Ситуация пост-постмодерна 1990-2000-х годов: дефицит подлинности

К началу 1990-х годов в западной литературе обозначилась ситуация творческого истощения постмодернизма. Кризис назревает изнутри, поскольку многие авторы, по-прежнему использующие постмодернистские приемы, наделяют их уже критическим потенциалом, доводя до самопародии, навязчивой стилизации. Как художественное содержание, мироощущение, постмодернизм перестает удовлетворять потребности культуры.

Наиболее радикально эта тенденция выражена в творчестве австрийской писательницы Э. Елинек, парадоксально соединившей постмодернистскую стилистику (коллаж интертекстов, плетение философских и литературных аллюзий, диалог с текстами массовой культуры) и леворадикальные, т.е. откровенно ангажированные действительностью, взгляды. Ее ранний роман «Михаэль. Книга для инфантильных мальчиков и девочек» уже открывает тематику разоблачения массовой культуры как сферы производства бесконечных симулякров. Этот текст-коллаж демонстрирует механизм зомбирования индивидуального сознания телевидением, политикой, корпоративной идеологией, превращая людей в обезличенные марионетки. Роман «Дети мертвых» (1999), стилизуя и пародируя роман-триллер, выполненный в поэтике «безобразного» (Х.-Р. Яусс), доводит эту сатирическую линию до абсурда.

Английский писатель Дж. Барнс также обнажает «мифологическую» природу современных представлений, превративших в «бренды» не только материальные товары, но прежде всего идеальные представления, такие как, например, национальные символы («Англия, Англия», 1998), будь то шедевр «Алиса в стране чудес», музыка «Биттлз» или легендарный Робин Гуд.

Возрождение интереса к экзистенциальной проблематике четко обозначилось в творчестве французского писателя М. Уэльбека. Через его разные романы проходит один и тот же герой – органическая часть мира потребления, тридцатилетний усталый интеллектуал, иронизирующий по поводу вовлеченности всех и вся в глобальное «шоу». В романе «Расширение пространства борьбы» (1994) показаны тихий бунт такого героя против унифицированной системы ценностей и попытка обрести свое подлинное «я». Вместе с исповедальными интонациями в текст возвращается форма психологического романа от 1-го лица, имитирующего дневниковую, документальную стилистику.

Современник и соотечественник М. Уэльбека Ф. Бегбедер создает в романе «99 франков» (1998) язвительно-ироничную пародию на мир рекламного бизнеса, показывая, что тот поглотил реальность, и выйти за пределы «маркетинга» в подлинное бытие невозможно. Бегбедер развивает линию «разрушителей рекламы», актуальную в западной культуре последней четверти ХХ века. В недрах этой бунтарской литературы «антикарьеры» формируются новые ценности, и они связаны с экзистенциальным императивом «быть собой».

Использованная литература

1. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 / Под. ред. Андреева Л.Г. – М., 2001.

2. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

3. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997.

4. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. – М., 1998.

5. Ю. Кристева. Бахтин: слово, диалог, роман // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1995. № 2.

6. Эко У. Средние века уже начались // Иностр. литература. 1994. № 4. С.259-269.

7. Эко У. Заметки на полях "Имени розы" // Иностр. литература. 1988. № 10. С.88-104.

8. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Резник, А. Погоняйло. – СПб., 2006.

9. Эко У. Полный назад: «Горячие войны» и популизм в СМИ. – М., 2007.

10. Harris P.A. Fictions of Globalization: Narrative in the Age of Electronic Media // https://web.fu-berlin.de/phin7/p7t3.htm

11. Hescher A. From Modernism to Postmodernism: (E)motion Pictures in Proust, Eco, Barth and Pinchon // https://web.fu-berlin.de/phin/phin8/p8t1.htm

12. Leopold S. Michel Houellebecq et la question de l’autre. Plateforme. Eine Eroberungsreise in Zeiten Neokolonialismus // https://web.fu-berlin.de/phin/phin31/p31t2.htm

Рекомендуемая литература

1. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / сост. Николюкин А.Н. – М., 2003.

3. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997.

4. Пятигорский А.М. О постмодернизме // А.М. Пятигорский. Избранные труды. – М., 1996.

5. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. – М., 1997.

6. Баткин Л.М. О постмодернизме и «постмодернизме»: о судьбе ценностей в эпоху после модерна // Октябрь. 1996. № 10. С.176-108.

7. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. - М.,1997.

8. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. - С.146-165.

9. Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост» // Иностранная литература. 1994. № II. - С.56-59.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: