Сборник вызвал возмущение не только своим эпатажным названием, но и некоторыми стихами. Бодлера обвинили в «оскорблении нравственности», состоялся суд. Впоследствии запрещенные стихотворения были изъяты из сборника и названы самим автором «Осужденными стихотворениями». Это были стихотворения эротического характера («Лесбос») и стихотворения, в которых главными персонажами были вампиры («Метаморфозы вампира». Последние стихотворения были подсказаны Бодлеру творчеством «неистовых романтиков».
Тему Зла Бодлер намеренно сделал предметом своей поэзии. Эта тема до Бодлера была широко поставлена в прозе – в творчестве маркиза де Сада, Гофмана, Э.По, В.Гюго и О.де Бальзака, в английском готическом романе и в «Грозовом перевале» Э.Бронте. Любопытство, которое испытывал Бодлер к Злу, привело его к «окаянному образу жизни», к стремлению «заразиться грехом». Свою страдающую душу он и сделал предметом изображения в своем сборнике.
Концепция Зла, изложенная в сборнике Бодлера, состоит в следующем:
- Зло – универсально. Оно присутствует в природе и в душе каждого отдельного человека. Руссоистскую идею о добром и естественном человеке он считал наивной иллюзией;
- в каждом человеке, считает Бодлер, воплощены два начала: Добро (божественное) и Зло (сатанинское). Этот дуализм в творчестве поэта предстает у него как стремление к высокому, так и к низменному;
- Добро и Зло воспринимаются поэтом не как антитеза, а как уподобление: зло есть добро и, наоборот, жизнь есть смерть и, наоборот, красота есть безобразие и, наоборот и т. д. В этом он видел воплощение закона Великой Аналогии»: «то, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху».
Новая идея Ш.Бодлера состояла в том, что как романтик он должен был рассматривать соотношение добра и зла, красоты и уродства и т.д. как антитезу, а на самом деле он рассматривал их как уподобление. Во многом это объясняется тем, что Бодлер воплотил в своем творчестве черты переходной эпохи и тем самым стал предтечей нового литературного направления – французского символизма.
Концепция сборника «Цветы зла»
«Цветы зла» - не просто зарисовки разного проявления Зла. Это – зарисовки страданий, причиненных человеческой душе «злом», это терзания между Добром и Злом.Эта идея передается поэтом через 6 циклов сборника, которые содержат трагический рассказ о жизни героя, неумолимо приближающего к смерти.
Современники были поражены откровенностью лирического самовыражения, искренностью поэта, который исповедуется в своих ошибках и своих пороках читателю. В одном из писем Бодлер написал: «В эту жестокую книгу я вложил весь свой ум, все свое сердце, свою веру и ненависть».
Во Вступлении намечаются две главные темы сборника – тема Ада и тема исповеди «сына конца века» (отсылка к сыну века Шатобриана), который представлен нам как «утонченное чудовище», как средоточие всех пороков:
Упорен в нас порок, раскаянье – притворно;
За все сторицею себе воздать спеша;
Опять путем греха, смеясь, скользит душа,
Слезами трусости омыв свой путь позорный.