Особенности русской эпидиктической лит-ры

Эпидиктическое красноречие получило распространение на руки в 11-12 вв

Оно было представлено: праздничными и похвальными словами.

Праздничные слова создавались в честь великих церковных праздников – благовещения, преображения, пасхи, покрова богородицы.

В похвальных – прославлялись апостолы, пророки и святые.

Торжественное красноречие требовало от автора:

1. Глубины идейного замысла

2. Большого литературного мастерства

3. Умения увлечь читателя, настроить на торжественно- патриотический лад

Торжественные речи писали заранее. Они не произносились перед аудиторией, а распространялись в рукописных копиях.

5 век до нашей эры –возникновение эпидиктического красноречия

3-4 вв н.э. –это искусство было передано христианским мастерам ораторского слова (василий великий, епифаний кипрский)

10-11вв –искусство переходит сначала к болгарам, а потом и к русским

Причины широкого распространения

1. Торжественная речь была предназначена для широкой массовой аудитории

2. Требовала постановки важных общественно-политических или философско-богословских проблем

3. Отличалась злободневностью, давала возможность для обсуждения важных вопросов современности

Композиция:

Произведения были 3-х частными:

1. Вступление

2. Центральная часть

3. Заключение

Вступление – во вступлении необходимо было привлечь внимание читателя к заявленной теме.

Центральная часть – развить основную тему, проиллюстрировать яркими примерами из церковной и светской истории. Носит повествовательный хар-р и обычно представляет собой рассказ о конкретном событии. Рассказ перемежается отступлениями, пояснениями и комментариями автора.

Заключение: 3 варинта:

1. Молитва к Богу

2. Похвала герою

3. Обращение автора к читателю с тем или иным призывом.

Стиль:

Обязательные стилистические приемы:

1. Риторические обращения к читателю, иногда к герою

2. Риторические вопросы и восклицания

3. Метафоры

4. Антитезы

5. Повторы

Инерция ритма была настолько высока, что воспринималось как стихотворение в прозе.

Общественное-политическое знаение «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона

1. Древнейший из дошедших до нас памятников торжественного красноречия Киевской руси

2. Время воздания между 1037-1050 гг.

3. Сохранилось в 50 списках.

Софийский собор

Торжественная проповедь было произнесена в храме святой Софии киевской в присутсвии великого князя Ярослава.

Вопрос об авторстве

1. Ни одна из рукописей имена автора не сохранила. Авторства приписывается первому русскому митрополиту Иллариону, который занял пост главы русской церкви в 1051 гг.

2. Иларион предположительно получил образование в Византии, мог знать греческий язык.

3. Вместе в Ярославом Мудрым участвовал в основании первых княжеский монастырей в Киеве.

4. После смерти Ярослава Мудрого Иларион был смещен с митрополии (между 1054-1055). Его дальнейший жизненный путь неизвестен. Предположительно он удалился в Киево-Печерский монастырь.

Композиция «Слова»:

Трехчастная форма:

1. Философская

2. Церковно-историческая

3. Панегирическая

В произведении выделяют 3 части

1. Философская – в ней идет речь о приоритете христианства над иудаизмом и язычеством

2. Церковно-историческая – посвящена христианизации Руси

3. Панегирическая –прославляются русские князья – креститель владимир и просвититель ярослав

Часть 1. Философская

1 ч. Содержит обширное рассуждение на тему: в чем смысл крещения Руси?

В произведении как дается ответ на этот вопрос:

Бог желая спасти человечество, даровал ему вначале «Закон» устами Моисея, а затем послал своего сына Иисуса Христа обновить человечество евангелием и крещением.

1. «закон» предшествует «благодати» он был известным древнем евреям и не получил распространения среди других народов

2. «благодать» - достояние всего человечества.

В основе философско-исторической концепции Иллариона лежит идея равенства всех, всех народов перед «благодатью» (христианством)

Часть 2. Церковно-историческая

1. Развернутая похвала князю Владимиру. Он выступает как идеальный князь: крестится сам, крестит всех жителей своей земли, строит церкви и монастыри, присутствует при богослужении, покровительствует бедным и больным.

2. 2 ч. Включает в себя фрагмент о преемнике Владимира - сыне Ярославе, о его просветительской и строительной деятельности.

Часть 3. Панегирическая

«Слово» заканчивается молитвой к Богу «от всея земли нашей»

Значение и худ. особенности «Слова»

Идее о богоизбранности одного народа Илларион противопоставил идею равноправия христиан. В его произведениях русский народ всегда выступает как часть человечества, а история христианизации Руси как одна из страниц мировой летописи.

«слово о законе и благодати»

Отличается совершенством худ. формы. Оно безуперечно с точки зрения с точки зрения жанр это классический образец эпидиктической речи.

Худ. особенности:

1. Цитаты библейских текстов

2. Метафорически образы

3. Антитетические образы

4. Обилие риторических фигур

5. Проза ритмически организована (ритм создают повторы на звуковом, лексическом и синтаксическом уровнях)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: