Управление конфликтами.
Ранговые отличия участников конфликта.
Конфликт называется горизонтальным между равными по рангу участниками.
Конфликт может быть вертикальным между разными по рангу участниками.
Иерархия рангов:
Оппонент 1 ранга – индивид, участвующий в конфликте от собственного имени и преследующий собственный личный интерес.
Оппонент 2 ранга – группа, состоящая из оппонентов 1 ранга, преследующих групповую цель.
Оппонент 3 ранга – структура, состоящая из взаимодействующих друг с другом групп 2 ранга.
Оппонент 0 ранга – индивид, находящийся в споре с самим с собой.
1) Проанализировать причины конфликты. Определить причину конфликта.
2) Определить тип конфликта. Определяем участников конфликта.
3) Определяем тип конфликта. Оценить ситуацию:
· Серьёзность конфликта;
· Временной масштаб;
· Какие итоги конфликта приемлемы (выигрыш-выигрыш, выигрыш-проигрыш для всех разные стратегии);
· Степень вашего влияния как руководителя;
· Собственные предпочтения и т.д.
4) Выбрать стратегию
Способы управления конфликтными ситуациями.
Межличностные | Структурные |
Уклонение от конфликта | Постановка общеорганизационных комплексных целей |
Сглаживание | Координационные и интеграционные механизмы |
Принуждение | Разъяснение требований к работе |
Компромисс | Разработка системы вознаграждения (плана мотивации) |
Сотрудничество |
Рис.1 03.04.2012
Уклонение от конфликта:
Частный случай уклонения
· Проигнорировать проблему – «политика страуса»;
· Наблюдение со стороны –
Решения о том следует ли вмешиваться в конфликт или нет, помогает принять ответы на следующие вопросы:
1-Существенно ли влияет данный конфликт на выполнение рабочего задания?
2-Улучшит ли положение ваше вмешательство в конфликт или наоборот приведет к ухудшению?
Меры по исправлению ситуации:
Проведение индивидуальных бесед с подчиненными;
1. Стратегия сглаживания конфликта характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что мы все – одна счастливая команда,, и не стоит «раскачивать лодку».
2. Стратегия принуждение (краткосрочная стратегия): людей можно принудить прекратить конфликт, навязав свою точку зрения, с помощью угроз подавляя своего противника. Подавляет инициативу, гнев переносит на подчиненных.
3. Стратегия компромисс характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Преимущество – сводит к минимуму недоброжелательно. Проблема промежуточная.
4. Стратегия сотрудничество – признание различий во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемых для всех.
Методика разрешения конфликта через сотрудничество была предложена А. Филли:
· Определить проблему в категориях целей, а не решений;
· После того, как проблема определена, определить решения, приемлемых для обеих сторон;
· Сосредоточить внимание на проблеме, а не на личных качествах других сторон;
· Создать атмосферу, доверия, увеличить объём;
· Во время общения создавать положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию, выслушивая мнение другой стороны, сведя к минимуму угрозы и гнев.
Структурные способы разрешения конфликтных ситуаций:
1. Постановка общеорганизационных комплексных проблем.
2. Координационные и интеграционные механизмы
· Реструктурирование;
· Цепь команд;
· Совершенствование коммуникаций (ротация рабочих мест, налаживание межличностных коммуникаций).
3. Разъяснение требований к работе (помогает избежать деструктивных конфликтов): чётко объясняет, какие результаты ожидаются от каждого.
· Уровень достигнутых результатов;
· Кто предоставляет, и кто получает информацию;
· Система полномочий и ответственность;
· Процедуры и правила.
4. Разработка системы вознаграждений.
Принятие решений
Принятие решений – центральная часть в работе менеджера.
Способность принимать решение – умение, развивающимся с опытом.
Процесс принятия решений – психологический процесс.
При принятии решений руков-ль наход-ся под влиянием психол-х факторов:
-социал-е установки
-опыт
-личност-е ценности
Решение выбор альтернативы
Организац-е решения – выбор, кот-й должен сделать руков-ль чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должности
Выбор кот-й будет реализовано и внесет наибольший вклад в достижи целей организ-и