Она обнимает бескрайние сферы пространства
Молчат и дрожат.
Я вижу ее, она рядом со мною, ее грустные губы
Опять она держит меня за руку и просит, чтобы я
Помню только ее, эту женщину, которая страстно прилепилась
И она удержала меня, потому что полюбила меня.
День за днем, ночь за ночью мы были вдвоем –
Все остальное я давно позабыл…
…………………………………………………………………..
ко мне,
Опять мы блуждаем вдвоем, мы любим, мы расстаемся опять,
не уходил,
Одной из главных идей Уитмена была идея равенства всего сущего, заимствованная у философов-трансценденталистов. Она представлена у поэта в разных вариантах:
- равенство всего сущего - всех людей, всех явлений, всех деяний, всех вещей;
- равенство духовного и телесного, жизни и смерти, добра и зла;
- равенство, а точнее, общность Человека и Природы и т. д.
Описывая это равенство, Уолт Уитмен часто пользовался приемом «каталогизации», стилистического приема, популярного еще у американских поэтов 17-18 веков. Это стилистический прием, суть которого состоит в следующем: определенный стержень (понятие, явление) обрастает самыми различными образами, которые создают красочное, зримое многообразие мира.
|
|
Часто в своих произведениях Уитмен обращается к проблеме жизни и смерти. Подчеркивая общность этих стадий человеческой жизни, он утверждает, что смерть – всего лишь химическая трансформация материи, ее включение в водоворот Жизни:
Я завещаю себя грязной земле,
Пусть я вырасту моей любимой травой …
Символические образы, которыми переполнены стихотворения Уитмена, необычны своей простотой. «Листья травы» становятся у него и символом вездесущей жизни, и круговорота Жизни, и воплощением отдельного человека, и «платочком от Бога», и «флагом чувств» лирического героя и т.д. За год до смерти в стихотворении «Смысл«Листьев травы» он раскроет значение этого выражения:
Высока эта песня, слова ее и полет,
и времени,
и отошедшее… -
это идея всемирного братства людей, связь всех времен и поколений.
Наряду с тягой к романтическому, у Уитмена ярко выражен интерес к реалистическому «обыденному» и «вещному миру». Большое место в его творчестве занимает тема города. Уитмен – поэт-урбанист, прославляющий здания, города и машины. Но они предстают у него как многообразные образы. Так, например, его стихотворение «Локомотив зимой» можно считать и одой локомотиву, и «горластым красавцем», и символом движения и силы одновременно.
Особое место в сборнике занимает цикл, посвященный памяти президента Авраама Линкольна. Стихотворения цикла созданы в жанре плача, что свидетельствует о многообразии художественных принципов поэта: