Я божество и внутри, и снаружи…

Локтями я опираюсь в морские пучины.

Уолт Уитмен, Космос, сын Манхеттена.

И во мне вся Вселенная.

Я, Уолт Уитмен, сорвиголова, американец

Или богач лучше вас? Или образованный мудрее вас?

Или вы думаете, что президент более велик, чем вы?

Или вы сами недооцениваете себя?

Что вы думаете о себе?

Лирический герой Уитмена имеет особый, необычный для того времени характер. Сам поэт писал: «У меня есть лишь один центральный образ – всеобщая личность, типизированная через меня самого…».

В силу этого утверждения центральное место во всех изданиях занимает поэма «Песня о себе».

«Я» Уитмена - это обобщенно - философский образ рядового американца и в то же время лирического героя Уитмена - Поэта–Пророка. Создавая их образы, он придает им былинные размеры, использует гиперболы, описывает космические масштабы и все это подает с определенной долей американского юмора:

или:

Буйный, дородный, чувственный…

Я обнимаю сьерры, я ладонями покрываю всю сушу …

В описании лирического героя используются самые различные художественные приемы, например, сочетание возвышенного и низменного, грубого:

Запах моих подмышек ароматнее всякой молитвы

У.Уитмена часто упрекали в том, что он «славит себя и воспевает себя». В действительности же он подчеркивал ценность каждой отдельной личности.

Стремясь охватить «многообразные, океанические свойства Народа», могущество души Человека, Уитмен выработал новые поэтические принципы: обогатил строфу длинными словесными периодами, ввел в свою поэзию приемы ораторского искусства, использовал вопросительные конструкции, повторения.

Интересным художественным приемом Уитмена был принцип постоянной трансформации, то есть перевоплощения Поэта в других. У лирического героя мы видим как бы «тысячу лиц»:

- он и «загнанный раб», весь в поту;

- он и пожарный, умирающий под рухнувшей стеной;

- он и счастливый любовник;

- он и рыдающая вдова…

Во всех людях я вижу себя…

Все эти люди – я, и их чувства – мои

Лирический герой сливается с народом, прославляет братство всех людей на земле. В этом заключается его демократизм, общность со всем сущим.

Романтизм Уитмена проявлялся, прежде всего, в прославлении им цельных и сильных людей. В своей записной книжке 1860 года он писал : «Изображай только великие характеры – добрые, любящие характеры…». Свою миссию поэта он видел в том, чтобы возвращать «измученных тяготами жизни» людей к «духовному здоровью иистинной жизни». Высшим законом бытия Уитмен считал счастье («Счастье… высшийсмысл бытия вообще»). И, как все, это счастье он видел в любви.

Это чувство Уитмен прославил в своем знаменитом цикле «Дети Адама». Цикл, наполненный «чувственностью», вызвал бурное негодование многих пуритан Америки, которые были возмущены тем, что в нем много места уделено физиологии любви, описанию и воспеванию человеческого тела:

Физиологию с головы и до пят я пою,

Не только лицо человеческое и рассудок достойны Музы,

Но все тело еще более достойно ее…

Несмотря на откровенность некоторых описаний, удивительных для того времени, Уитмен описывает физическую любовь очень поэтично:

Однажды, когда я проходил по большому, многолюдному

городу, я пытался внедрить в свою память его улицы,

здания, обычаи, нравы,

Но теперь я забыл этот город, помню лишь некую женщину,

Которую я случайно там встретил,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: