Классификация маршрутов
Маршруты с мест погрузки классифицируются по следующим признакам:
1) по способу организации –
· отправительские – погруженные и сформированные на одной станции или одном ЖДПНОП одним или несколькими грузоотправителями;
· ступенчатые – погруженные несколькими грузоотправителями на ЖДПНОП с объединением групп вагонов на станции примыкания или погруженные на нескольких станциях узла или участка с объединением на опорной станции;
· кольцевые – постоянные составы поездов, обращающиеся между одной станцией погрузки и одной станцией выгрузки по принципу челночного движения;
2) по назначению –
· прямые – составленные из вагонов на одну станцию назначения;
· прямые участковые – составленные из вагонов на станции одного участка;
· в распыление – составленные из вагонов на несколько станций назначения и подлежащие расформированию на ближайшей к району выгрузки технической (сортировочной) станции;
3) по дальности следования –
· сетевые – следующие в пределах нескольких дорог;
|
|
· внутридорожные – следующие в пределах одной дороги.
Грузоотправитель представляет заявку на перевозку грузов маршрутами в необходимом количестве экземпляров. В заявке указывается:
§ наименование груза;
§ станция отправления;
§ грузоотправитель;
§ даты подачи вагонов;
§ дорога назначения маршрута;
§ станция выгрузки или распыления;
§ количество маршрутов и вагонов по дням погрузки.
Технико-экономическая эффективность
маршрутизации перевозок грузов
Эффективность маршрутизации перевозок грузов с мест погрузки определяется ускорением продвижения маршрутов, т. е. сокращением срока доставки груза в 3–4 раза за счет уменьшения времени нахождения вагонов на попутных технических станциях (по сравнению со способом доставки грузов повагонными отправками в сквозных поездах) (рис. 8).
В общем случае экономию времени доставки грузов маршрутами будут определять:
– ускорение продвижения вагонов, ч/ваг., на участке погрузки от станции погрузки до ближайшей технической станции:
,
где – время прохождения участка сборным поездом;
– время прохождения участка маршрутом;
– сокращение простоя вагонов, ч/ваг., на попутных технических станциях:
где t пер – время переработки состава на технической станции;
t тр – время прохождения маршрутом технической станции;
– ускорение продвижения вагонов, ч/ваг., на участке выгрузки от последней технической станции (распыления) до станции выгрузки:
.
Общая экономия времени продвижения маршрутами, ваг/ч, составит:
|
|
|
|
|
Рис. 8. Схема проследования маршрута (А–В)
Однако необходимо учесть и дополнительные затраты времени при организации (накоплении) маршрутов на станцию погрузки и при выгрузке на станцию назначения.
Эти затраты вызваны тем, что длина маршрута значительно превышает размеры погрузочно-разгрузочных фронтов.
Целесообразность организации маршрутов с мест погрузки, ч/ваг., определяется соблюдением условия:
.
Фактическая экономия времени доставки грузов маршрутами, ч/ваг.:
.
Экономическая эффективность внедрения маршрутизации на определенном направлении, руб., может быть определена по формуле
,
где – экономия времени, руб.;
m – состав маршрута, ваг.;
– количество маршрутов за рассматриваемый период;
– стоимость 1 ваг.-часа (расходная ставка).