II. Западники и славянофилы

I. Особенности социально-политического положения в стране. Спор о путях развития России.

1. В 30-е г.г. XIX в. все заметнее становились признаки кризиса крепостнической системы:

· крестьянское хозяйство было нищим и оставалось в основном натуральным, покупательная способность крестьян была очень низкой;

· разорение крестьян влекло за собой падение доходов помещиков, закрепляло экстенсивный характер развития и крайнюю техническую отсталость сельского хозяйства;

· остро не хватало свободных рабочих рук, особенно мало было квалифицированных рабочих;

· промышленный переворот шел медленно, конкурентная способность русских товаров была небольшой, что вынуждало правительство сохранять протекционистскую политику и высокие ввозные пошлины на иностранные товары.

2. Положение буржуазии практически не менялось: она экономически и политически оставалась зависимой от самодержавия.

3. Кризисные явления в экономике вызывали споры о путях дальнейшего развития общества и о возможности проведения реформ. Правительство также не могло игнорировать эти проблемы: не случайно, именно тогда была создана охранительная теория, защищавшая «незыблемые основы» самодержавия – «теория официальной народности».

4. Резкой критикой правительственной идеологии стало выступление П.Я. Чаадаева, написавшего в 1829 – 1839 г.г. цикл «Философических писем» (первое из них было опубликовано в журнале «Телескоп»). В письмах подчеркивалось, что России нечем гордиться перед Западом, ее вклад в мировую культуру ничтожен, кроме того, русский человек уделяет слишком мало внимания преобразованиям земной жизни. За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

5. На рубеже 20 – 30 г.г. XIX в. полиция разгромила ряд тайных кружков Московского университета (братьев В.И. и М.И. Критских, Н.П. Сунгурова, А.И. Герцена и Н.П. Огарева), выступавших против крепостного права и самодержавия.

6. Центрами общественной жизни и идейных споров в 30-е г.г. XIX в. стали светские салоны, журналы и университетские кафедры. Труды французских просветителей утратили прежнюю популярность. Большое влияние на идейные споры стали оказывать работы немецких философов, особенно Г. Гегеля, которые стремились раскрыть закономерности развития общества. Особенно известен был кружок, сложившийся в 1833 г. вокруг молодого философа и поэта Н.В. Станкевича.

1. К концу 30-х г.г. XIX в. в русском обществе сложилось либеральное направление, представленное двумя течениями – западниками и славянофилами.

2. Несмотря на существенное расхождение во взглядах на историческое развитие и будущее России, западники и славянофилы сходились в том, что главным препятствием для развития страны считали крепостное право и ратовали за правительственные реформы, которые предотвратят возможность возникновения революции.

3. Взгляды западников и славянофилов

Западники Славянофилы
1. Требовали отмены крепостного права с точки зрения его экономической невыгодности. 2. Считали, что Россия и Европа имеют одинаковый путь развития, поэтому в России должен утвердиться буржуазный строй. 3. Земля должна стать частной собственностью; крестьянскую общину надо ликвидировать как пережиток крепостничества. 4. Идеальным политическим строем считали конституционную монархию (английского типа), причем более консервативная часть выступала за сохранение исполнительской власти за императором, а некоторые выступали за создание республики. 5. Идеализировали Петра I и его реформы, подчеркивали, что правительство должно продолжить дело европеизации России. 6. Чтобы создать современное общество правительство должно продолжить политику европеизации, начатую Петром I, провести буржуазные реформы. 7. Основные представители: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев (историки); К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин (юристы), В.П. Боткин, П.В. Анненков (литераторы) 1. Требовали отмены крепостного права в основном с точки зрения аморальности этого явления. 2. Россия имеет свой особый путь развития, поэтому должна избежать капитализма, который приводит к революциям, голоду и социальной нестабильности. 3. Считали, что земля должна остаться в пользовании крестьян и помещиков; крестьянскую общину надо сохранить, так как она выражает дух взаимопонимания и гармонии. 4. Власть царя должна остаться неограниченной, но народ должен получить право свободно выражать свое мнение (в печати и на земских соборах). 5. Резко критиковали Петра I и его реформы, которые насильственно ввели в России западные порядки, глубоко чуждые русскому народу. 6. В основе русской жизни лежали общинное начало и принцип согласия, «соборности», что делает русское общество духовным и гармоничным. Эти принципы должны стать основой возвращения России на ее самобытный путь развития. 7. Основные представители: А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские; братья КС. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин (в основном литераторы, собиратели народного фольклора).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: