Принципами права признаются основополагающие начала, ключевые положения права, определяющие и выражающие его сущность. Принципами мы именуем только объективные свойства права.
Принципы права могут быть, как закреплены в его конкретных нормах, так и выводиться логически из их совокупности.
Для маркетингового права можно выделить следующие основные принципы:
- Принцип свободной экономической деятельности. Данный принцип провозглашен в ст. 8 и 34 Конституции РФ. Так, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
- Свобода экономической деятельности подразумевает, в частности, право субъекта маркетинговой деятельности начинать и вести ее в любой не запрещенной законом форме, с применением любых допущенных к обороту видов имущества; право на получение, использование и передачу достоверной информации; свободу от принудительной и неправомерной деятельности как в силу влияния других субъектов, так и в силу указаний органов государственной власти; возможность обжаловать решения и действия государства и его органов, а также органов местного самоуправления и должностных лиц, если эти решения и действия генерируют ограничение данной свободы; и наконец, право на защиту законных интересов экономически слабой стороны (например, защита прав потребителей).
|
|
- Принцип государственного (экономического, финансового и т.п.) регулирования рыночных отношений. Очевидно, что рыночная экономика может быть свободной лишь в условиях государственного регулирования. Принятие новых основополагающих рыночных законов – Конституции РФ и ГК РФ – позволило перейти к использованию экономических, финансовых (налоговое, денежно-кредитное, бюджетное регулирование) и других рычагов регулирования деятельности производителей, большая часть которых превратилась в самостоятельно хозяйствующих субъектов.
- Принцип единого экономического пространства. Статьи 8 и 74 Конституции РФ провозглашают на всей территории РФ свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Другими словами, на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
- Принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты. Данный конституционный принцип провозглашен в ст. 8 Конституции РФ и закладывает основы имущественного правопорядка. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
|
|
- Принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости маркетинговой деятельности, направленной на монополизацию рынка. Этот принцип также представляет собой одно из основополагающих начал маркетингового права и вытекает из ст. 8 и 34 Конституции РФ. Государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных начал рынка как важнейшего регулирующего механизма, ограничение и пресечение монополизма в любых его противоправных проявлениях, обеспечение регулирующего воздействия на области естественных и государственных монополий, а также принятие и реализацию конкурентного законодательства, которое бы эффективно способствовало увеличению количества поставщиков, покупателей и других субъектов маркетинговой деятельности на отечественных рынках.
- Принцип свободы маркетингового договора. Маркетинговый договор могут заключить любые лица, осуществляющие данную деятельность и удовлетворяющие требованиям правосубъектности. Субъекты маркетингового права свободны в выборе контрагента по договору. Участники маркетинговой деятельности свободны в заключении маркетингового договора. Понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством (например, обязанность коммерческой организации в публичном договоре – ст. 426 ГК РФ) или добровольно принята на себя в обязательстве (например, в предварительном договоре — ст. 429 ГК РФ).
- Принцип приоритета запросов и прав потребителей базируется на ключевом постулате маркетинга — производить то, что продается, а не продавать то, что производится, а также на законодательстве о защите прав потребителей.