Политико-правовая среда

Экономическая среда

Привлекательность страны в качестве экспортного рынка определяется двумя характеристиками ее экономической среды -структура хозяйства и характер распределения доходов в стране.

Структура хозяйства. Хозяйственная структура страны определяет ее потребности в товарах и услугах, уровни доходов и занятости и т.п. Существуют четыре типа хозяйственных структур.

Страны с экономикой типа натурального хозяйства. Примеры: Бангладеш и Эфиопия)

Страны –экспортеры сырья. Примеры: Чили (олово и медь), Заир (каучук), Саудовская Аравия (нефть). Подобные страны явля­ется хорошими рынками для сбыта добывающего оборудования, инструмента и вспомогательных материалов, погрузочно-разгрузочного оборудования, грузовых автомобилей.

Развивающиеся страны. Примеры: Египет, Филиппины, Индия и Бразилия. В рамках развивающейся экономики обрабатывающая промышленность дает уже от 10 до 20% валового национального продукта страны.

Промышленно развитые страны. Примеры: Соединенные Штаты и страны Западной Европы. Промышленно развитые страны являются основными экспортерами промышленных товаров. Промышленно развитые страны с их внушительным средним классом и богатыми рынками для любых товаров представляют большой интерес.

В торая характеристика — характер распределения доходов в стране. На распределении доходов сказываются не особенности хозяйственной структуры страны, а особенности политической системы. По характеру распределения доходов международный маркетинг делит страны на пять видов:

-страны с очень низким уровнем семейных доходов;

-страны с преимущественно низким уровнем семейных доходов;

-страны с очень низким и высоким уровнями семейных доходов;

-страны с низким, средним и высоким уровнями семейных доходов;

-страны с преимущественно средним уровнем семейных доходов.

Возьмем для примера рынок "Ламборджини" — легкового автомобиля стоимостью более 50 тыс. долл. Самым крупным единичным рынком для этого автомобиля оказывается рынок Португалии, самой бедной в Европе страны, в которой, однако, насчитывается немало богатых, заботящихся о своем общественном положении и престиже семейств, способных на покупку такой машины (11).

Разные страны резко отличаются друг от друга и своей правовой средой. При решении вопроса об установлении деловых отношений с той или иной страной следует учитывать по меньшей мере четыре фактора.

Отношение к закупкам из-за рубежа. Некоторые страны относятся к таким закупкам весьма благожелательно, даже по­ощрительно, другие — резко отрицательно. В качестве примера страны с благожелательным отношением можно назвать Мексику, кото­рая на протяжении ряда лет привлекает к себе капиталовложения из-за рубежа, предлагая иностранным вкладчикам льготы и услуги при выборе мест размещения предприятий.

С другой стороны, Индия требует от экспортеров соблюдения импортных квот, блокирует неко­торые валюты, ставит условием введение в руководство создаваемых предприятий большого числа своих граждан и т.д. Именно из-за та­ких "закавык" приняли решение покинуть индийский рынок корпо­рации "ИБМ" и "Кока-кола".

Политическая стабильность. Правительства сменяют друг друга, и иногда перемена курса оказывается очень резкой. Могут конфисковать собственность иностранной фирмы, заблокировать ее валютные резервы, ввести импортные кво­ты или новые обложения. Специалистам по международному марке­тингу, возможно, будет выгодно заниматься предпринимательской деятельностью даже в стране с очень шаткой политической стабиль­ностью, но существующая ситуация непременно скажется на характере их подхода к финансовым и деловым вопросам.

Валютные ограничения. Третий фактор касается ограниче­ний или проблем в связи с валютным обменом. Иногда правительства блокируют собственную валюту или запрещают ее перевод в любую другую, а продавец хочет получить доход в валюте, которой он может пользоваться.

При невозможности этого продавец, вероятно, будет принимать блокированную валюту, если на нее он может приобрести либо товары, которые ему нужны, либо товары, которые он сможет продать где-то в другом месте на удобную для не­го валюту. В худшем случае продавцу, имеющему дело с блокиро­ванной валютой, возможно, придется вывозить свои деньги из стра­ны, где находится его предприятие, в виде неходовых товаров, кото­рые он сумеет продать в другом месте только с убытком для себя.

Государственная машина. Четвертым фактором является степень эффективности системы помощи иностранным компаниям со стороны принимающего их государства, т.е. наличия эффективной та­моженной службы, достаточно полной рыночной информации и прочих факторов, благоприятствующих предпринимательской деятельности. Американцев обычно поражает то, как быстро исчезают препятствия для торговой деятельности, если те или иные должностные лица при­нимающей страны получают соответствующую мзду (взятку).

7.2. Стратегия и тактика проникновения на международные рынки.

Выбор рынка кажется делом сравнительно простым и незамысловатым. Однако прежде всего страны-кандидаты можно классифицировать по нескольким критериям: размер рынка, динамика роста рынка, издержки по ведению дел, конкурентные преимущества и степень риска. Цель ранжирования — установить, какой рынок обеспечит наиболее высокий долговременный доход на вложенный капитал.

Решив заняться сбытом в той или иной стране, фирма должна выбрать наилучший способ выхода на избранный рынок. Она может остановиться на экспорте, совместной предпринимательской деятельности или прямом инвестировании за рубежом. Каждый следующий стратегический подход требует принятия на себя нового объема обязательств и большего риска, но сулит и более высокие прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: