный урок – Урок-диспут

Место проведения – 6класс

Тема: «Я русский бы выучил…»

Цели:

· развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, высказывать свои мысли;

· развитие грамотной и богатой речи;

· воспитание интереса к родному языку.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент(1-2 мин.) Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга, улыбнёмся, настроимся на работу.  
Актуализация темы Тема нашего разговора сегодня - родной язык. Его называют «великим и могучим», о нём писали Пушкин и Тургенев, Толстой и Пришвин. Для названия сегодняшнего урока мы взяли строку В.В.Маяковского «Я русский бы выучил…». Не удивляйтесь сослагательному наклонению; ведь то, что родной язык изучать надо, знают все. И даже понимают зачем. Вот и мы задумались над вопросом, что же может заставить нас выучить свой язык, что вызвало бы желание научиться говорить грамотно? -мнения самые разные. Надеюсь, что наш урок будет ступенью на пути к вашему желанию выучить родной язык. Но говорить сегодня мы будем не о красоте и величии языка, а его проблемах. Засорение речи чрезмерным использованием иностранных слов. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. (В.Г.Белинский) Одна из самых непростых и в чем-то спорных тем, ставшая проблемой современного русского языка – это употребление в нашей речи иностранных слов, точнее чрезмерное их употребление. Согласны ли вы с позицией В.Г.Белинского? - Как я понимаю, речь идет не об употреблении иностранных слов вообще, а о злоупотреблении ими. Если в научной речи избыточность иностранных слов является помехой, то еще менее целесообразно широко использовать иностранные слова в бытовой речи, тем более, что почти все они имеют русские соответствия. Дайте определение значений иноязычных слов (форум, дотация, резюме, эксклюзивный, кутюрье, визажист). Сравните собственные определения значений с теми, что даны в словарях русского языка. Мы провели один эксперимент: опросили старшеклассников и взрослых. Предложили им объяснить значения слов, которые часто встречаются в СМИ (профицит, ипотека, промоутер, лизинг, провайдер, креатив, дайджест, хеппи-энд, в режиме нон-стоп, фест, харизма, визави, кулуары, чартер, шоп-тур, фетиш, эвтаназия, дресва, дистрибьютор, фьюче-шок) Оказывается, и взрослые, образованные люди, не всегда правильно понимают значение употребляемых слов. Русский писатель, автор исторических романов Алексей Югов писал: «Чем образованнее человек, тем глубже он обязан знать язык своего народа. А следовательно, и надобность хвататься за иностранное словечко должна встречаться у него гораздо реже, чем у человека с недостаточным образованием». Очень часто мы употребляем слова, значение которых не всегда правильно понимаем. Это могут быть повторы слов с одним значением: в чем ошибка? десять человек студентов; первый дебют. Засорение речи может происходить при частом и однообразном повторении слов –«паразитов» (вот, в общем, значит, ну, так сказать). Художник нарисовал репродукцию картины и вышел из комнаты- Такого рода ошибки можно встретить не только в разговорной речи или в школьных сочинениях, но и в печати, теле- и радиопередачах, даже в научных текстах и официальных документах. Они возникают при смешении слов, частично совпадающих по своему значению.На прошлой неделе в нашем районе состоялся форум животноводов. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Очень распространенными стали в речи такие ошибочные сочетания: Не смыкать взгляда, повысить кругозор, встреча созвана. Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Внимательное отношение к слову и к контексту, в котором оно употреблено, поможет избежать подобного рода ошибок. - А теперь поговорим о том, что, наверное, вам особенно близко. Я говорю о молодёжном жаргоне. Что значит это иностранное слово? -Как Вы думаете, в чем причина появления молодежного жаргона? Использование жаргонных слов в речи, безусловно, её не украшает: почти все они имеют грубую окраску. И вряд ли девушке приятно слышать, что её называют кошёлка, телка или что к ней кто-то «клеится». Все жаргонные слова имеют соответствия в литературном языке. Вы знаете смысл этих слов, вам известны и их литературные синонимы. - Вашему вниманию представляем «Словарь молодёжного сленга», составленный группой экспертов. Современные жаргонизмы мы не найдем, допустим, в книгах, написанных в 1970-1980 годах, и наоборот. ВПИСКА- 1.квартира, где можно пожить или переночевать; 2.адрес такой квартиры ДЕПРЕСНЯК - депрессия ДЕПРЕСУХА = депресняк ДЕПРА = депресняк МАЖОР - 1.человек, ведущий общепризнанный социальный образ жизни, и довольный своим материальным совершенством; 2.то же, что [1], но только применительно к представителям элиты, материальное совершенство которых заведомо обеспе­ченно. - Жаргонные слова очень недолговечны, в отличие от слов литературного языка, живущих веками. В результате непонимание, т.е. нарушение общения, особенно когда беседуют люди разных поколений.   - Засорение речи может быть связано с чрезмерным использованием иностранных слов. Но многие иностранные слова утратили свою иноземную форму, значение и пополнили состав русского языка, это какие-то научные и политические термины, которые предназначены для соответствующих стилей. Их использование в определённых типах речи не затрудняет общение. Поэтому я не совсем согласна с Белинским. - А я вот полностью согласен с Белинским. Недавно я смотрел программу «В мире животных», которая мне очень нравится. Её смотрят не только взрослые, но и дети. Готовясь к уроку, я специально записал слова, которыми пользовался ведущий: «репродуктивный возраст, наборы хромосом идентичны, плейстоцеловой фауне, популяционная плотность, самец-доминант, манипулированные, адаптация». И всё это в 10-минутном репортаже о волках. ФОРУМ — мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем. Это понятие встречается в политических, экономических, социальных, религиозных, экологических и многих других сферах жизнедеятельности современного общества. ДОТА́ЦИЯ- Государственное пособие предприятиям, организациям, некоторым категориям лиц для покрытия каких-либо расходов. РЕЗЮМЕ или автобиография или curriculum vitae (лат. curriculum vitae — «течение жизни», жизнеописание) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу. ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ - Исключительный, составляющий исключительную принадлежность. Эксклюзивное интервью (интервью, данное только одному интервьюеру). КУТЮРЬЕ— художник-модельер, работающий в индустрии от кутюр (часто по контракту с ведущими салонами мод и эксклюзивными бутиками) и создающий высокохудожественные модели одежды, а также аксессуары к ним. ВИЗАЖИСТ — специалист в области макияжа, создания образа с помощью средств искусства макияжа. (значение человек заключено в значении слов студенты, рабочие, строители) (дебют –первое выступление) репродукцияне может быть употреблено, поскольку оно означает «картина, рисунок, воспроизведенные посредством печати». В данном случае более точным будет использование слов совещание, съезд. ЖАРГОН - французский термин, которым называют слова и выражения, употребляющиеся в замкнутых кругах людьми определенных профессий, возрастных групп, социальных прослоек. В значении «сниженная речь» употребляется и английское слово СЛЕНГ. Причина появления жаргона в среде молодёжи связана с её стремлением добиться независимости любой ценой, в т.ч. создать язык для общения в своем кругу, нещадно искажая речь, и тем самым противостоять традиционности, трафаретности взрослой речи, которая кажется им пресной и скучной.
Подведение итогов урока - В переломное время, в 1915 году, Бунин писал: Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь СЛОВУ жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же его беречь, Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – РЕЧЬ. Бунин верил в силу слова. Поверим и мы. Тем более в наше мирное время. Очень хочется верить, что наш разговор не прошёл бесследно, что каждый из вас вынес из разговора что-то важное и полезное для себя. И не остался равнодушным к языку. Хочется, чтобы вы всегда помнили, что нет такой науки, нет такой сферы общественной деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такие знания необходимы, чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства. Правда, никто не может заставить человека говорить правильно, ярко, точно, выразительно, если он сам этого не захочет. Но помочь человеку понять, почему он должен стремиться к овладению всеми тонкостями речи, - это долг каждого, кому дорог наш язык.  
Домашнее задание Домашнее задание - написать мини – сочинение «Роль языка в жизни общества» (форма сочинения: письмо другу, очерк, сказка, статья в газету и т.п.). У нас получилась интересная беседа, спасибо за активное участие. До свидания!  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: