Основные понятия процесса обучения

Роль специальной общеобразовательной школы в деле образования, воспитания, развития глухих детей, подготовки их к жизни в современном обществе и к трудовой деятельности чрезвычайно важна. Процесс обучения в ней как целенаправленное взаимодействие сурдопедагога и учащихся не сводится лишь к формированию знаний, умений, навыков с учетом педагогических технологий развивающего обучения. Важно сформировать способы умственных действий, интенсифицировать интеллектуальное развитие ребенка путем преобразования его познавательной деятельности.

Для современного этапа развития дидактики школы для глухих характерно стремление к поиску оптимальных путей образования лиц с недостатками слуха. К числу основных понятий дидактики школы для глухих относятся преподавание и учение. Преподавание в дидактике школы для глухих – это управление сурдопедагогом учебно-познавательной деятельностью глухих учащихся. Преподавание в свою очередь связано с понятиями «обучение», «образование», «самообразование», «воспитание».

Обучение представляет собой систематическое, планомерное и непосредственное руководство процессом учения в течение относительно долгого (многолетнего) периода. Оно тесно связано с процессом преподавания. В этот процессвключены не только действия, связанные с учением, т.е. созданием условий, которые позволяют учащимся овладеть определенным количеством знаний, умений и навыков, но также и контроль, благодаря которому преподаватель может вносить коррективы вучебную деятельность учеников и предупреждать ошибки, которые могут возникнуть в процессе познания окружающей действительности и усвоения систематических знаний по общеобразовательным предметам.

Чтобы преподавание, т.е.деятельность по организации обучения глухих учащихся, привело к нужным результатам, сурдопедагог должен обладать специальными знаниями, позволяющими определить компенсаторные возможности и пути развития каждого ребенка в классе, выработать тот уровень образовательно-воспитательного воздействия на глухого ученика в процессе учебной работы, который способствует преобразованию его познавательной деятельности и формированию новых динамических связей, компенсирующих слуховую недостаточность.

Учение - это активный процесс усвоения знаний, умений и
навыков. Своеобразие этого процесса у глухого учащегося сопряжено с особенностями его общего и речевого развития и зависит от сформированности мотивов учебной деятельности, степени развития его активности и самостоятельности. Учение - длительный процесс: образование неслышащей молодежи в школе продолжается 10-12 лет.

Образование является результатом процесса обучения, в ходе которого учащиеся овладевают системой знаний, умений, навыков из определенных областей науки, техники, культуры. Оно включает в себя формирование интереса и способности к познанию, развитие мышления, памяти, воображения, внимания, наблюдательности. Образование способствует формированию у учащихся основ научного мировоззрения, способности к систематическому и самостоятельному приобретению знаний, к индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, обеспечивает привитие учащимся этических и нравственных норм поведения.

Отклонение в развитии словесной речи тормозит развитие всех познавательных процессов у глухого ребенка, накладывает отпечаток на развитие его социальных потребностей, ограничивает общение с окружающими. Поэтому усвоение глухими учащимися объема школьных знаний должно сопровождаться коррекционной направленностью обучения: предметно-практическимобучением, групповыми и индивидуальными занятиями по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи, музыкально-ритмическими занятиями.

Специальные методы обучения, особое структурирование содержания общих с массовой школой учебных предметов, в особенности русского языка, методы сообщения и закрепления знаний, увеличение информационной насыщенности всех уроков, использование специальных технических средств обучения (индивидуальные слуховые аппараты, специальные классы, оборудованные современной слуховой аппаратурой) придают процессу обучения в школе для глухих специфический характер.

Решение задачи по обеспечению глухим учащимся равных со слышащими прав в получении образования требует поиска специальных, ориентированных на глухого ребенка способов преодоления недостатков вразвитии, чтобы подготовить егок жизни, полноценному труду, продолжению образования и научить самосовершенствованию.

В технологической концепции саморазвивающего обучения Г.К. Селевко (1998) важная роль в формировании личности отводится наряду с образованием самообразованию. Самообразованиеосновано на собственных усилиях учащихся, не подвержено внешнему контролю и осуществляется главным образом по самостоятельно разработанной программе. Именно поэтому условиями успешности самообразования являются систематический самоконтроль и самооценка.

Источником самообразования выступают потребности личности, исполнителем – сама личность, стремящаяся углубить свои знания путем индивидуального изучения интересующего ее материала. Самообразование необходимо рассматривать как стремление личности к высокому уровню познания, достижению личных и социальных целей, подготовке себя к адаптации в обществе.

Самообразование глухих учащихся можно рассматривать как средство достижения ими максимально возможной самостоятельности, высокого качества социализации, как предпосылки для самовыражения и самоутверждения. Значительную роль в самообразовании играет развитие навыков самостоятельности.

В процессе учебной работы глухие учащиеся осваивают различные приемы мыслительной деятельности, логические приемы формирования обобщенных понятий, определений, приемы творческой деятельности. Особое внимание уделяется формированию организационных умений и навыков работы с книгой, справочниками, дополнительными источниками информации по различным учебным предметам.

Самообразование глухих учащихся предполагает овладение приемами самостоятельной творческой деятельности, формирование у них знаний, умений, навыков и личностных качеств, таких, как общение, творчество, выявление своих способностей, самоопределение, профориентация, саморегуляция,коллективная деятельность и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: