Уровень национальной экономики

Уровни исследования проблем рыбного хозяйства

Главным критерием эффективности рыбной отрасли на уровне национальной экономики служит повышение уровня потребления рыбы и рыбопродуктов населения страны.

Поэтому функционирование рыбной отрасли будет признано эффективным, если за определенный период времени будет достигнуто потребление рыбы и морепродуктов не ниже физиологически необходимого уровня, что можно выразить в виде формулы (1.1):

 
 

где Сдфн - степень достижения физиологической нормы потребления рыбы и морепродуктов (в процентах и в коэффициентах);

Дп - достигнутый уровень потребления рыбы и морепродуктов (кг/год);

Фно - физиологически необходимый уровень потребления рыбы и морепродуктов (кг/год).

В зарубежных странах с развитым промышленным рыболовством, где показатель Дп в несколько раз превышает Фно, рыбная отрасль - одно из приоритетных направлений развития экономики, всячески поддерживаемая государством. Программы помощи отрасли носят обычно комплексный характер. Одна из подцелей подобных программ - достижение, в конечном счете, конкурентных преимуществ для отечественного рыболовства.

Важную роль в процессе формирования конкурентных преимуществ отраслей национальной экономики играет государство хотя эта роль различна на разных этапах данного процесса. Опыт показывает, что ни в одной из стран создание конкурентоспособных отраслей не обходилось без участия государства в той или иной форме.

Помощь государства охватывает не только содействие организационным моментам промысла, но также поощрение строительства судов рыболовного назначения.

В условиях регулируемого рыболовства, ужесточившего работу промысловых судов, в целях дальнейшего развития рыбной отрасли в большинстве стран правительства выделяют значительные субсидии на строительство промыслового флота.

Состояние и тенденции развития мирового рыбного хозяйства в настоящее время характеризуются усилением соперничества среди стран, осуществляющих рыболовство, за право использования водных биоресурсов, особенно наиболее ценных видов рыб и ракообразных, а также за рынки сбыта рыбной продукции.

Многие страны рассматривают рыбное хозяйство как компонент стратегического значения, обеспечивающий безопасность, поскольку рыболовство способствует заселенности отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическому развитию.

В этой связи большинством государств с протяженной береговой линией проводится протекционистская политика по отношению к рыболовству и созданию такого правового поля, которое бы позволяло рыбному хозяйству эффективно функционировать и быть защищенным от внешней конкуренции.

Мировой улов водных биоресурсов и производство аквакультуры за последние 12 лет выросли с 98 до 140 млн. тонн. Максимальные уловы были достигнуты за счет интенсификации рыболовства и развития аквакультуры.

Наиболее значительных успехов в области аквакультуры добились Китай, Норвегия, Япония, Индонезия, Индия, Республика Корея и КНДР. Достижения Украины в этой области с учетом ее географического размещения не отвечают современным тенденциям.

Власти постоянно стремятся создать благоприятные условия для финансирования промысловых судов государством.

Нужно отметить, что в экономическом смысле выгоден флот, который по численности меньше флота, необходимого для вылова ежегодных квот (в экономическом аспекте промысловый флот - несколько меньше по сравнению с флотом в техническом аспекте). В этих странах подобное условие осознано и инвестиции рассматриваются как эффективное средство воздействия на приведение в соответствие промысловых возможностей и сырьевой базы. Инвестиционная финансовая политика осуществляется в рамках национальной экономической программы, цель которой - обеспечение прибыльности за счет нивелирования избыточных производственных мощностей.

Противники государственной поддержки рыбной отрасли заявляют, что специфика рыбного хозяйства не является решающей по отношению к другим отраслям национальной экономики в плане возможного предоставления помощи государством: рыболовство осуществляется на базе ограниченных природных ресурсов, поэтому требуется сохранить сырьевую базу, а значит, ограничить избыточный тоннаж. Это, по их мнению, предопределяет необходимость ограничений в государственной поддержке по сравнению с другими отраслями хозяйства.

С другой стороны, из-за сложностей долгосрочного прогнозирования сырьевой базы предоставление кредита для финансирования промыслового флота связано с повышенным риском. При недостаточном поступлении капитала пострадают те районы, которые заняты преимущественно рыболовством. Это одновременно и увеличивает и уменьшает возможность получения финансовой поддержки на рынке частного капитала.

Существует мнение, что государство должно оказывать помощь в реализации необходимых проектов, которые были отклонены частными кредитными учреждениями (например, для приоритета той или иной структурной группы флота, обновления флота, других целей).

Если рыбное хозяйство будет подпадать под действие механизма общих типовых мер, то управлять всеми дотациями на развитие промыслового флота будет труднее.

Альтернативой административному регулированию отношений субъектов хозяйствования внутри отрасли является предоставление концессий, выделение судам квот и т.д.

Следует отметить, что существует тенденция снижения уловов в общемировом рыболовстве.

Ежегодный доход от мирового рыболовства составляет порядка 80 млрд. долларов США, в мире насчитывается примерно 3,5 млн. рыболовных судов общим тоннажем 13 - 14 млн. тонн.

До 75% всего мирового улова водных биоресурсов предназначается для питания населения, остальная часть перерабатывается в непищевую продукцию.

Можно назвать наиболее традиционные виды помощи государства в этой области: ограничение импорта рыбопродукции, поддержка экспорта, поддержка цен, субсидирование горюче-смазочных материалов, предоставление низкопроцентных кредитов или безвозвратных ссуд на строительство рыболовных судов или приобретение орудий лова, строительство рыбных портов, рынков и других сооружений береговой инфраструктуры.

Любое государство, помогая своей рыбной отрасли, преследует определенные цели. Поэтому, эта помощь (в виде дотаций и т.д.) направлена прежде всего на насыщение своего внутреннего рынка и преобладание его доли над внешним.

Это означает, что в данной стране будут стремиться, во-первых, к предотвращению “утечек” рыбных продуктов и товаров за границу, а во-вторых, будет осуществляться политика сдерживания наплыва аналогичной зарубежной продукции.

Однако, на переходном этапе для рыбной отрасли должна стоять задача найти некое оптимальное соотношение между долями внешнего и внутреннего рынков, чтобы свои товаропроизводители смогли пройти конечный этап своего развития и далее (пусть даже при помощи государства) успешно соперничать на внутреннем рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: