Содействие развитию инновационной инфраструктуры в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы
Цель – максимальное использование возможностей субъектов инфраструктуры в создании инновационной экономики, производстве высокотехнологичной, наукоемкой продукции.
Задачи – обеспечение благоприятных условий для развития существующих и создания новых субъектов инновационной инфраструктуры согласно приложению 2.
Механизмы реализации:
организационно-структурное развитие инновационной инфраструктуры;
развитие материально-технической и финансовой базы;
укрепление и развитие кадрового потенциала;
организация взаимодействия с государственными органами, некоммерческими объединениями и международными организациями;
развитие международного сотрудничества и внедрение достижений передового мирового опыта поддержки предпринимательства.
В целях активизации процесса создания новых и развития существующих субъектов инновационной инфраструктуры планируется:
|
|
дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего вопросы деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, арендных отношений субъектов и предприятий-резидентов;
предоставление права субъектам инновационной инфраструктуры сдавать площади в аренду нерезидентам при условии, что они обеспечивают деятельность резидентов, а также малым инновационным предприятиям по гибким арендным ставкам;
создание новых и развитие существующих субъектов инновационной инфраструктуры, в формировании которых активное участие принимает государство и результатом деятельности которых является создание благоприятной среды для бизнес–сообщества, осуществляющего деятельность в инновационной сфере;
активизация процесса образования крупных корпораций в наукоемких высокотехнологичных направлениях и вовлечение в их технологическое и экономическое пространство малых и средних предприятий;
создание Республиканской ассоциации субъектов инновационной инфраструктуры;
предоставление возможности учреждениям образования, научным учреждениям создавать субъекты инновационной инфраструктуры любой организационно-правовой формы.
Укрепление и развитие кадрового потенциала субъектов инновационной инфраструктуры предусматривает:
определение перспективной потребности в квалифицированных специалистах;
текущее и перспективное планирование повышения квалификации и переподготовки персонала;
разработка и реализация специализированных образовательных программ в сфере проектного менеджмента, маркетинга инноваций, трансфера технологий и коммерциализации интеллектуальной собственности;
|
|
внедрение процедуры аттестации руководителей субъектов инновационной инфраструктуры в целях привлечения квалифицированных команд управленцев для работы в технопарках.
Механизм реализации государственной политики в сфере развития инновационной инфраструктуры включает:
предоставление государственной поддержки, в том числе финансовой, консультационной и информационно-правовой, обучение персонала, организационное содействие в подготовке и проведении рекламно-информационных мероприятий, семинаров, выставок, презентаций, конференций, контактно-кооперационных бирж, инновационных ярмарок и конкурсов инновационных идей и проектов;
реализацию программ и проектов международной технической помощи.
Для координации деятельности действующих создаваемых субъектов инновационной инфраструктуры, решения вопросов развития инновационной инфраструктуры планируется создание специализированного общественного объединения – Ассоциации субъектов инновационной инфраструктуры.
Одним из направлений развития НИС является активизация формирования технопарков. Инициаторами их создания должны выступать Правительство Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси, заинтересованные белорусские и иностранные организации. Технопаркам необходимо предоставить льготный режим работы по всем направлениям, включая лицензирование.
Структура технопарка на уровне областного центра может включать инновационный центр, индустриальную зону, центр трансфера и коммерциализации технологий.
В 2011 – 2015 годах планируется развитие и создание новых технопарков во всех областных центрах и г.Минске. К числу наиболее значимых создаваемых технопарков можно отнести технологический парк “Полесье”, основным направлением деятельности которого будет развитие биотехнологий. Минским горисполкомом принято решение о создании технопарка г.Минска на площадях ОАО “Радиан”. Планируется развитие многофункционального технопарка Минской области в Смолевичском районе.
Ответственными за реализацию проектов по развитию инновационной инфраструктуры являются:
“Создание коммунального производственного унитарного предприятия “Научно-технологический парк Гродно” – Гродненский облисполком (завершение проекта – 2015 год);
“Организация деятельности и развитие материально-технической базы ЗАО “Брестский научно-технологический парк” – Брестский облисполком (завершение проекта – 2015 год);
“Реконструкция изолированных помещений под административно-производственный комплекс коммунального унитарного предприятия “Гомельский научно-технологический парк” – Гомельский облисполком (завершение проекта – 2011 год);
“Создание и развитие Минского областного технопарка, КПТУП “Минский областной технопарк” – Минский облисполком (завершение проекта – 2014 год);
“Создание регионального технопарка в г.Минске” – Минский горисполком (завершение проекта – 2015 год).
“Организация деятельности и развитие субъекта инновационной инфраструктуры “Научно-технологический парк Полоцкого государственного университета”, УО “Полоцкий государственный университет” – Минобразование (завершение проекта – 2015 год);
“Организация деятельности и развитие субъекта инновационной инфраструктуры “Научно-технологический парк Витебского государственного технологического университета”, УО “Витебский государственный технологический университет” – Минобразование (завершение проекта – 2015 год);
“Организация деятельности и развитие субъекта инновационной инфраструктуры “Международный инновационный экологический парк “Волма”, УО “Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова” – Минобразование (завершение проекта – 2015 год);
|
|
“Организация деятельности и развитие Республиканского инновационного унитарного предприятия “Научно-технологический парк БНТУ “Политехник”, БНТУ, РИУП “Научно-технологический парк БНТУ “Политехник” – Минобразование (завершение проекта – 2015 год).
В регионах следует создавать технопарковые структуры, ориентированные на комплексную поддержку малых инновационных предприятий. К 2015 году планируется размещение в действующих и создаваемых технопарках не менее 300 предприятий-резидентов, создание не менее 1500 дополнительных рабочих мест. Выручка от реализации продукции предприятий-резидентов составит около 870 млрд. рублей в год.
Планируется также формирование крупных объединений – холдингов:
в промышленном производстве – ОАО “БелАЗ” (карьерная и дорожно-строительная техника), ПО “БелавтоМаз” (автомобилестроение), ОАО “Минский моторный завод” (дизелестроение), ОАО “Управляющая компания холдинга “Горизонт” (бытовая техника), “БелОМО” (оптическая электроника), ОАО “Амкодор” (дорожно-строительная, сельскохозяйственная, лесная и специальная техника), межотраслевой производственный холдинг по производству наземного подвижного состава городского и пригородного электротранспорта и транспорта с электроприводом на базе ОАО “Белкоммунмаш”
масложирового, ликеро-водочного холдинга, холдинговой компании “Белорусский сахар”,
холдинговой компании “Белорусский цемент”, металлургического холдинга (на базе ПО “БМЗ” и ПО “Белвтормет”),
ювелирного холдинга (на базе ОАО “Гомельское ПО “Кристалл”, ОАО “Белювелирторг”, ЗАО “Белгран”).
Особое внимание будет уделено развитию венчурного финансирования инновационных проектов, в том числе за счет частных средств. Для этого необходимо:
осуществить выпуск облигаций с высокой долей доходности, предусматривающих предоставление соответствующих государственных гарантий, в целях реализации венчурных проектов.
|
|
Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Министр экономики, Председатель ГКНТ, Председатель Президиума НАН Беларуси, Национальный банк.
Повышение эффективности системы управления научно-технической и инновационной деятельностью в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы
Цель – повышение “инновационности” экономики Республики Беларусь, насыщение рынка научно-технической продукцией.
Основная задача – максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование “электронного правительства”, перевод в электронную форму большинства услуг, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности в инновационной сфере, дальнейшее формирование вертикальных и горизонтальных структур системы управления научно-технической и инновационной деятельностью.
Механизмы реализации:
формирование специального Инновационного банка, работающего в особом правовом режиме (срок – 2012 год);
дальнейшее формирование в системе НАН Беларуси научно-практических и научно-технологических центров;
создание общественно-консультативного совета при ГКНТ с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, инновационной инфраструктуры и их объединений (срок – второе полугодие 2011 г.);
формирование структурных подразделений в органах государственного управления, облисполкомах и Минском горисполкоме, горрайисполкомах, непосредственно отвечающих за инновационное развитие видов экономической деятельности и регионов (срок – второе полугодие 2011 г.);
создание республиканских, отраслевых и региональных организаций и подразделений по коммерциализации интеллектуальной собственности (срок – второе полугодие 2011 г. – первое полугодие 2012 г.);
введение должностей официальных представителей ГКНТ и НАН Беларуси в посольствах Республики Беларусь (срок – второе полугодие 2011 г.);
образование венчурных фондов (срок – 2012 год);
создание новых конструкторско-технологических, проектных организаций и опытных производств отраслевой и заводской науки, инженерно-технических центров, филиалов университетских кафедр на предприятиях, отраслевых лабораторий в университетах и академических институтах, организация совместных научно-производственных центров (ежегодно);
создание сети крупных инжиниринговых компаний (ежегодно);
создание отраслевых (межотраслевых) и территориальных интегрированных структур (холдингов, кластеров, финансово-промышленных групп, государственных объединений и других), передача им функций хозяйственного управления от государственных органов (ежегодно).
Совершенствование системы финансирования научно-технической и инновационной деятельности
Цель – повышение эффективности исследований и разработок, обеспечение государственной поддержки и освоения в производстве экспортоориентированной научно-технической продукции, дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, привлечение иностранных инвестиций.
Основная задача – создание целостной системы бюджетных, внебюджетных, венчурных и других финансовых источников, улучшение их координации для устранения разрывов в цепи “наука – технология – производство – рынок” и развития инновационного капитала.
Механизмы реализации:
увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2,5 – 2,9 процента к ВВП в 2015 году, из них за счет бюджетных источников не менее чем до 1,2 – 1,35 процента к ВВП;
ориентация бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и инвестиционной политики на создание благоприятных условий для формирования и функционирования системы государственно-частного партнерства при финансировании научной, научно-технической и инновационной деятельности;
создание многовекторной системы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности с использованием новых финансовых механизмов (фондовых, кредитных, страховых, венчурных) (срок – второе полугодие 2011 г.– второе полугодие 2012 г.);
создание правовых основ для функционирования вне рамок банковского сектора специализированной финансовой организации, основной целью которой является финансирование государственных программ и мероприятий (срок – 2012 год);
разработка порядка финансирования государственных программ и мероприятий за счет кредитов банков, обеспечивающего привлечение банков к их финансированию на конкурсной и добровольной основе (срок – 2012 год);
разработка эффективной системы страхования инновационных рисков для выполнения НИОК(Т)Р и инновационных проектов на основе создания специализированных страховых организаций или резервирование в бюджете (срок – второе полугодие 2011 г. – второе полугодие 2012 г.);
расширение практики проведения государственной научной и научно-технической экспертизы с привлечением зарубежных специалистов для обеспечения реализации научно-технических и инновационных разработок (срок – второе полугодие 2012 г.).
Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Министр экономики, Министр финансов, руководители органов государственного управления, председатели облисполкомов и Минского горисполкома.
3. Опыт формирования инновационной инфраструктуры в постиндустриальных странах
1. Формы государственной поддержки инновационного бизнеса
Активизация инновационной деятельности хозяйствующих субъектов и развитие национальной экономики инновационного типа являются ключевыми условиями повышения уровня и качества жизни населения, конкурентоспособности страны на мировой арене, обеспечения экономического роста, а также национальной безопасности страны.
В период спада инновационной активности национальная экономика и национальный производитель теряют позиции на внешнем и внутреннем рынках, нарастает инвестиционный и технологический кризисы, сокращаются доходы и поступления в бюджет. С увеличением коммерциализации научно-технических нововведений начинается инвестиционное оживление как предпосылка преодоления кризиса и перехода к фазе экономического подъема. Такой циклический механизм взаимосвязи науки, инноваций, техники и экономического развития подтверждается опытом многих стран.
Мировой опыт показывает, что предпринимательство во всех странах формируется и развивается при действенном государственном участии. Существует многообразие механизмов, с помощью которых государство участвует в создании благоприятного инновационного климата и содействует коммерциализации результатов исследовательской деятельности, предполагающей их«материализацию» в новые виды продукции и технологий и практическое использование, обеспечивающее прибыль. В обобщенном виде применяемые инструменты можно разделить на три большие группы (11).
Во-первых, это прямое финансовое участие государства в виде финансирования определенных проектов или организаций.
Во-вторых, это поддержка связей между государственным и частным сектором в научно-инновационной сфере.
В-третьих, это финансирование создания элементов производственно-технологической инфраструктуры.
Наиболее интересен в данной сфере опыт таких развитых стран, как США, Канада, Франция, Великобритания, где, несмотря на национальные особенности, вопросы, связанные с инновациями, решаются при активном участии государства в формировании инновационной политики. Особое внимание, при этом, уделяется поддержке малого инновационного предпринимательства.
Самый мощный научный и технический потенциал в мире имеют США, вкладывающие в это огромные средства.Правительство США прибегает к различным программам государственного участия в развитии инновационного бизнеса.
Наиболее известной является программа SBIR (Small Business Innovation Research Program), функционирующая с 1982 г. до настоящего времени. Цель программы - обеспечить начальным капиталом бизнес и помочь ему участвовать в НИОКР, финансируемых правительством. Государство, вкладывая средства в высокорисковые проекты, выступает в данном случае как своего рода венчурный капиталист. Финансовый вклад в программу должны вносить федеральные ведомства, чей бюджет на НИОКР превышает 100 млн. долл. США в год (11). При этом каждое ведомство имеет свои научные приоритеты, выделяя в соответствии с ними средства в рамках SBIR. Программа состоит из трех этапов.
На первом этапе в течение полугода малые фирмы-заявители должны показать возможность предлагаемой ими инновации удовлетворить заранее объявленные потребности федерального ведомства. Финансирование при этом не превышает 100 тыс. долл. США.
На втором этапе, длящемся 2-3 года, малое предприятие должно создать прототип изделия. На эти цели выделяется финансирование, равное 750 тыс. долл. США.
На третьем этапе происходит коммерциализация продукта, и государство финансирования не предоставляет. Практика показала, что компаниям требуется в среднем 5-9 лет для того, чтобы развить проект от концепции до коммерческого продукта.
Через четыре года после прекращения финансирования по второму этапу программы около 12% поддержанных фирм оказываются в состоянии коммерциализировать результаты своих НИОКР.
С 1992 г. в США также действует программа поддержки совместных исследований государственных организаций и субъектов малого бизнеса STTR (Small Business Technology Transfer). Целью программы является расширение финансовых возможностей частных предприятий для создания конкурентоспособных товаров на базе новейших технологий, а также формирование условий, благоприятных для продвижения на рынок разработанных университетами и федеральными научными центрами продуктов с использованием коммерческого опыта предприятий малого бизнеса.
Финансовая поддержка предоставляется предприятиям малого бизнеса только для осуществления ими совместных с университетами и федеральными научными центрами исследований и разработок. Вклад со стороны научной организации при этом должен составлять не менее 30%, а малого предприятия - не менее 40%.
Исследовательской организацией и малым предприятием заключается взаимосоглашение о распределении между ними совместно создаваемой интеллектуальной собственности.
По условиям программы малое предприятие должно иметь собственный капитал и не более 500 сотрудников, функционировать на территории США и иметь во главе американского гражданина.
Исследовательская организация также должна находиться в США. STTR также состоит из трех этапов.
На начальной стадии проводят исследование и анализ технических и коммерческих возможностей проекта. Финансирование составляет до 100 тыс. долл. США и длится не более одного года.
На втором этапе проводят исследования и более точно определяют коммерческий потенциал разработки. Финансирование до 500 тыс. долл. США рассчитано на срок не более двух лет (40)..
Если результаты исследований и разработок таковы, что могут быть представлены на рынке для привлечения негосударственных источников финансирования, начинается третий этап, в течение которого финансовая поддержка со стороны программы не предполагается.
Для продолжения работ малые предприятия в последующем должны самостоятельно искать финансовые ресурсы в частном секторе экономики.
В настоящее время в США также действует закон о государственном финансировании исследований и разработок малых фирм, в соответствии с которым федеральные министерства и ведомства должны ежегодно перечислять малым предприятиям средства из своего бюджета на проведение исследований при строго целевом их назначении.
В Канаде ведущую роль в развитии инновационного бизнеса играют государственные программы: (40).
помощи малым и средним предприятиям, предоставляемой Национальным советом по исследованиям и способствующей коммерческому освоению передовых технологий в сфере промышленности;
создания центров совершенствования и новаторства в области техники и технологии (основные задачи: повышение эффективности фундаментальных и прикладных исследований в важных для экономики Канады отраслях, подготовка научных и инженерных кадров мирового класса в решающих для будущей конкурентоспособности областях технологии, координация и интеграция усилий научных и учебных центров, частного сектора);
создания центров разработки, передачи и распространения технологии на базе частных неприбыльных организаций.
Главной является инициированная правительством программа содействия промышленным исследованиям IRAP (Industrial Research Assistance Program), в рамках которой реализуется стратегия стимулирования малых инновационных предприятий. Она предполагает возмещение до 50% затрат на исследования и разработки малым предприятиям, осуществляющим исследования в рамках государственных приоритетов (информационные технологии, биотехнологии, промышленные материалы). В год на реализацию программы выделяется 150 млн. долл. США, и каждый проект длится в среднем 5 лет.
IRAP обеспечивает стратегический доступ малых предприятий к информации, финансовым и техническим ресурсам с целью коммерциализации результатов своих разработок.
Одной из наиболее известных инициатив по поддержке малого бизнеса, функционирующей во Франции с 1979 г., является Национальное агентство по повышению инновационной привлекательности научных исследований ANVAR (Agence Nationale de Valorisation de la Recherche).
Агентство имеет статус независимого концерна с миссией, определяемой правительством и финансируемой за счет бюджетных средств. Ежегодный бюджет ANVAR составляет 215 млн. евро (40). Оно оказывает финансовую поддержку инновационным предприятиям в двух формах:
беспроцентный заем на срок до 5-6 лет, подлежащий возврату в случае успешного выполнения проекта и покрывающий до 50% общих затрат, связанных с этим;
предоставление грантов на сумму до 38 000 евро. Финансирование может быть использовано для подготовки и завершения
инновационных программ, создания инновационных компаний, повышения технологического уровня малых и средних предприятий, а также для стимулирования участия малых и средних предприятий в европейских проектах технологического сотрудничества.
В Швеции поддержка малых технологичных фирм осуществляется через Шведский Фонд промышленного развития IDF (Swedish Industrial Development Fund), задачей которого является кредитование и прямое инвестирование малых фирм, продукция которых относится к приоритетным областям технологического развития, а также которые имеют численность сотрудников до 250 человек и оборот до 400 млн шведских крон. Предпосылкой для получения кредита является наличие у проекта хорошей коммерческой перспективы и высокого уровня менеджмента. Кредит IDF может покрыть до 50% полной стоимости проекта, а процентная ставка кредита оценивается на рыночной основе. Эффективный инновационный процесс возможен только при наличии связей между ключевыми его участниками - научными организациями, вузами, малыми фирмами и промышленностью в целом.
В Гонконге правительством реализуется Программа поддержки инноваций и технологий ITSP (The Innovation and Technology Support Programme), целью которой является оказание поддержки в реализации НИОКР, направленных на инновационную и технологическую реструктуризацию промышленности. Оценка и принятие решения о финансировании проектов исследований и разработок производится по следующим критериям:
проекты должны вносить вклад в инновационную и технологическую реструктуризацию промышленности страны;
результаты проекта должны быть применимы не только в отдельно
взятой компании, но также в отраслях промышленности;
проект должен обладать очевидными технологическими достоинствами. Еще одна программа подобного рода - Программа сотрудничества
университетов с промышленностью UICP (The University-Industry Collaboration Programme), финансирующая проекты НИОКР, проводимые частными компаниями в сотрудничестве с университетами. При этом финансирование со стороны государства является паритетным, и одновременно частный сектор получает возможность использовать знания и ресурсы университетов.
Из государственных средств покрывается до 50% затрат, включая заработную плату исследователей, оборудование и прочие расходы по проекту (11). Остальные 50% вносятся частной компанией-участником. По окончанию проекта права интеллектуальной собственности на полученные результаты переходят к частной компании, которая для участия в программе должна самостоятельно договориться с университетом о проведении совместных исследований, о деталях проекта и итоговых результатах. Во многих странах мира органы власти активно вовлечены в стимулирование
инновационной деятельности. Мировой опыт свидетельствует, что инновационный бизнес, как и инновационная активность предприятий, не может развиваться без государственного участия и поддержки в этой сфере.
2 Стимулирование развития венчурного финансирования инновационной деятельности
В ряде зарубежных стран государство не только создает соответствующую правовую среду для стимулирования венчурных инвестиций в высокотехнологической сфере, но и принимает непосредственное участие в разнообразных схемах финансирования развития венчурного бизнеса, представляющего собой взаимодействие двух предпринимателей - одного с капиталом, а другого с идеей и энергией для реализации определенной научной, технологической или научно-технической идеи и получения прибыли (8). При этом государство выступает наравне с частными инвесторами, признавая для себя возможность риска потери инвестиций.
Государственное присутствие в структурах венчурного финансирования как особой формы высокорискового предоставления средств, заключающейся в прямых долгосрочных инвестициях в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний, предопределяет приоритеты ориентированные на разработку и производство наукоемких продуктов. При этом государственные гарантии в получении прибыли от прироста стоимости вложенных средств выражается в делегировании представителя государства в советы директоров или консультативные советы.
Мировой рынок венчурного капитала постоянно развивается и совершенствуется. Однако нельзя недоучитывать того, что развитие венчурного бизнеса возможно только в благоприятной среде, которую создает совокупность политических, экономических, социальных и психологических факторов (табл. 1.1).
В США, на долю которых приходится более 3/4 мирового объема венчурного капитала, правительство участвует в поддержке венчурного бизнеса опосредованно, через предоставление финансирования малым фирмам, а основными инвесторами в венчурной индустрии являются пенсионные фонды (37,47% всех средств), банки и страховые компании (21,77%), фонды (19,72%), частные лица и семьи (11,03%>) и корпорации (3,46%о) (11).
В Европе соотношение между основными инвесторами отличается от американского значительным преобладанием государственных инвестиций.
С точки зрения прямого государственного участия в развитии венчурного бизнеса в последнее время наблюдаются следующие тенденции:
усиление прямого государственного участия в развитии венчурного бизнеса, особенно в тех странах, которые в начале 1990-х гг. заметно отставали от стран-лидеров (например, Германия, Израиль, Финляндия);
создание при государственном участии инфраструктуры для стимулирования развития венчурного финансирования;• финансирование наиболее успешных венчурных программ правительством, но управление ими со стороны профессионалов из частного сектора.
Формирование венчурной индустрии в Финляндии начиналось исключительно за счет государственных средств (11). Главным финансовым учреждением, финансирующим начальный бизнес в высокотехнологичной сфере, стал финский Национальный фонд исследований и развития - SITRA, который имеет статус независимого государственного фонда под эгидой парламента и управляется как фонд, а не как правительственное агентство.
SITRA является гибридной программой, в рамках которой осуществляется как прямое финансирование начинающих фирм (start-ups), так и вложения средств в региональные фонды поддержки технологических предприятий.
SITRA финансирует фирмы венчурным способом - в обмен на долю акций, от 15% до 40%, и на суммы от 200 тыс. евро до 2 млн. евро. Ежегодные инвестиции из этого фонда составляют приблизительно 50 млн. евро. При прохождении компаниями первого этапа становления в них начинают поступать частные средства.
В 2008 г. объем привлеченных частных венчурных инвестиций в высокотехнологичные компании составил около 1000 млн. евро. Таким образом, в суммарном объеме финансирования государственные средства составляют 10%, но роль государственной поддержки значительно выше. Государственное финансирование является не только катализатором привлечения внешних средств, но и направляется на приобретение технического опыта участниками венчурного бизнеса.
Больше десятилетия существует венчурная индустрия в Израиле.
В 1992 г. правительство страны под руководством Министерства промышленности и торговли сформировало фонд фондов, или инвестиционную компанию, под названием «Yozma» (в переводе означает «инициатива»).
Миссия фонда заключалась в создании рынка венчурного капитала в Израиле. Для оперативного управления фондом были назначены профессиональные венчурные финансисты с опытом работы в технологической промышленности, которые подчинялись совету директоров, представлявших государство (11).
Фонд был использован для капитализации 10 других венчурных фондов, каждый с капиталом 20 млн. долл. К формируемым фондам предъявлялось требование наличия американского или европейского партнера (для обучения израильских коллег методике и принципам инвестирования, развития компаний и ведения дел фонда).В обмен фонд получал 8 млн. долл. из фондов «Yozma», что составляло 40% его бюджета. Остальные средства фонду необходимо было найти самостоятельно. В случае успеха партнеры могли выкупить долю государства за небольшие проценты (7% от прибыли на эту долю).
Программа «Yozma» оказалась очень успешной: 10 фондов были созданы в течение трех лет, и общие чистые инвестиции в них составили 256 млн. долл., из которых 80 млн. долл. было профинансировано «Yozma».
Впоследствии 8 из 10 фондов были выкуплены частными соучредителями, и сам Фонд фондов также приватизирован. Таким образом, благодаря временному использованию государственных средств Израиля было привлечено финансирование, в 50 раз превышающее объем государственных инвестиций, а число технологических компаний превысило 4000.
В Великобритании участие государства в венчурном финансировании осуществляется через основанный в 2000 г. Инновационный фонд высшего образования - HEIF (Higher Education Innovation Fund). HEIF выделяет финансирование для венчурных проектов с учетом региональных приоритетов. Заявка для получения финансирования из HEIF должна быть в форме бизнес-плана, где описаны мероприятия, которые будут проведены в рамках данного проекта, с четким определением всех показателей ожидаемых результатов. При этом должны быть проанализированы риски и непредвиденные обстоятельства, связанные с выполнением проекта. Заявка рассматривается группой экспертов, и решение принимается исходя из того, соответствует ли проект целям HEIF, региональным и национальным нуждам, можно ли привлечь ресурсы из других источников (частный сектор). Средства выделяются на срок три года.
1.Современные подходы к формированию Национальная инновационная система
2. Проблемы формированию Национальная инновационная система
3. направления формированию Национальная инновационная система