Эволюция европейского интерьера

Характерно, что начальная фаза развития интерьеров характеризовалась феноменами синкретичного характера (помещение универсального предназначения с зачатками различных функций: жилой, культовый, общественный) – мегарон.

В эпоху античности преимущественное внимание уделялось развитию как культового, так и гражданского интерьера как отражения гражданских форм жизни общества (храм, святилище, булевтерий, пританей, сената, архива, загородной виллы, кубикулюсов, инсул).

В эпоху Средневековья наибольшее внимание уделялось интерьерам культовым (собор), монастырским (кельи, трапезные, капитулы), а также в зачаточной форме появляется интерьер в крепостной (замковой) архитектуре (башня-донжон).

С эпохи Возрождения преимущественное значение получают, наряду с культовым и гражданским светским буржуазным (городской дворец правителя, церковь, библиотеки, помещения для собраний цеховых общин (колледжи)), также интерьер жилой, причем как городской жилой дом (палаццо), так и загородная вилла.

В интерьере палаццо появляется зачаток целостной интерьерной системы помещений (танцевальная (она же обеденная, она же зал приемов) зала, молельня, студиоло (кабинет) хозяина, спальня).

Этажность и система внутренних пространственных взаимосвязей посредством лестниц, галерей, лоджий и различных переходов делают интерьер развитой пространственно-пластической структурой.

Выраженная и четкая (по всем этажам) этажность выражает стремление к внутренней взаимосвязи помещений, к их сомасштабности при организации внутренней среды, а также стремление соотнести и сопоставить размеры помещения с человеком в нем находящимся. Принцип антропоморфичности через антропометричность выражается так.

Принцип функциональности – главный в интерьера эпохи модернизма.

Универсальное назначение и специализация (сакральная, светская, гражданская, жилая, индивидуального назначения, промышленная, коммуникативная (вокзал, аэропорт)).

С ХУ1 века появляются интерьеры, специально предназначенные для бюрократических служащих (Уффици во Флоренции).

Интерьеры ХУП-ХУШ ст. представляют крупные официальные дворцовые резиденции (Версаль, Казерта, Вена, Санкт-Петербург), а также интерьеры городских особняков знати (отели), загородных усадеб, буржуазного городского (дом, съемная квартира) и традиционного сельского жилья, а также первых производственно-мануфактурных предприятий.

Жилые интерьеры делятся на парадную, «лицевую» и бытовую части с преимущественным выделением парадной в качестве главной. Выделяется связка помещений анфиладного типа (танцевальная зала, столовая, парадная спальня, кабинет хозяина, гостиная, будуар, диванная, бильярдная, зимний сад и т.д.)

Х1Х век – время быстрого развития интерьера городского буржуазного дома (особняка) и функциональной спецификации его помещений (наряду с парадной анфиладой коридорный тип планировки бытовых помещений). Появляется детская комната. Интерьеры крупных учебных, торгово-промышленных, транспортных, традиционных бюрократических и производственных помещений (вокзалы, торговые галереи (пассажи), заводы и фабрики, школы, училища, университеты)

ХХ век – бурное развитие мегаполисов (монументальных общественных сооружений, крупных индустриальных объектов, мемориальных и выставочных объектов, массового жилья (квартира, комната-ячейка в доходном доме, доме-коммуне, общежитии), офисно-бюрократических и особенно коммуникационно-транспортных интерьеров).

Наиболее быстрыми темпами развивался в Новое время жилой и производственный интерьер. Эволюция интерьеров двигалась по пути их функциональной специализации и пространственного размежевания различных функций, т.е. разведения их по разным пространствам.

Так, наряду с залой, кабинетом-студиоло, молельней и парадной спальней ХУ1 – ХУП вв. в ХУШ-Х1Х вв. появляются также гостиная, диванная, бильярдная, столовая, будуар, детская, гардеробная, туалетная, ванная комнаты, не говоря о кухнях, различных специализированных мастерских и других рабочих комнатах;

В Новейшее время преимущественное развитие получили производственный интерьер (фабрично-заводские корпуса), административно-бюрократический, учебный, торговый, транспортный (первые вокзалы, входы и станции метро), а в эпоху общества потребления (со второй половины ХХ в.) - торгово-выставочный (торговые галереи, многочисленные маркеты, универсальные экспозиционные площадки) и массово-зрелищный (стадионы, концертные залы).

На протяжении всего ХХ в. активно развивалась транспортно-коммуникационная сеть с соответствующим интерьерным обеспечением (вокзалы, аэропорты, морские вокзалы, метро и подземные интерьеры его станций, а также интерьеры самих транспортных средств, начиная от носилок, карет, экипажей на конной, механической и электрической тяге до круизных лайнеров, самолетов, поездов, автобусов и различных видов городского наземного транспорта и т.д.).

Основные виды интерьера сегодня:

1. торгово-выставочно-развлекательный центр (заменяет собой церковь, лавку, склад, ресторан, кинотеатр, концертный зал, выставочный зал, казино, детский сад, парикмахерскую, гостиную и место для прогулок; предназначен для заполнения больших временных промежутков времени. редполагает широкую и разнообразню сферу обслуживания потребительских интересов.

2. коммуникационно-транспортный (средства передвижения и станций); связан с динамичным образом жизни современного человека, экстенсивно осваивающего мир, много перемещающегося в пространстве, на большие расстояния и значительное количество времени проводящего в пути.

3. жилой (городская квартира, комната, загородный коттедж, сельский дом).

Современный интерьер принципиально полифункционален. Обусловлен спецификой жизни в обществе потребления:

  • основная форма социального функционирования гражданина в качестве покупателя товаров и потребителя услуг,
  • большая интенсивность перемещений в пространстве, большие пересекаемые дистанции, большое количество времени нахождения в пути;
  • предполагает отсутствие прямого и непосредственного контакта с природой (выхода в нее) вследствие организации интерьера как лабиринта или гиперпространства, стремящегося полностью заменить человеку окружающий мир миром вещей.

В нем основная функция (например, торговая) соединяется с несколькими дополнительными (например, со зрелищно-развлекательной, отдыха, питания, специальным пространством для детей, туалетно-гигиеническиеми помещениями), обеспечивая длительность нахождения посетителя в таком помещении и разнообразие удовлетворяемых (или искусственным образом стимулируемых с помощью рекламы) потребностей, обеспечение максимума возможных занятий для него. Цель – продержать как можно дольше, вынудить купить товаров и услуг как можно больше, оставить как можно больше денег.

Жилое пространство (в одну комнату) совмещает рабочую зону и зону отдыха, спальное место и место для хранения вещей.

Современный интерьер полифункционален вследствие предоставления следующих возможностей:

а/ совместить несколько функций в виде набора нескольких функционально различных пространственных зон;

в/ обеспечить возможности функциональной трансформации помещения с помощью смены наборов различного оборудования.


Лекция 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: