Предмет и методы эпидемиологии

Роль отдельных ученых в развитии эпидемиологии.

ЛЕКЦИЯ № 1

Г. СИМФЕРОПОЛЬ

Тема: Предмет и метод эпидемиологии. Понятие об эпидемическом надзоре. Учение об эпидемическом процесс е.

Актуальность темы: Предметом изучения эпидемиологии с самого начала ее формирования в отличие от клинической медицины стала заболеваемость, отражающая популяционный уровень организации жизни, а не болезнь, отражающая организменный уровень. Таким образом, основная цель эпидемиологии – общественная профилактика.

Используя знание законов течения эпидпроцесса и механизмы по прерыванию его звеньев, можно успешно решать задачи по ликвидации очагов инфекционных болезней

Литература: Д.И.Дранкин. Учебник Эпидемиология.стр.3-40.

В.А.Кипайкин. Уч-к Эпидемиология. Стр. 3-45.

Вопросы:

1 Предмет эпидемиологии.

2. Методы эпидемиологии.

3. Эпидемиологический надзор.

4. Понятие об эпидемическом процессе.

5. Источники возбудителей инфекции.

6. Механизм передачи инфекции.

7. Влияние природных и социальных факторов на эпидпроцесс.

Э. Дженнер, английский врач (1749-1823), открыл способ вакцинации против оспы.

Д.С.Самойлович (1744-1805) классические исследования по эпидемиологии и мерам борьбы с чумой.

Л.Пастер (1822-1859) – исследования в области профилактики инфекционных болезней.

И.И.Мечников (1845-1916) разработал учение об иммунитете,

Д.И.Ивановский (1864-1920) открыл вирусы.

С.П.Боткин – заложил основы учения об инфекционном гепатите. Д.К.Заболотный – провел классические исследования по эпидемиологии чумы, холеры и др. болезней.

К.И.Скрябин – создал учение о девастации.

Л.В.Громашевский – создал учение о механизме передачи возбудителей инфекции, классифицировал инфекционные болезни.

Эпидемиология в переводе с греческого означает учение об эпидемиях. Слово «эпидемия» переводится как массовое распространение какого-либо явления (в медицине – болезни) среди населения. В представлении людей древнего мира и средневековья эпидемии считались наказанием за грехи.

Постепенно сформировалось два направления в объяснении причин эпидемий и возникли школы миазматиков и контагионистов.

По представлению миазматиков причиной эпидемий являлось загрязнение окружающей среды миазмами – вредными веществами, возникающими при различных космических (затмения планет, появление комет, метеоритов) и теллурических (извержение вулканов, землетрясения) явлениях.

Для уничтожения миазмов в воздухе разжигали костры и носили защитные маски.

Контагионисты считали, что причиной болезней является контагий (от латинского слова контагиум – соприкосновение, зараза), переходящий от больных к здоровым при соприкосновении или через предметы.

Для борьбы с эпидемиями контагионисты рекомендовали изоляцию больных, контроль за людьми и товарами, прибывающими из мест, пораженных эпидемиями, дезинфекцию вещей.

В настоящее время эпидемиологию определяют как медицинскую науку, которая изучает причины возникновения и распространения заразных болезней в человеческом обществе и разрабатывает меры борьбы, предупреждения и полного искоренения этих болезней.

Краткая история. Непрекращавшиеся эпидемии, и особенно пандемия чумы в 14 веке, оставшаяся в памяти всех народов под названием «черной смерти», побуждали врачей к разработке профилактических мероприятий. В 1374 г. в Венеции впервые был применен карантин. Появились запрещения прокаженным посещать церкви, пекарни, мельницы, пользоваться колодцами. К этому же времени относится появление в Европе больниц и убежищ для прокаженных.

Эпидемиология как наука решает две основные задачи.

Первая задача включает вскрытие (обнаружение) и изучение закономерностей, лежащих в основе возникновения и распространения инфекционных болезней в человеческом обществе

Вторая задача охватывает разработку на основе теоретических обобщений научно обоснованных профилактических и противоэпидемических мероприятий. В частности, обобщение об источнике инфекции привело к появлению в практике изоляции и госпитализации, дезинфекции выделений больных и другие мероприятия.

В данном случае эпидемиология оказывается в роли практической дисциплины, решающей задачи борьбы общества с инфекционными болезнями.

Эпидемиологический метод исследования – это совокупность приемов и способов, предназначенных для оперативного и ретроспективного определения признаков (проявлений) эпидемического процесса и на этой основе – причин и условий его возникновения.

Эпидемиологический метод явля ется основой профилактической медицины и реализуется среди населения на популяционном уровне.

Являясь комплексным методом, он включает в себя четыре основных методических приема:

  1. Наблюдение (описательно-оценочный прием) используется для анализа распределения показателей заболеваемости.
  2. Анализ проводится с целью оценки гипотез о факторах риска и определении направлений профилактики.
  3. Эксперимент осуществляется для доказательства гипотез о факторах риска, количественной оценки эффективности средств и методов профилактики.
  4. Математическое моделирование проводится с целью прогнозирования проявлений эпидемического процесса.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: