Эпидиктическое красноречие получило распространение на руки в 11-12 вв
Оно было представлено: праздничными и похвальными словами.
Праздничные слова создавались в честь великих церковных праздников – благовещения, преображения, пасхи, покрова богородицы.
В похвальных – прославлялись апостолы, пророки и святые.
Торжественное красноречие требовало от автора:
1. Глубины идейного замысла
2. Большого литературного мастерства
3. Умения увлечь читателя, настроить на торжественно- патриотический лад
Торжественные речи писали заранее. Они не произносились перед аудиторией, а распространялись в рукописных копиях.
5 век до нашей эры –возникновение эпидиктического красноречия
3-4 вв н.э. –это искусство было передано христианским мастерам ораторского слова (василий великий, епифаний кипрский)
10-11вв –искусство переходит сначала к болгарам, а потом и к русским
Причины широкого распространения
1. Торжественная речь была предназначена для широкой массовой аудитории
2. Требовала постановки важных общественно-политических или философско-богословских проблем
|
|
3. Отличалась злободневностью, давала возможность для обсуждения важных вопросов современности
Композиция:
Произведения были 3-х частными:
1. Вступление
2. Центральная часть
3. Заключение
Вступление – во вступлении необходимо было привлечь внимание читателя к заявленной теме.
Центральная часть – развить основную тему, проиллюстрировать яркими примерами из церковной и светской истории. Носит повествовательный хар-р и обычно представляет собой рассказ о конкретном событии. Рассказ перемежается отступлениями, пояснениями и комментариями автора.
Заключение: 3 варинта:
1. Молитва к Богу
2. Похвала герою
3. Обращение автора к читателю с тем или иным призывом.
Стиль:
Обязательные стилистические приемы:
1. Риторические обращения к читателю, иногда к герою
2. Риторические вопросы и восклицания
3. Метафоры
4. Антитезы
5. Повторы
Инерция ритма была настолько высока, что воспринималось как стихотворение в прозе.
Общественное-политическое знаение «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона
1. Древнейший из дошедших до нас памятников торжественного красноречия Киевской руси
2. Время воздания между 1037-1050 гг.
3. Сохранилось в 50 списках.
Софийский собор
Торжественная проповедь было произнесена в храме святой Софии киевской в присутсвии великого князя Ярослава.
Вопрос об авторстве
1. Ни одна из рукописей имена автора не сохранила. Авторства приписывается первому русскому митрополиту Иллариону, который занял пост главы русской церкви в 1051 гг.
|
|
2. Иларион предположительно получил образование в Византии, мог знать греческий язык.
3. Вместе в Ярославом Мудрым участвовал в основании первых княжеский монастырей в Киеве.
4. После смерти Ярослава Мудрого Иларион был смещен с митрополии (между 1054-1055). Его дальнейший жизненный путь неизвестен. Предположительно он удалился в Киево-Печерский монастырь.
Композиция «Слова»:
Трехчастная форма:
1. Философская
2. Церковно-историческая
3. Панегирическая
В произведении выделяют 3 части
1. Философская – в ней идет речь о приоритете христианства над иудаизмом и язычеством
2. Церковно-историческая – посвящена христианизации Руси
3. Панегирическая –прославляются русские князья – креститель владимир и просвититель ярослав
Часть 1. Философская
1 ч. Содержит обширное рассуждение на тему: в чем смысл крещения Руси?
В произведении как дается ответ на этот вопрос:
Бог желая спасти человечество, даровал ему вначале «Закон» устами Моисея, а затем послал своего сына Иисуса Христа обновить человечество евангелием и крещением.
1. «закон» предшествует «благодати» он был известным древнем евреям и не получил распространения среди других народов
2. «благодать» - достояние всего человечества.
В основе философско-исторической концепции Иллариона лежит идея равенства всех, всех народов перед «благодатью» (христианством)
Часть 2. Церковно-историческая
1. Развернутая похвала князю Владимиру. Он выступает как идеальный князь: крестится сам, крестит всех жителей своей земли, строит церкви и монастыри, присутствует при богослужении, покровительствует бедным и больным.
2. 2 ч. Включает в себя фрагмент о преемнике Владимира - сыне Ярославе, о его просветительской и строительной деятельности.
Часть 3. Панегирическая
«Слово» заканчивается молитвой к Богу «от всея земли нашей»
Значение и худ. особенности «Слова»
Идее о богоизбранности одного народа Илларион противопоставил идею равноправия христиан. В его произведениях русский народ всегда выступает как часть человечества, а история христианизации Руси как одна из страниц мировой летописи.
«слово о законе и благодати»
Отличается совершенством худ. формы. Оно безуперечно с точки зрения с точки зрения жанр это классический образец эпидиктической речи.
Худ. особенности:
1. Цитаты библейских текстов
2. Метафорически образы
3. Антитетические образы
4. Обилие риторических фигур
5. Проза ритмически организована (ритм создают повторы на звуковом, лексическом и синтаксическом уровнях)