Тема 15. Национальная инновационная система

Содействие развитию инновационной инфраструктуры в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы

Цель – максимальное использование возможностей субъектов инфраструктуры в создании инновационной экономики, производстве высокотехнологичной, наукоемкой продукции.

Задачи – обеспечение благоприятных условий для развития существующих и создания новых субъектов инновационной инфраструктуры согласно приложению 2.

Механизмы реализации:

организационно-структурное развитие инновационной инфраструктуры;

развитие материально-технической и финансовой базы;

укрепление и развитие кадрового потенциала;

организация взаимодействия с государственными органами, некоммерческими объединениями и международными организациями;

развитие международного сотрудничества и внедрение достижений передового мирового опыта поддержки предпринимательства.

В целях активизации процесса создания новых и развития существующих субъектов инновационной инфраструктуры планируется:

дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего вопросы деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, арендных отношений субъектов и предприятий-резидентов;

предоставление права субъектам инновационной инфраструктуры сдавать площади в аренду нерезидентам при условии, что они обеспечивают деятельность резидентов, а также малым инновационным предприятиям по гибким арендным ставкам;

создание новых и развитие существующих субъектов инновационной инфраструктуры, в формировании которых активное участие принимает государство и результатом деятельности которых является создание благоприятной среды для бизнес–сообщества, осуществляющего деятельность в инновационной сфере;

активизация процесса образования крупных корпораций в наукоемких высокотехнологичных направлениях и вовлечение в их технологическое и экономическое пространство малых и средних предприятий;

создание Республиканской ассоциации субъектов инновационной инфраструктуры;

предоставление возможности учреждениям образования, научным учреждениям создавать субъекты инновационной инфраструктуры любой организационно-правовой формы.

Укрепление и развитие кадрового потенциала субъектов инновационной инфраструктуры предусматривает:

определение перспективной потребности в квалифицированных специалистах;

текущее и перспективное планирование повышения квалификации и переподготовки персонала;

разработка и реализация специализированных образовательных программ в сфере проектного менеджмента, маркетинга инноваций, трансфера технологий и коммерциализации интеллектуальной собственности;

внедрение процедуры аттестации руководителей субъектов инновационной инфраструктуры в целях привлечения квалифицированных команд управленцев для работы в технопарках.

Механизм реализации государственной политики в сфере развития инновационной инфраструктуры включает:

предоставление государственной поддержки, в том числе финансовой, консультационной и информационно-правовой, обучение персонала, организационное содействие в подготовке и проведении рекламно-информационных мероприятий, семинаров, выставок, презентаций, конференций, контактно-кооперационных бирж, инновационных ярмарок и конкурсов инновационных идей и проектов;

реализацию программ и проектов международной технической помощи.

Для координации деятельности действующих создаваемых субъектов инновационной инфраструктуры, решения вопросов развития инновационной инфраструктуры планируется создание специализированного общественного объединения – Ассоциации субъектов инновационной инфраструктуры.

Одним из направлений развития НИС является активизация формирования технопарков. Инициаторами их создания должны выступать Правительство Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси, заинтересованные белорусские и иностранные организации. Технопаркам необходимо предоставить льготный режим работы по всем направлениям, включая лицензирование.

Структура технопарка на уровне областного центра может включать инновационный центр, индустриальную зону, центр трансфера и коммерциализации технологий.

В 2011 – 2015 годах планируется развитие и создание новых технопарков во всех областных центрах и г.Минске. К числу наиболее значимых создаваемых технопарков можно отнести технологический парк “Полесье”, основным направлением деятельности которого будет развитие биотехнологий. Минским горисполкомом принято решение о создании технопарка г.Минска на площадях ОАО “Радиан”. Планируется развитие многофункционального технопарка Минской области в Смолевичском районе.

Ответственными за реализацию проектов по развитию инновационной инфраструктуры являются:

“Создание коммунального производственного унитарного предприятия “Научно-технологический парк Гродно” – Гродненский облисполком (завершение проекта – 2015 год);

“Организация деятельности и развитие материально-технической базы ЗАО “Брестский научно-технологический парк” – Брестский облисполком (завершение проекта – 2015 год);

“Реконструкция изолированных помещений под административно-производственный комплекс коммунального унитарного предприятия “Гомельский научно-технологический парк” – Гомельский облисполком (завершение проекта – 2011 год);

“Создание и развитие Минского областного технопарка, КПТУП “Минский областной технопарк” – Минский облисполком (завершение проекта – 2014 год);

“Создание регионального технопарка в г.Минске” – Минский горисполком (завершение проекта – 2015 год).

“Организация деятельности и развитие субъекта инновационной инфраструктуры “Научно-технологический парк Полоцкого государственного университета”, УО “Полоцкий государственный университет” – Минобразование (завершение проекта – 2015 год);

“Организация деятельности и развитие субъекта инновационной инфраструктуры “Научно-технологический парк Витебского государственного технологического университета”, УО “Витебский государственный технологический университет” – Минобразование (завершение проекта – 2015 год);

“Организация деятельности и развитие субъекта инновационной инфраструктуры “Международный инновационный экологический парк “Волма”, УО “Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова” – Минобразование (завершение проекта – 2015 год);

“Организация деятельности и развитие Республиканского инновационного унитарного предприятия “Научно-технологический парк БНТУ “Политехник”, БНТУ, РИУП “Научно-технологический парк БНТУ “Политехник” – Минобразование (завершение проекта – 2015 год).

В регионах следует создавать технопарковые структуры, ориентированные на комплексную поддержку малых инновационных предприятий. К 2015 году планируется размещение в действующих и создаваемых технопарках не менее 300 предприятий-резидентов, создание не менее 1500 дополнительных рабочих мест. Выручка от реализации продукции предприятий-резидентов составит около 870 млрд. рублей в год.

Планируется также формирование крупных объединений – холдингов:

в промышленном производстве – ОАО “БелАЗ” (карьерная и дорожно-строительная техника), ПО “БелавтоМаз” (автомобилестроение), ОАО “Минский моторный завод” (дизелестроение), ОАО “Управляющая компания холдинга “Горизонт” (бытовая техника), “БелОМО” (оптическая электроника), ОАО “Амкодор” (дорожно-строительная, сельскохозяйственная, лесная и специальная техника), межотраслевой производственный холдинг по производству наземного подвижного состава городского и пригородного электротранспорта и транспорта с электроприводом на базе ОАО “Белкоммунмаш”

масложирового, ликеро-водочного холдинга, холдинговой компании “Белорусский сахар”,

холдинговой компании “Белорусский цемент”, металлургического холдинга (на базе ПО “БМЗ” и ПО “Белвтормет”),

ювелирного холдинга (на базе ОАО “Гомельское ПО “Кристалл”, ОАО “Белювелирторг”, ЗАО “Белгран”).

Особое внимание будет уделено развитию венчурного финансирования инновационных проектов, в том числе за счет частных средств. Для этого необходимо:

осуществить выпуск облигаций с высокой долей доходности, предусматривающих предоставление соответствующих государственных гарантий, в целях реализации венчурных проектов.

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Министр экономики, Председатель ГКНТ, Председатель Президиума НАН Беларуси, Национальный банк.

Повышение эффективности системы управления научно-технической и инновационной деятельностью в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы

Цель – повышение “инновационности” экономики Республики Беларусь, насыщение рынка научно-технической продукцией.

Основная задача – максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование “электронного правительства”, перевод в электронную форму большинства услуг, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности в инновационной сфере, дальнейшее формирование вертикальных и горизонтальных структур системы управления научно-технической и инновационной деятельностью.

Механизмы реализации:

формирование специального Инновационного банка, работающего в особом правовом режиме (срок – 2012 год);

дальнейшее формирование в системе НАН Беларуси научно-практических и научно-технологических центров;

создание общественно-консультативного совета при ГКНТ с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, инновационной инфраструктуры и их объединений (срок – второе полугодие 2011 г.);

формирование структурных подразделений в органах государственного управления, облисполкомах и Минском горисполкоме, горрайисполкомах, непосредственно отвечающих за инновационное развитие видов экономической деятельности и регионов (срок – второе полугодие 2011 г.);

создание республиканских, отраслевых и региональных организаций и подразделений по коммерциализации интеллектуальной собственности (срок – второе полугодие 2011 г. – первое полугодие 2012 г.);

введение должностей официальных представителей ГКНТ и НАН Беларуси в посольствах Республики Беларусь (срок – второе полугодие 2011 г.);

образование венчурных фондов (срок – 2012 год);

создание новых конструкторско-технологических, проектных организаций и опытных производств отраслевой и заводской науки, инженерно-технических центров, филиалов университетских кафедр на предприятиях, отраслевых лабораторий в университетах и академических институтах, организация совместных научно-производственных центров (ежегодно);

создание сети крупных инжиниринговых компаний (ежегодно);

создание отраслевых (межотраслевых) и территориальных интегрированных структур (холдингов, кластеров, финансово-промышленных групп, государственных объединений и других), передача им функций хозяйственного управления от государственных органов (ежегодно).

Совершенствование системы финансирования научно-технической и инновационной деятельности

Цель – повышение эффективности исследований и разработок, обеспечение государственной поддержки и освоения в производстве экспортоориентированной научно-технической продукции, дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, привлечение иностранных инвестиций.

Основная задача – создание целостной системы бюджетных, внебюджетных, венчурных и других финансовых источников, улучшение их координации для устранения разрывов в цепи “наука – технология – производство – рынок” и развития инновационного капитала.

Механизмы реализации:

увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2,5 – 2,9 процента к ВВП в 2015 году, из них за счет бюджетных источников не менее чем до 1,2 – 1,35 процента к ВВП;

ориентация бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и инвестиционной политики на создание благоприятных условий для формирования и функционирования системы государственно-частного партнерства при финансировании научной, научно-технической и инновационной деятельности;

создание многовекторной системы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности с использованием новых финансовых механизмов (фондовых, кредитных, страховых, венчурных) (срок – второе полугодие 2011 г.– второе полугодие 2012 г.);

создание правовых основ для функционирования вне рамок банковского сектора специализированной финансовой организации, основной целью которой является финансирование государственных программ и мероприятий (срок – 2012 год);

разработка порядка финансирования государственных программ и мероприятий за счет кредитов банков, обеспечивающего привлечение банков к их финансированию на конкурсной и добровольной основе (срок – 2012 год);

разработка эффективной системы страхования инновационных рисков для выполнения НИОК(Т)Р и инновационных проектов на основе создания специализированных страховых организаций или резервирование в бюджете (срок – второе полугодие 2011 г. – второе полугодие 2012 г.);

расширение практики проведения государственной научной и научно-технической экспертизы с привлечением зарубежных специалистов для обеспечения реализации научно-технических и инновационных разработок (срок – второе полугодие 2012 г.).

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Министр экономики, Министр финансов, руководители органов государственного управления, председатели облисполкомов и Минского горисполкома.

3. Опыт формирования инновационной инфраструктуры в постиндустриальных странах

1. Формы государственной поддержки инновационного бизнеса

Активизация инновационной деятельности хозяйствующих субъектов и развитие национальной экономики инновационного типа являются ключевыми условиями повышения уровня и качества жизни населения, конкурентоспособности страны на мировой арене, обеспечения экономического роста, а также национальной безопасности страны.

В период спада инновационной активности национальная экономика и национальный производитель теряют позиции на внешнем и внутреннем рынках, нарастает инвестиционный и технологический кризисы, сокращаются доходы и поступления в бюджет. С увеличением коммерциализации научно-технических нововведений начинается инвестиционное оживление как предпосылка преодоления кризиса и перехода к фазе экономического подъема. Такой циклический механизм взаимосвязи науки, инноваций, техники и экономического развития подтверждается опытом многих стран.

Мировой опыт показывает, что предпринимательство во всех странах формируется и развивается при действенном государственном участии. Существует многообразие механизмов, с помощью которых государство участвует в создании благоприятного инновационного климата и содействует коммерциализации результатов исследовательской деятельности, предполагающей их«материализацию» в новые виды продукции и технологий и практическое использование, обеспечивающее прибыль. В обобщенном виде применяемые инструменты можно разделить на три большие группы (11).

Во-первых, это прямое финансовое участие государства в виде финансирования определенных проектов или организаций.

Во-вторых, это поддержка связей между государственным и частным сектором в научно-инновационной сфере.

В-третьих, это финансирование создания элементов производственно-технологической инфраструктуры.

Наиболее интересен в данной сфере опыт таких развитых стран, как США, Канада, Франция, Великобритания, где, несмотря на национальные особенности, вопросы, связанные с инновациями, решаются при активном участии государства в формировании инновационной политики. Особое внимание, при этом, уделяется поддержке малого инновационного предпринимательства.

Самый мощный научный и технический потенциал в мире имеют США, вкладывающие в это огромные средства.Правительство США прибегает к различным программам государственного участия в развитии инновационного бизнеса.

Наиболее известной является программа SBIR (Small Business Innovation Research Program), функционирующая с 1982 г. до настоящего времени. Цель программы - обеспечить начальным капиталом бизнес и помочь ему участвовать в НИОКР, финансируемых правительством. Государство, вкладывая средства в высокорисковые проекты, выступает в данном случае как своего рода венчурный капиталист. Финансовый вклад в программу должны вносить федеральные ведомства, чей бюджет на НИОКР превышает 100 млн. долл. США в год (11). При этом каждое ведомство имеет свои научные приоритеты, выделяя в соответствии с ними средства в рамках SBIR. Программа состоит из трех этапов.

На первом этапе в течение полугода малые фирмы-заявители должны показать возможность предлагаемой ими инновации удовлетворить заранее объявленные потребности федерального ведомства. Финансирование при этом не превышает 100 тыс. долл. США.

На втором этапе, длящемся 2-3 года, малое предприятие должно создать прототип изделия. На эти цели выделяется финансирование, равное 750 тыс. долл. США.

На третьем этапе происходит коммерциализация продукта, и государство финансирования не предоставляет. Практика показала, что компаниям требуется в среднем 5-9 лет для того, чтобы развить проект от концепции до коммерческого продукта.

Через четыре года после прекращения финансирования по второму этапу программы около 12% поддержанных фирм оказываются в состоянии коммерциализировать результаты своих НИОКР.

С 1992 г. в США также действует программа поддержки совместных исследований государственных организаций и субъектов малого бизнеса STTR (Small Business Technology Transfer). Целью программы является расширение финансовых возможностей частных предприятий для создания конкурентоспособных товаров на базе новейших технологий, а также формирование условий, благоприятных для продвижения на рынок разработанных университетами и федеральными научными центрами продуктов с использованием коммерческого опыта предприятий малого бизнеса.

Финансовая поддержка предоставляется предприятиям малого бизнеса только для осуществления ими совместных с университетами и федеральными научными центрами исследований и разработок. Вклад со стороны научной организации при этом должен составлять не менее 30%, а малого предприятия - не менее 40%.

Исследовательской организацией и малым предприятием заключается взаимосоглашение о распределении между ними совместно создаваемой интеллектуальной собственности.

По условиям программы малое предприятие должно иметь собственный капитал и не более 500 сотрудников, функционировать на территории США и иметь во главе американского гражданина.

Исследовательская организация также должна находиться в США. STTR также состоит из трех этапов.

На начальной стадии проводят исследование и анализ технических и коммерческих возможностей проекта. Финансирование составляет до 100 тыс. долл. США и длится не более одного года.

На втором этапе проводят исследования и более точно определяют коммерческий потенциал разработки. Финансирование до 500 тыс. долл. США рассчитано на срок не более двух лет (40)..

Если результаты исследований и разработок таковы, что могут быть представлены на рынке для привлечения негосударственных источников финансирования, начинается третий этап, в течение которого финансовая поддержка со стороны программы не предполагается.

Для продолжения работ малые предприятия в последующем должны самостоятельно искать финансовые ресурсы в частном секторе экономики.

В настоящее время в США также действует закон о государственном финансировании исследований и разработок малых фирм, в соответствии с которым федеральные министерства и ведомства должны ежегодно перечислять малым предприятиям средства из своего бюджета на проведение исследований при строго целевом их назначении.

В Канаде ведущую роль в развитии инновационного бизнеса играют государственные программы: (40).

помощи малым и средним предприятиям, предоставляемой Национальным советом по исследованиям и способствующей коммерческому освоению передовых технологий в сфере промышленности;

создания центров совершенствования и новаторства в области техники и технологии (основные задачи: повышение эффективности фундаментальных и прикладных исследований в важных для экономики Канады отраслях, подготовка научных и инженерных кадров мирового класса в решающих для будущей конкурентоспособности областях технологии, координация и интеграция усилий научных и учебных центров, частного сектора);

создания центров разработки, передачи и распространения технологии на базе частных неприбыльных организаций.

Главной является инициированная правительством программа содействия промышленным исследованиям IRAP (Industrial Research Assistance Program), в рамках которой реализуется стратегия стимулирования малых инновационных предприятий. Она предполагает возмещение до 50% затрат на исследования и разработки малым предприятиям, осуществляющим исследования в рамках государственных приоритетов (информационные технологии, биотехнологии, промышленные материалы). В год на реализацию программы выделяется 150 млн. долл. США, и каждый проект длится в среднем 5 лет.

IRAP обеспечивает стратегический доступ малых предприятий к информации, финансовым и техническим ресурсам с целью коммерциализации результатов своих разработок.

Одной из наиболее известных инициатив по поддержке малого бизнеса, функционирующей во Франции с 1979 г., является Национальное агентство по повышению инновационной привлекательности научных исследований ANVAR (Agence Nationale de Valorisation de la Recherche).

Агентство имеет статус независимого концерна с миссией, определяемой правительством и финансируемой за счет бюджетных средств. Ежегодный бюджет ANVAR составляет 215 млн. евро (40). Оно оказывает финансовую поддержку инновационным предприятиям в двух формах:

беспроцентный заем на срок до 5-6 лет, подлежащий возврату в случае успешного выполнения проекта и покрывающий до 50% общих затрат, связанных с этим;

предоставление грантов на сумму до 38 000 евро. Финансирование может быть использовано для подготовки и завершения

инновационных программ, создания инновационных компаний, повышения технологического уровня малых и средних предприятий, а также для стимулирования участия малых и средних предприятий в европейских проектах технологического сотрудничества.

В Швеции поддержка малых технологичных фирм осуществляется через Шведский Фонд промышленного развития IDF (Swedish Industrial Development Fund), задачей которого является кредитование и прямое инвестирование малых фирм, продукция которых относится к приоритетным областям технологического развития, а также которые имеют численность сотрудников до 250 человек и оборот до 400 млн шведских крон. Предпосылкой для получения кредита является наличие у проекта хорошей коммерческой перспективы и высокого уровня менеджмента. Кредит IDF может покрыть до 50% полной стоимости проекта, а процентная ставка кредита оценивается на рыночной основе. Эффективный инновационный процесс возможен только при наличии связей между ключевыми его участниками - научными организациями, вузами, малыми фирмами и промышленностью в целом.

В Гонконге правительством реализуется Программа поддержки инноваций и технологий ITSP (The Innovation and Technology Support Programme), целью которой является оказание поддержки в реализации НИОКР, направленных на инновационную и технологическую реструктуризацию промышленности. Оценка и принятие решения о финансировании проектов исследований и разработок производится по следующим критериям:

проекты должны вносить вклад в инновационную и технологическую реструктуризацию промышленности страны;

результаты проекта должны быть применимы не только в отдельно

взятой компании, но также в отраслях промышленности;

проект должен обладать очевидными технологическими достоинствами. Еще одна программа подобного рода - Программа сотрудничества

университетов с промышленностью UICP (The University-Industry Collaboration Programme), финансирующая проекты НИОКР, проводимые частными компаниями в сотрудничестве с университетами. При этом финансирование со стороны государства является паритетным, и одновременно частный сектор получает возможность использовать знания и ресурсы университетов.

Из государственных средств покрывается до 50% затрат, включая заработную плату исследователей, оборудование и прочие расходы по проекту (11). Остальные 50% вносятся частной компанией-участником. По окончанию проекта права интеллектуальной собственности на полученные результаты переходят к частной компании, которая для участия в программе должна самостоятельно договориться с университетом о проведении совместных исследований, о деталях проекта и итоговых результатах. Во многих странах мира органы власти активно вовлечены в стимулирование

инновационной деятельности. Мировой опыт свидетельствует, что инновационный бизнес, как и инновационная активность предприятий, не может развиваться без государственного участия и поддержки в этой сфере.

2 Стимулирование развития венчурного финансирования инновационной деятельности

В ряде зарубежных стран государство не только создает соответствующую правовую среду для стимулирования венчурных инвестиций в высокотехнологической сфере, но и принимает непосредственное участие в разнообразных схемах финансирования развития венчурного бизнеса, представляющего собой взаимодействие двух предпринимателей - одного с капиталом, а другого с идеей и энергией для реализации определенной научной, технологической или научно-технической идеи и получения прибыли (8). При этом государство выступает наравне с частными инвесторами, признавая для себя возможность риска потери инвестиций.

Государственное присутствие в структурах венчурного финансирования как особой формы высокорискового предоставления средств, заключающейся в прямых долгосрочных инвестициях в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний, предопределяет приоритеты ориентированные на разработку и производство наукоемких продуктов. При этом государственные гарантии в получении прибыли от прироста стоимости вложенных средств выражается в делегировании представителя государства в советы директоров или консультативные советы.

Мировой рынок венчурного капитала постоянно развивается и совершенствуется. Однако нельзя недоучитывать того, что развитие венчурного бизнеса возможно только в благоприятной среде, которую создает совокупность политических, экономических, социальных и психологических факторов (табл. 1.1).

В США, на долю которых приходится более 3/4 мирового объема венчурного капитала, правительство участвует в поддержке венчурного бизнеса опосредованно, через предоставление финансирования малым фирмам, а основными инвесторами в венчурной индустрии являются пенсионные фонды (37,47% всех средств), банки и страховые компании (21,77%), фонды (19,72%), частные лица и семьи (11,03%>) и корпорации (3,46%о) (11).

В Европе соотношение между основными инвесторами отличается от американского значительным преобладанием государственных инвестиций.

С точки зрения прямого государственного участия в развитии венчурного бизнеса в последнее время наблюдаются следующие тенденции:

усиление прямого государственного участия в развитии венчурного бизнеса, особенно в тех странах, которые в начале 1990-х гг. заметно отставали от стран-лидеров (например, Германия, Израиль, Финляндия);

создание при государственном участии инфраструктуры для стимулирования развития венчурного финансирования;• финансирование наиболее успешных венчурных программ правительством, но управление ими со стороны профессионалов из частного сектора.

Формирование венчурной индустрии в Финляндии начиналось исключительно за счет государственных средств (11). Главным финансовым учреждением, финансирующим начальный бизнес в высокотехнологичной сфере, стал финский Национальный фонд исследований и развития - SITRA, который имеет статус независимого государственного фонда под эгидой парламента и управляется как фонд, а не как правительственное агентство.

SITRA является гибридной программой, в рамках которой осуществляется как прямое финансирование начинающих фирм (start-ups), так и вложения средств в региональные фонды поддержки технологических предприятий.

SITRA финансирует фирмы венчурным способом - в обмен на долю акций, от 15% до 40%, и на суммы от 200 тыс. евро до 2 млн. евро. Ежегодные инвестиции из этого фонда составляют приблизительно 50 млн. евро. При прохождении компаниями первого этапа становления в них начинают поступать частные средства.

В 2008 г. объем привлеченных частных венчурных инвестиций в высокотехнологичные компании составил около 1000 млн. евро. Таким образом, в суммарном объеме финансирования государственные средства составляют 10%, но роль государственной поддержки значительно выше. Государственное финансирование является не только катализатором привлечения внешних средств, но и направляется на приобретение технического опыта участниками венчурного бизнеса.

Больше десятилетия существует венчурная индустрия в Израиле.

В 1992 г. правительство страны под руководством Министерства промышленности и торговли сформировало фонд фондов, или инвестиционную компанию, под названием «Yozma» (в переводе означает «инициатива»).

Миссия фонда заключалась в создании рынка венчурного капитала в Израиле. Для оперативного управления фондом были назначены профессиональные венчурные финансисты с опытом работы в технологической промышленности, которые подчинялись совету директоров, представлявших государство (11).

Фонд был использован для капитализации 10 других венчурных фондов, каждый с капиталом 20 млн. долл. К формируемым фондам предъявлялось требование наличия американского или европейского партнера (для обучения израильских коллег методике и принципам инвестирования, развития компаний и ведения дел фонда).В обмен фонд получал 8 млн. долл. из фондов «Yozma», что составляло 40% его бюджета. Остальные средства фонду необходимо было найти самостоятельно. В случае успеха партнеры могли выкупить долю государства за небольшие проценты (7% от прибыли на эту долю).

Программа «Yozma» оказалась очень успешной: 10 фондов были созданы в течение трех лет, и общие чистые инвестиции в них составили 256 млн. долл., из которых 80 млн. долл. было профинансировано «Yozma».

Впоследствии 8 из 10 фондов были выкуплены частными соучредителями, и сам Фонд фондов также приватизирован. Таким образом, благодаря временному использованию государственных средств Израиля было привлечено финансирование, в 50 раз превышающее объем государственных инвестиций, а число технологических компаний превысило 4000.

В Великобритании участие государства в венчурном финансировании осуществляется через основанный в 2000 г. Инновационный фонд высшего образования - HEIF (Higher Education Innovation Fund). HEIF выделяет финансирование для венчурных проектов с учетом региональных приоритетов. Заявка для получения финансирования из HEIF должна быть в форме бизнес-плана, где описаны мероприятия, которые будут проведены в рамках данного проекта, с четким определением всех показателей ожидаемых результатов. При этом должны быть проанализированы риски и непредвиденные обстоятельства, связанные с выполнением проекта. Заявка рассматривается группой экспертов, и решение принимается исходя из того, соответствует ли проект целям HEIF, региональным и национальным нуждам, можно ли привлечь ресурсы из других источников (частный сектор). Средства выделяются на срок три года.

1.Современные подходы к формированию Национальная инновационная система

2. Проблемы формированию Национальная инновационная система

3. направления формированию Национальная инновационная система


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: