Лекция11

l Управление производственным персоналом

l Стимулирование персонала: материальное стимулирование

l Виды материального денежного стимулирования

l Заработная плата (номинальная)

l Заработная плата (реальная)

l Бонусы

l Участие в прибыли

l Участие в акционерном капитале

l Дополнительные выплаты (субсидирование деловых расходов, оплата супруга при сопровождении в командировке и т.д.)

l Виды материального неденежного стимулирования

l Оплата транспортных расходов или обслуживание служебным транспортом

l Сберегательные фонды для работников

l Организация питания

l Скидки при покупке выпускаемых организацией товаров

l Стипендиальные программы

l Программы обучения персонала

l Программы медицинского обслуживания

l Консультативные службы

l Программы жилищного строительство

l Программы, связанные с воспитанием и обучением детей

l Гибкие социальные выплаты

l Страхование жизни

l Медицинское страхование

l Льготы и компенсации, не связанные с результатами

l Дополнительное пенсионное обеспечение

l Принципы организации оплаты труда

  1. Соответствие меры труда его оплате
  2. Устойчивый рост заработной платы
  3. Материальная заинтересованность работников в высоких результатах труда
  4. Взаимосвязь оплаты труда и доходов предприятия
  5. Отсутствие дискриминации по оплате труда
  6. Гибкость и оперативность системы вознаграждения
  7. Самостоятельность предприятия в установлении норм, форм и сумм оплаты труда
  8. Сочетание стимулирования трудового вклада и интересов собственников
  9. Оптимальная периодичность выплаты заработной платы
  10. Стимулирование рационального использования трудовых и иных ресурсов
  11. Обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по отношению к темпам роста заработной платы
  12. Оптимальное сочетание мер материального и морального стимулирования

l Организация оплаты труда

l Хорошо бы не платить совсем, но не получиться…

На отечественных предприятиях существуют две наиболее распространенные системы оплаты труда:

l С кем как договорились («лоскутное одеяло»)

l Максимальная привязка к результатам труда

l Ограничения, которые необходимо учитывать при установлении оплаты труда

  1. Ситуация на рынке труда (проблемы есть у организаций, которые платят мало, и у тех, кто платит много…)
  2. Экономика предприятия (нет доходов – нет зарплаты)
  3. Кадровая политика (каково отношение к персоналу: персонал =затраты или персонал = инвестиции?)
  4. Мнение персонала (приравнивание общего уровня комфорта к удовлетворенности заработной платой)

l Что такое справедливая оплата?

Оплата труда _Gender_Differentiation_in_Salary_Negotiations

Стен Кристенсен, Arbor Advisors

l Задача №1: понимание сотрудниками ценности оплаты труда

Попросите просителей повышения заработной платы представить список их достижений за последние квартал – полгода – год – в связи с которыми им необходимо повысить зарплату

Вы удивитесь, как часто в этом списке будут фигурировать их прямые должностные обязанности…

l Факторы, определяющие желаемый уровень оплаты труда

l Личные (семейные) потребности, ожидаемый уровень жизни (негативный ракурс: погоня за Вандербильдшей)

l Представления о справедливости вознаграждения («Я не готов это делать за такие деньги!»)

l Самооценка и карьерный рост (человек, как правило, ждет, что он будет расти, как и его зарплата)

l Принцип заметного различия (повышение зарплаты не должно восприниматься как обида)

l Петля гистерезиса: чувствительность к вознаграждению

l Содержание вознаграждения за труд

l Компенсационный план (выплата материального вознаграждения за труд)

l Социальный пакет (это не благотворительность, а решение бытовых проблем сотрудников)

l Особенности социального пакета

  1. Бытовые требования сотрудников, как правило, не совпадают
  2. Работникам свойственно просить монетарную замену (что справедливо было!)

l Правила построения компенсационного пакета

  1. Система вознаграждения должна быть проста и понятна для каждого работника
  2. Компенсационный план должен поощрять то поведение, которое мы хотим видеть у работника, и предотвращать то, которое нас не устраивает
  3. Повышение и понижение премиальной части должны зависеть от тех факторов, которые находятся в сфере компетенции, возможностей и способностей работника
  4. Вознаграждение работник должен воспринимать как значимое для себя

l Строим систему оплаты: типы работников

l Работники, от которых ожидается конкретный высокий результат (менеджеры по продажам, промышленно-производственный персонал)

l Работники, от которых ожидается точное и своевременное исполнение функциональных обязанностей (бухгалтеры, инспекторы по кадрам, охранники, секретари)

l Руководители низшего и среднего звена, от которых ожидается результативное и бесперебойное функционирование возглавляемых ими подразделений

l Разработка тарифной сетки

  1. Сравнение должностей и ранжирование работ по значимости (грейдинг)
  2. Тарификация (определение размеров окладов для полученных грейдов)
  3. Привязка к тарифной сетке дополнительного стимулирования (премий, доплат, социального пакета)

l Описание и ранжирование должностей

l Наименование должности

l Цель должности (для компании)

l Подчинение (место в оргструктуре)

l Подчиненные (непосредственные и функциональные)

l Ключевые функции, обязанности

l Образование, повышение квалификации

l Требуемый опыт работы

l Знания, навыки, компетенции: общие и особые

l KPI (3-5 позиций)

Типы оценки

l Классификация (каждому классу соответствует диапазон работ)

l Ранжирование (каждой работе соответствует значимость)

l Балльно-факторный метод (весовая оценка факторов)

l Технология первичной тарификации

  1. Определить минимальный и максимальный уровни оплаты труда на предприятии (не трогая зарплату директората)
  2. Разбить полученный диапазон на равные интервалы, которые станут разрядами тарифной сетки (их должно быть от 5 до 12)
  3. Сопоставить полученные теоретические разряды с реальностью: распределение существующих должностей по интервалам
  4. Поиск «аномальных» случаев – люди со сходными функциями и мерой ответственности получают зарплату по разным разрядам. Приведите эти случаи к некой общей системе

l Дополнительные стимулы

Определите привязку дополнительных стимулов к созданной вами тарифной сетке

Утвердите полученный результат в директорате


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: