Бросает мне в глаза, сквозь морок, сквозь туман
Усталого, без сил, скучнейшей из дорог
Он жаждой мучает, извечной и преступной.
Неосязаемый, как воздух, недоступный
Есть душа у хромых, у кривых.
Под холодным пальтишком, в дырявом жакете
Эпонины, Лаисы! Возлюбим же их!
Любопытство мое роковое манит.
Первый цикл сборника назван «Сплин и идеал». Он самый большой по объему и построен на противопоставлении прекрасного и безобразного, чем и передается двойственность лирического героя. «Идеал» - разные формы добра: любовь и ее разновидности (любовь возвышенная и любовь земная), красота, искусство, природа. «Сплин» передает разные виды зла – крайний пессимизм поэта, влечение ко злу, разрушение и т.д. В этот цикл входит знаменитое стихотворение Бодлера «Падаль». Тема поэта ставится в стихотворениях «Старый колокол» и «Альбатрос».
Второй цикл«Парижские картины» характеризует Бодлера как писателя-урбаниста. Его Париж предстает перед нами как «людской муравейник», как город, населенный призраками, как сочетание Красоты и Уродства, роскоши и нищеты. Некоторые описания города и его жителей напоминают нам гротескные картины в духе Гофмана:
|
|
В дебрях старых столиц, на панелях, бульварах,
Где во всем, даже в мерзком, есть некий магнит,
Мир прелестных существ, одиноких и старых,
Эти женщины в прошлом, уродины эти –
(«Старушки»)
Этот цикл посвящен В.Гюго, который был потрясен новизной поэтического таланта Бодлера и его сочувствием к жизни «отверженных».
В третьем цикле «Вино» ставится тема «искусственного рая», опьянения вином или гашишем, приносящими ощущение искусственного счастья: герой представляет себя то Богом, то центром Вселенной.
Четвертый цикл «Цветы зла» - высшая точка в изображении идеи разрушения: это любование картинами разрушения, это сочувствие Каину, это описание власти Демона:
Мой Демон – близ меня,- повсюду, ночью, днем,
Он плавает вокруг, он входит в грудь огнем,
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
И, заманив меня – так, чтоб не видел Бог,-
В безлюдье страшное, в пустыню Пресыщенья,
Одежды грязные и кровь открытых ран,-
Цикл содержит знаменитое стихотворение Бодлера «Мученица».
В пятом цикле «Мятеж» лирический герой предстает перед нами как бунтарь, сочувствующий Петру, отрекшемуся от Христа, убийце Каину и его детям, что во многом свидетельствует о безысходности лирического героя и его богоборчестве.
В последнем цикле сборника «Смерть» завершаются страдания героя. Смерть изображается как врата в иной мир, как переход человека в новое состояние. Корабль, на котором лирический герой отправляется в плаванье, предстает перед нами как олицетворение вечной борьбы человека с жизнью.