Классификация экспедиторских услуг
Основные определения
Транспортно-экспедиционное обслуживание
Транспортно-экспедиционное обслуживание – это процесс предоставления экспедиторских услуг грузоотправителям и грузополучателям в соответствии с договором транспортной экспедиции и установленными нормами и требованиями.
Экспедиционная услуга – вид транспортной услуги, связанной с организацией процесса, отправления и получения груза, а также с выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза.
Экспедитор – сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортные услуги при грузовых железнодорожных перевозках.
Ниже перечислены услуги, предоставляемые грузоотправителям и грузополучателям экспедиторами на железнодорожном транспорте.
1. Оформление документов, сдача и получение груза:
§ заполнение накладной;
§ оформление переадресовки груза;
§ предъявление груза к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях отправления;
|
|
§ выдача грузов на станции назначения.
2. Завоз и вывоз груза:
§ услуги по доставке груза от склада грузоотправителя до станции отправления и от станции назначения до склада грузополучателя автомобильным, железнодорожным транспортом или транспортом других организаций, выполняющих эту работу на основании договора.
3. Погрузочно-разгрузочные и складские работы:
§ погрузка, выгрузка железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта на станции отправления и станции назначения, на складах грузоотправителя и грузополучателя;
§ сортировка грузов;
§ погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них;
§ маркировка грузов;
§ формирование и расформирование пакетов, укрупнение грузовых единиц;
§ упаковка, увязка, обшивка грузов;
§ ремонт транспортной тары и упаковки.
4. Информационные услуги:
§ уведомление грузополучателя об отправке грузов в его адрес;
§ уведомление о продвижении груза и подходе к станциям назначения;
§ уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю;
§ уведомление о пересечении государственной границы;
§ уведомление о погрузке груза на борт судна и прибытии к месту назначения.
5. Подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава:
§ очистка вагонов и контейнеров от остатков груза и их промывка;
§ обеспечение грузоотправителя средствами пакетирования, хлебными щитами;
§ оборудование вагонов печами;
§ предоставление ЗПУ.
6. Страхование грузов:
§ подготовка и заключение договора страхования;
§ оплата страховых взносов;
§ оформление документов при наступлении страхового случая и получение страхового возмещения.
|
|
7. Платежно-финансовые операции:
§ оформление и оплата провозных платежей, сборов, штрафов;
§ проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов.
8. Таможенное оформление грузов и транспортных средств:
§ декларирование грузов в таможенных органах;
§ консультации грузоотправителя и грузополучателя по вопросам, связанным с декларированием;
§ оформление грузовой таможенной декларации и других сопутствующих документов;
§ выполнение платежей по таможенным сборам.
9. Прочие экспедиторские услуги:
§ разработка и согласование технических условий на погрузку и крепление грузов;
§ розыск грузов после истечения сроков доставки;
§ контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования.
Перечень требований, предъявляемых к услугам включает:
– комплексность;
– принцип «одного окна»;
– точность и своевременность исполнения;
– безопасность и экологичность;
– обеспечение сохранности грузов;
– этичность обслуживающего персонала;
– эстетичность условий обслуживания;
– информативность.
Комплексность – предоставление потребителям не только услуг, относящихся к услугам транспортного комплекса, но и сопутствующих (например, выполнение таможенных операций, предоставление в аренду подвижного состава и контейнеров, средств механизации под погрузочно-разгрузочные работы и др. услуг, создающих условия для выполнения этих операций без посредников).
Принцип одного окна – все услуги потребителям должны предоставляться в одном месте.
Точность и своевременность – предоставление услуг транспортной экспедицией по объемам, срокам, качеству и условиям обслуживания, соответствующих требованиям, согласованным экспедитором с грузоотправителем или грузополучателем.
Безопасность и экологичность – услуги должны соответствовать этим требованиям (должна быть обеспечена безопасность движения поездов, сохранность грузов, личная, пожарная безопасность, не должны засоряться железнодорожное полотно, окружающая среда и т. д.)
Этичность обслуживающего персонала – персонал транспортной экспедиции при оказании услуг должен соблюдать этические нормы поведения. Клиентам должны быть гарантированы вежливость, доброжелательность в обслуживании.
Эстетичность – архитектурно-планировочное решение и оформление интерьеров помещений и территории экспедиторских организаций должны соответствовать их функциональному назначению.
Информативность – при оказании услуг экспедиторы должны предоставлять грузоотправителю и грузополучателю бесплатно информацию:
§ о правилах и условиях перевозок грузов железнодорожным транспортом;
§ сведения о тарифах и ценах на оказываемые виды услуг на железных дорогах РФ;
§ о нормативных и технологических документах (Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности от 30.06.2003);
§ о правах и обязанностях экспедитора и клиента, об ответственности экспедитора и клиента, об ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, об ответственности клиента перед экспедитором.