Универсальная структура рабочего места

14.02.2012

Авторитарно- демократический континиум

Этапы развития

Теория лидерства.

Семестр

· Подход с позиции выделения личных качеств руководителя(личностный подход)

· Поведенческий подход

· Ситуационный подход

Личностные теории лидерства

Поведенческий подход

Попытка классифицировать манеры руководителя по отношению к своим подчиненным. Это получило пов-е - стиль руководства.

1. Автократ

Теория Х

Человек это дикое животное, контрол-е цивилизацией. Он злой, подчиняется биолог. Инстинктам. Способ взаим-я – соперничество

2. Демократ

Теория Y

Человек – личность способная к самореализации. Он добр работает тем лучше ем его контролируют. Способ взаим-я – сотрудничевство.

Дуглас Макгрегор

Оперируют потребности низких уровней – автократ

Автократ использует власть принуждения и вознаграждения

Автократ действует по приказу использует жесткий неплановый контроль, прерывающий действие.

Оперируют потребности высоких уровней - демократ

Демократ – делегирование полномочий на принятие решений. Контроль результата

Демократ – эталонная власть, власть убеждения

Континуум стилей Лайнерта

Руководитель ориентируется на задачу

Руководитель ориентируется на человека

Управленческая решетка Блейка-Моутона

Наиболее эффективный стиль управления – 9.9

Эфф-тьуправ-я = f(Личнос-е кач-ва, стиль руководства)

План рассмотрения стиля

1. Допущения и мотивация

2. Элементы управления

-инициативность

-информированность

-защита собственного мнения

-участие в конф-х ситуациях

-принятие решений

-критический анализ или установление обратной связи

Допущения – предпосылки базирующийся на мировозр-х установках и определения поведения личности

Мотивация – рассмотрения с помощью биполярной шкалы

3. Следствия реализации стиля

-влияние на произв-ть труда

-влияние на моральное удовлетор-е от работы сотрудника

-влияние на творческое отношение к труду

-влияние на карьерный рост

4. Рекомендации менеджеру

Стиль 1.1 Нищета управления

1. Допущения и мотивация

Лучше не вмешиваться в деятельность организации ни к чему хорошему это не приведет

2. Элементы управления

Я вкладываюсь ровно настолько. Чтобы дела шли нормально

Я оперирую фактами, мнениями и позициями, кот-е мне сообщают

Я ни с кем не советуюсь. Однако если меня спрашивают, даю советы другим

Я избегаю принимать чью либо сторону не делаю достоянием гласности свои мнения, отношения к идеи

Я сохраняю нейтралитет или ищу способа избегать конфликты чтобы ни случилось я представляю другим возможность принимать решения или достигать соглашения

Я избегаю демонстрировать свою реакцию на происходящее

Я придаю важн-е знач-е принятию решения

Я сохраняю нейтралитет чтобы не случилось делегирование полномочий

Такие руковод-ли бывают если человек не компетентен в своей должности

Люди предназначенного возраста с большим стажем работы люди потерявшие смысл в обыденной жизни.

Стиль 9.1 Управ-е в режиме жесткого подчинения

1. Допущения и мотивация.

Производство любой ценой

2. Элементы управления

Я стимулирую к действию себя и других

Я анализирую факты мнения и позиции с тем чтобы держать под контролем на любой стадии других людей

Я отстаиваю свои идеи, убеждения

При возникновении конфликта я стараюсь настоять на своем

Я высоко ценю возможности принимать решения редко попадаю под свое влияние

Основная цель – создать ощущение собственной значимости и чувства превосходства, боязнь совершить ошибку.

Все держатся под контролем, создаются условия при которых сотрудники выполняют работу самостоятельно.

Желание доминировать, подготавливать, контролировать.

Для такого человека характерна односторонняя реализация инициативы Я не даю спуску не себе ни другим.

Сохранения собственной инициативы путем отказа от помощи и инициативы других.

· Регламентация действий подчиненных говорит о силе руководителя.

· Консультация с подчиненными – признак слабости руковод-ля

· Люди хотят чтоб ими управляли

· Информированность такого руков-ля сохранение лидирую-го полож-я контроля за дейст-ми подч-х

Вмешиваться в работу и подвергает их мнения сомнению.

Он выдает точно указания

Я сообщу вам все что от вас требуется затем и снова повторю сказанное вслед за этим и еще раз повторю.

Создание атмосферы давл-я на сотр-в

Конфликты подав-ся репрес-ми методами, вплоть до увольнения.

Принятие решений – единоличное при этом данный руков-ль убежден что он один наделен знаниями для принятия решений

Планирование за собой исполнение за подчиненными.

Руков-ль всегда проверяет качество выполнения рабочих заданий, жесткий контроль за всем, цель – заставить подчиненных почувствовать свою вину и некомпетентность

3. Следствия реализации

- максимальная произв-ть труда, но только на короткий промежуток времени.

-моральное давление на сотрудников

-творческое начало отсутствует

-карьерный рост выше среднего

-высокая текучесть кадров

Если хотя бы на один из 3-х вопросов мы не можем дать четкий ответ, то ответс-ть на руков-ля.

Стиль 1.9. Управление в режиме клуба по интересам

1. Допущения и мотивация.

Люди это не товар, чувства которых можно измерить.

Бессмысленно давить на людей, это только их заставит сопротивляться

Мой долг вести за собой людей и не к чему их не принуждать.

«Людям надо помогать, а не подгонять их».

Стремится к одобрению и поддержке со стороны своих подчиненных.

Создание атмосферы дружелюбия, доброжелательности в коллективе.

Чего боится этот руководитель, когда происходит недопонимание, ещё хуже бойкот со стороны подчиненных.

2. Элементы управления.

· Я выступаю инициатором мероприятий по оказанию помощи и поддержки другим.

Характерно недостаточное проявление инициативы, но он выглядит активным подхватывая идеи подчиненных.

· Я ищу факты, мнения и убеждения, подтверждающие, что все хорошо для сохранения всеобщей гармонии я не склонен бросать вызов другим.

Игнорирует отрицательную информацию, персонифицирует информацию.

· Я принимаю к сведению мнения, отношения и идеи других даже в том случае, если отношусь к ним с предубеждением.(защита собственного мнения).

«Естественно я могу ошибаться, но не кажется ли вам что…»

· Я избегаю выступать инициатором конфликта. Однако если он все же возникает, я пытаюсь подавлять эмоции для того, чтобы не вызывать разобщения людей.(участие в конфликтных ситуациях)

· Я поощряю сотрудников за хорошие результаты, избегаю отрицательных отзывов

· Стремиться и одобрить и поддержке со стороны сотрудников.

· Создание атмосферы дружелюбия в коллективе.

· Непонимание со стороны подчиненных – самое страшное для руководителя.

· Для данного руков-ля харак-но недостаточная инициативность.

· Я ищу факты мнения и убеждения подтверждающие что все идеи хорошо. Для сохранения всеобщей гармонии не склонен бросать вызов другим.

· Защита собственного мнения. Я принимаю к сведению мнения отклонения и идеи других даже если отношусь к ним с предубеждением.

Стратегия уступки.

«Я избегаю создавать конфликты, но если конфликт возник, пытаюсь утихомирить страсти, чтобы сохранить единство коллектива…»

Тактика предотвращения конфликтных ситуации: поддержание тесных контактов с окружающими, достигается созданием климатом дружелюбия в коллективе, осторожно продвигает новые точки зрения, тем самым сдерживая разногласия.

«Если не можешь сказать человеку ничего приятного, лучше помолчи...»

Смягчение остроты проблемы

«Мне известно, что вы не имеете к этому никакого отношения, но …»

Способы разрешения конфликтных ситуаций: отказ от имеющихся точек зрения («Если хорошо подумать, то в сущности вы правы», «Ваш подход заслуживает доверия», «В этом что то есть, в этом нужно хорошенько разобраться»), поиск причин для объяснения негативных факторов, тактика сглаживания противоречий («Могло быть и хуже…»)

Если конфликт начинает развиваться: 1-выпуск пара, поплакаться в жилетку

2-забывчивость

· Я ищу такие решения, которые позволяют сохранять хорошие отношения и, насколько это возможно, стимулирую других к принятию самостоятельных решений.(принятие решений)

Принимает решения, которые будут поддержаны коллективом и в интересах коллектива.

Практикует широкое обсуждение решений, даже если в этом нет необходимости.

Использует тактику проволочек с целью определить господствующую альтернативу в коллективе.

Использует делегирование, с целью..? (дописать)

· Я поощряю сотрудников за хорошие результаты, однако избегаю отрицательных отзывов.

Производительность труда средняя, низкий уровень производительности труда компенсируется принятиями удобных решений для коллектива.

Рекомендации:

Не бояться проявлять инициативу, высказывать свои точки зрения, повышать уровень своей компетентности, анализ негативной информации,

Стиль 5.5. «Манипулятор»

1. Допущения и мотивация

«Крайности порождают конфликты, поэтому их следует избегать».

Отличие этого руководства: Предполагает наличие противоречия между потребностями производства и работника, но не стремиться к максимизации. Его цель установить равновесие между ними.

Цель, формула поведения, поиск компромиссов, при решении вопроса о производстве и людях.

Пожертвовать половиной одного показателя, чтобы получить половину другого

«Я хочу производить хорошее впечатление и не терять уважение коллег».

Руководитель стремиться к успеху внутри организации.

Если я буду как все, но чуточку лучше.

Придает важное значение, что о нем думаю окружающие. Боязнь сильно выделиться из общего потока, стать белой вороной.

2. Элементы управления.

· Я стараюсь поддерживать постоянный темп работы.

Проявление инициативы носит ограниченный характер, принципиально новые методы считаются рискованными и сомнительными, творческие предложения встречаются следующими комментариями: «лучше не надо», «хочу предостеречь», «слишком смело», «мне самому это нравится, однако…»

Действует с оглядкой на традиции

· Новые методы считаются рискованными и сомнительными.

· Я воспринимаю происходящее более или менее объективно, а в случае явных несоответствий подвергаю факты, мнения и позиции проверке. (Информированность).

Часто прибегает к неформальным источникам информации.

Постановка вопроса в косвенной форме.

· Я не категоричен в выражении своих мнений, отношений и идей и пытаюсь идти другим на встречу. (Защита собственного мнения)

Поиск золотой середины. Твердо отстаивать свою позицию говоря от имени выше стоящего руководства. При отсутствии официальной позиции чувствует себя скованно, защита собственного мнения связанно с требованиями конъюнктуры.

· При возникновении конфликта я пытаюсь занять разумную позицию, которая удовлетворила бы других. (Разрешение конфликтных ситуаций)

Основная стратегия – стратегия компромисса, поиск компромисса.

Действует по лозунгу «Конфликты неизбежны», опора на прошлый опыт.

Использование протоколов жизни организации, где четко прописан статус каждого работника. Любит писать инструкции, но с целью подстраховать себя на случай неприятного для него развития ситуации. Уклонение от активной общественной (жизненной) позиции.

Разрешение конфликта. Предпочитается дождаться разрядки напряженности, выясняя позицию большинства. Примирение с тупиком.

· Я пытаюсь найти решения, которые были бы приемлемы для других. (Принятие решения).

Одна из ярких характеристик: опирается на мнение большинства

· Рассматривая предложения, требующие доработки, я выражаю свое мнение не явным образом. (Анализ и принятие решений)

Акцентирует внимание на положительных моментах.

3. Следствия реализации

Производительность труда средняя из-за роста бюрократического аппарата регламентирующего деятельность и препятствует инициативе.


Стиль 9.9. «Командное управление»

1. Допущения и мотивация

Исходит из допущения об отсутствии

«Максимальное участие каждого в жизни организации»

Положительная мотивация: Достижение такого уровня компетентности, который обеспечивает стремления людей к достижению целей организации с таким же энтузиазмом, с каким бы они преследовали собственные цели.

Отрицательная мотивация: Избежание решения своих собственных интересов за счет интересов работников.

2. Элементы управления

· Я развиваю бурную деятельность, а остальные с энтузиазмом поддерживают меня.

Инициатива это атрибут членства в данной организации.

Важность
Модель Эйзенхауэра (рисунок в тетради)

Тип В
Тип А
Тип С


Срочность
Тип D


Критерии приоритета

-время

-прибыль

-затраты

Тип А – важные и срочные - в первую очередь

Тип В - важные и несрочные во вторую очередб

Тип С – срочные и не важные в третью очередь

Тип D - никакие – сразу избавляемся от них

· Я занят поиском и проверкой информации. Я приглашаю людей высказать мнения, позиции и идеи, отличные от моих собственных, и выслушиваю их. Я постоянно подвергаю оценке степень достоверности известных мне и другим фактов, свои и чужие мнения и позиция.(Информированность)

Характерен открытый обмен информацией, важнейшее условие индивидуальной и коллективной ответственности.

Человек, который грамотно ведет дискуссию.(задает вопросы требующие развернутых ответов)

· Я убежден, что необходимо открыто выражать свои мнения и убеждения. Я живо реагирую на появление идей, более удачных, чем мои собственные, изменяя свое мнение по данному вопросу. (Защита собственного мнения)

Способен к восприятию альтернативных точек зрения. Основной способ влияния – влияние путем убеждения.

· При возникновении конфликта я пытаюсь выявить его причины с тем, чтобы вскрыть глубинные факторы, приведшие к его возникновению. (Разрешение конфликтных ситуации)

Основная стратегия – сотрудничество.

Предотвращение конфликта. Привлечение сотрудника к решению проблемы как можно более на ранних её стадиях (самая ранняя это планирование).

Раскрыть индивидуальные способности личности, снимает возникновение конфликтов.

Разрешение конфликта. Метод конфронтации это столкновение в диалоге различных участников с целью поиска причины сложившейся ситуации.

· Я весьма высоко ценю способность принимать здравые решения. Я стремлюсь к пониманию и согласию.

Привлекает подчиненных к процессу принятия решения путем делегирования.

Делегирование – это передача части функции руководителя исполнителю.

С определением обязательств по их выполнению (постановка задачи) с одновременным предоставлением ему средств и полномочий для выполнения заданий, при полной вашей ответственности как руководителя за полученный результат

Право наделенное властью = полномочия

Причины отказа от делегирования:

- Пока это все объяснишь быстрее сделать все самому.

-Недоверие сотрудникам (посмотрите с кем я работаю)

· Я стимулирую двусторонний обмен мнениями и таким образом оказываю поддержку подчиненным.

Физический анализ проводится регулярно и системно, подразумевая проверку не только содержания решения но и способов мотивов принятия решений.

Обратная связь как положительная так и отрицательная.

Критический анализ состоит из предварительного анализа. Проводится на этапе планирования работы, члены группы обсуждают цели, задачи, планы деятельности и способы их достижения.

Параллельный анализ – данный вид анализа прерывает деятельность с целью определить факторы препятствующие эффективной работе предприятия.

Ретроспективный анализ – анализ полученного результата, анализируются как неудачи, так и успехи.

3. Следствия реализации стиля

-Высокая произв-ть

-высокое моральное удовле-е от работы

-Активное творческое начало

-Карьерный рост

4. Рекомен-ции менеджеру

Всем руков-м надо стремиться быть такими

Любое рабочее место

Функции Средства


Обязательства Права

Ответственность Власть

!!!При нарушения баланса структуры рабочего места.

Стиль 9+9. «Патернализм»

1. Допущения и мотивация

«Я признаю вас своим (несу за вас ответственность), и хочу помочь вашей карьере (как если бы вы мне были сыном или дочерью), и надеюсь на вашу лояльность».

2. Элементы управления

· Я подчеркиваю лояльно и особенно благожелательно отношусь к тем, кто поддерживает мои начинания.

· Я перепроверяю сведения, которые мне сообщают другие, и поощряю их, если мне представляется возможность убедиться в их правоте.

· Я придерживаюсь строгих убеждений, однако даю возможность другим высказывать свои мнения, таким образом, помогая им мыслить более объективно.

· При возникновении конфликта я пресекаю его и благодарю людей за то, что они высказали свою точку зрения.

· Последнее слово остается за мной, и я искренне пытаюсь убедиться в том, что мои решения приняты другими.

· Я открыто выражаю свое мнение и надеюсь, что оно, будет принято подчиненными, поскольку это делается для их же пользы.

· Мотивация через метод Кнута и пряника

· Великодушный диктатор имеющий свои взгляды, моралист, готов воспринять негатив, но наедине, непублично, требует лояльности

· Производит-ть труда от умеренной до высокой.

· Предприятие которое он возглавляет: с большой з.п, маленькую текучестью кадров, большой стабильностью, устойчивостью

· Не развивается творческое отклонение к труду

· Успешная но не быстрая карьера.

Стиль Апартенист

Основная форм-ла повед-я – достиж-е личного успеха любой ценой.

1. Допущения и мотивация

Добиться первенства затем ты можешь привести в порядок свои дела и воплощать любой образ, кот-й сделает тебя похожим на сильного лидера.

Быть №1 в организации, быть в центре внимания.

Боязнь утратить первенство, стать человеком из толпы Необходимо угождать всем для того чтобы не случилось выше перечисленное

2. Элементы управления

· Хороший комбинатор, аналитик

· Хорошо просчитывает мотивы людей, обдумывает наперед все варианты

· Собирает всю информацию, использует все каналы сбыта инф-ции

· Прибегает к пропаганде, но как к средству персонального продвиж-я по службе

· Убеждения определяющиеся требованием момента (Я обдумал это и вижу ситуацию по другому)

· Конфликты избегаются всеми способами

· Использует методики манипуляции людьми для разрешения конфликтных ситуаций

· Каждый имеет эгоистичный интерес к которому можно манипулировать и уязвимость которой можно управлять

· В конфл-х ситуа-х повед-я опред-ся рангом оппонента подчиненные -, равные по рангу – компромиссный, вышестоящий ранг – принятие точки зрения руков-я

· Принимаются решения в завис-ти от ранга оппонента низший ранг – одностор-е принятие решений; равный ранг – побуждает собеседника и честности открытости, сам таковым не являясь; высший ранг – восхваляет мудрость собеседника.

· Избегает обратной связи так как она может указать на ошибки в его деят-ти

· Высокая произв-ть труда если это помогает достижению личных целей

· В коллективах возглавляемых таким руков-м – негативный эмоции-й климат

· Творч-е отклон-е к труду заключ-я в желании оказаться в нужное время в нужном месте.

· Быстро занимает вышестоящие посты.

Стиль Фасадист

1. Допущения и мотивация

Цель такого руков-ля стать № 1 в организации но он желает это сделать тайно.

Возможность разоблачения ег пугает

Цель создания фасада – скрыть истинные желания к власти.

2. Элементы управления

· Действует как Серый кардинал

Ситуационный подход

Эффективность управления = f (личные качества; стиль руководства; …)

1- Ситуационная модель Фидлера.

2- Подход «путь – цель» Митчела и Хауса.

3- Теория жизненного цикла Херси и Бланшара.

4- Модель принятия решения ВрумаЙеттона.

Модель Фидлера.

Стиль величина постоянная.

При Анализе фидлер выбирает три фактора описывающих ситуацию:

1) Отношения между руководителем и подчиненными

2) Структура задачи

3) Полномочия руководителя.

Мотивация на человека +1                
Мотивация на задачу -1                
Октаны                
Отношения между руководителем и подчиненными ХОРОШИЕ ПЛОХИЕ
Структура задачи структурированная Неструкт-ная Струкут-ная Неструкт-ная
Полномочия сильные слабые сильные слабые сильные слабые сильные слабые

Наиболее благоприятная ситуация для руководителя 1, 2, 3 октана, наименее благоприятная 8.

И в том и в другом случае буду эффективны руководители, ориентированные на задачу.

Руководители ориентированные на человеческие отношения эффективны в промежуточных ситуациях с точки зрения благоприятности.

Вывод: нельзя говорить плохой / хороший руководитель, не изучив ситуацию, в которой он действует.

Решающим фактором эффективности работы руководителя является соответствие стиля руководства и ситуации в которой работает коллектив.


Модель «путь – цель» Митчела и Хауса.

Суть модели: руководитель может побуждать подчиненных к достижению цели организации путем

Характеристики работников Способности, Возможности контроля, Авторитаризм
Поведение руководителя Директивное, Поддерживающее, участвующее, Ориентированное надостижение
Характеристики рабочего места Структура задания, Официальные полномочия, Первичная рабочая группа
Результаты Выполнение работы, Удовлетворение работой, Мотивация, Принятие руководителя


1) Определение руководителем нужд и потребностей работников.

2) Постановка целей.

3) Задание руководителем взаимосвязи вознаграждения и целей

4) Обеспечение руководителем поддержки работникам на их пути к поставленным целям

5) Работники удовлетворены процессом труда, мотивированы, одобряют действия руководителя.

6) Высокие результаты выполнения рабочих заданий

7) Повышается уровень готовности к достижению целей, как сотрудников, так и организации.

Директивный стиль (авторитарный) ориентирована на задачу

Поддерживающий(1.9) ориентирован на человека

Участвующий – характеризующиеся тем что руков-ль делится с подчиненными информацией консультации и использует их идеи для принятия решений.

Ориентированный на достижение – постановка задачи перед подчиненными напряженной цели с ожиданием того что они будут работать на полную мощность вселяя в них уверенность в собственные силы

Модель «путь – цель» предполагает, что роль руководителя состоит в оказании помощи подчиненным, но сознание того, что должно быть сделано (цель) и как это должно быть сделано.

Модель жизненного цикла Херси и Бланшара.

Эффективность того или иного руководителя и используемого им стиля, определяется зрелостью исполнителей.

Зрелость исполнителей – способность нести ответственность за свое поведение, желание достичь поставленной цели, уровень обоснования, опыт сотрудника.

Ситуационный фактор это зрелость исполнителей.

4 уровня зрелости исполнителей.

М1 – не могут и не хотят решать задачи

М2 – не могут, но хотят решать задачи.

М3 – могут, но не хотят решать задачи.

М4 – и хотят и могут решать задачи.

Модель принятия решений Врума – Йеттона.

Применение стиля зависит от ситуации и проблемы, для оценки которых разработаны 7 критериев:

· Значение качества решения.

· Наличие информации, опыта для принятия решений.

· Степень структурированности задачи.

· Согласие подчиненных с целями организации и их причастность для эффективного выполнения решения.

· Определенная на основе прошлого опыта вероятность, что авторитарное решение получит поддержку у коллектива.

· Степень мотивации подчиненных достичь целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы.

· Степень вероятности конфликта при выборе альтернативы.

А1 – авторитарный стиль, характеризуется единоличным принятием решений. Решения принимаются без обсуждения с кем-либо, полагаясь только на собственные знания и фактические данные.

А2 – Авторитарно – коллективный, руководитель собирает информацию о подчиненных без объяснения причин, обдумывает её и единолично принимает решения.

С1 – консультативный, руководитель консультируется с избранными подчиненными в индивидуальном порядке, запрашивает у них дополнительную информацию, просит совет относительно возможного решения проблемы, а затем принимает решения единолично.

С2 – консультативно – коллективный, руководитель консультируется со всей группой, обсуждает возможные альтернативы, используя сотрудников как консультантов, но право решения оставляет за собой.

G2 – коллективный, руководитель делится проблемой с группой и сообща принимает решения. Полное участие подчиненных в процессе управления, при этом руководитель не только соглашается с принятой группой решением, но и принимает ответственность на него на себя.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: