Тема 4.1.Дидактика- теория образования и обучения лиц с недостатками слуха

РазделIV. Дидактика школы глухих. дидактика школ слабослышащих

Дидактика – теория образования и обучения лиц с недостатками слуха. Обучение как деятельность по передаче социального опыта существует с незапамятных времен. Посредством обучения представители старшего поколения передавали молодежи свои знания и умения, формировали качества личности в соответствии с потребностями и традициями своего времени.

До XVII в. обучение не было предметом теоретического исследования. Лишь в XVII веке были заложены научные основы дидактической деятельности, и она получила свое название. Дидактика – слово греческое: didaktikos означает «поучающий». Впервые оно было употреблено в Германии в 1613 г. Кристофом Хельвигом и Иохимом Юнгом, которые рассматривали дидактику и как искусство обучения, и как практическое умение обучать.

Ян Амос Коменский (1592-1670) в своей книге «Великая дидактика» говорил об универсальном искусстве обучения «всех всему» с той лишь разницей, что дидактика у него представляла собойискусство не только обучения, но и воспитания. Такое понимание дидактики сохранилось до начала XIX века, когда известный немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) разработал дидактику, в которой главная роль отводилась процессу овладения знаниями на уроке репродуктивным путем. В учебномпроцессе основное внимание уделялосьанализу действий учителя. Учащиеся обязаны были выучить то, что им преподносил учитель.

На рубеже Х1Х - ХХ вв. авторитарнаягербартовская дидактика и «традиционная школа», основанная на ее принципах, уже не могли отвечать требованиям жизни, тормозили развитие учащегося. Выдвигались идеи создания такой школы, которая учитывала бы интересы учащихся, развивала их интеллект,чувства и волю, приучала к сотрудничеству и коллективным формам работы, готовила к активному участию в общественной жизни. Наиболее ярким представителем реализации этих идей был американскийфилософ, психолог и педагог Джон Дьюи(1859-1952). Разработанная им «прогрессивистская» дидактика сконцентрировала своё внимание на ученике, его запросах, интересах и склонностях, доставив в центр своей деятельности организацию самостоятельной работы учащихся.

Дальнейшее развитие теория Дьюи нашла в трудах американского психолога Джерома Брунера (родился в 1915г.), его концепции, так называемого учения через совершение открытий (творческого учения). В отечественной дидактике идеи об активной роли школьника в учебном процессе были основательно разработаны теоретически и подтверждены практикой К. Д. Ушинским («Человек как предмет воспитания»), развиты в педагогических трудах Л.Н. Толстого (1828-1910), в работах В.П. Вахтерова (1853-1924), Б.П. Блонского (1857-1947) и др.

Несмотря на слабые стороны и известную ограниченность традиционная и прогрессивистская дидактические системы послужили фундаментом для разработки современных концепций обучения, в частности концепции развивающего обучения, которая позволяет приблизиться к гуманистической идее всестороннего развития личности ребенка в процессе обучения.

Большой вклад в создание современных образовательных технологий внесли психологи и др. Школа для Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, сурдопсихологии И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Н.Г. Морозова, Т.В. Розанова, ученые-педагоги Ю. К. Бабанский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, учителя – новаторы Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков глухих, будучи общеобразовательным, цензовым учебным заведением, строит учебно-воспитательную работу, исходя из общих теоретических концепций развития современной общеобразовательной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: