Типологизация политической культуры. Простая констатация факта существования политичес­кой культуры не снимает вопроса о том, как политическая культура влияет на политический процесс

Простая констатация факта существования политичес­кой культуры не снимает вопроса о том, как политическая культура влияет на политический процесс, определяет пове­дение различных групп и слоев населения. При оценке и характеристике политической культуры разных стран и народов необходимо исходить из факта существования мно­жества региональных и национальных вариантов полити­ческой культуры. Скажем, нельзя говорить о единой для Европы и Ближнего Востока, Западного полушария и Даль­невосточного региона модели политической культуры.

Кроме того, одни и те же политические установки, ори­ентации и идейно-политические принципы у разных людей и социальных групп в политическом поведении проявляют­ся по-разному. Поэтому в пределах единой политической культуры одной страны политологи выделяют отдельные субкультуры, в которых в том или ином сочетании преобла­дают конфессиональные, этнические, региональные или иные начала. Это, однако, не препятствует выделению са­мых общих моделей политической культуры.

Исходя из сущностных характеристик, можно выделить следующие крупные типы, или модели, политической куль­туры: органическую, либерально-демократическую и сме­шанную.

В рамках органического типа можно вычленить различ­ные варианты авторитарной, тоталитарной, традиционной


политической культуры и субкультуры. При всех расхожде­ниях общим для них является господство коллективистских, групповых, общинных ценностей, приоритета публичного над частным, прав и свобод группы, коллектива над индиви­дуальными правами, подчинение интересов личности кол­лективу. Для носителей данного типа политической культуры характерны завышенные ожидания помощи и покровитель­ства со стороны государства, преувеличение его роли в жизни общества, зачастую доходящее до его мифологизации.

Государство рассматривается как единый организм, в ко­тором различные институты, организации, группы, индиви­ды играют лишь подчиненную роль. В сфере взаимоотноше­ний индивида и государства, правителей и управляемых здесь преобладают отношения «патрон — клиент», государ­ство и его руководители оцениваются массой населения по их способности проявлять и реализовывать «отцовскую» за­боту о подданных. Имеет место та или иная степень персо-нализации политики и самого государства, не отделяемых от личности конкретных государственных деятелей, вождей, фюреров, «отцов нации». Важное место (с существенными оговорками применительно к тоталитарной политической культуре) занимают традиция и обычай. В наиболее полной форме некоторые важнейшие элементы данного типа поли­тической культуры проявились при тоталитарной системе с ее жестким подчинением всех сфер жизни всемогущему го­сударству.

В большей степени рассматриваемый тип политической культуры распространен в современном мире в зоне разви­вающихся стран, а именно в Азии, Африке и Латинской Америке. Однако авторитарные и тоталитарные его вариан­ты в разные периоды утвердились во многих европейских странах — СССР, Германии, Италии, Испании, Португалии, Греции.

Либерально-демократический тип характеризуется при­знанием плюрализма, законности существования многооб­разия интересов в социальной, экономической, духовной, политической и других сферах жизни. Важнейшими его компонентами стали идеи индивидуальной свободы, само­ценности личности, прирожденных и неотчуждаемых прав человека на жизнь, свободу и частную собственность. Люди, воспитанные в либерально-демократической традиции, убеж­дены в том, что частная собственность составляет основу индивидуальной свободы. А свобода, в свою очередь, рас-


сматривается в качестве необходимого условия самореали­зации индивида.

В глазах приверженцев либерально-демократической модели политической культуры, принципы представитель­ства и выборности должностных лиц, право, правовая систе­ма выступают как гаранты индивидуальной свободы. Они считают, что закон призван защищать свободу личности, не­прикосновенность собственности, жилища, частной жизни, духовную независимость. Для них самоочевидной истиной является право участия каждого человека в политическом процессе, необходимость соблюдения определенных «пра­вил игры» политическими партиями, разного рода группами интересов, возможность мирной смены власти по итогам всеобщих выборов, другие нормы и принципы парламента­ризма и плюралистической демократии.

Разумеется, эти и другие сущностные характеристики органического и либерально-демократического типов поли­тической культуры в различных национально-культурных условиях проявляются по-разному. Между двумя моделями, обозначенными самими общими чертами, располагается обширный спектр национальных, региональных и иных ва­риантов и разновидностей политической культуры. В совре­менном мире во многих случаях мы имеем дело со смешан­ными типами политической культуры. Например, если о сколько-нибудь чистом тоталитарном типе можно было го­ворить применительно к фашистской Италии и нацистской Германии 1930-х гг., а также к СССР примерно до начала 1970-х гг., то в настоящее время речь может идти лишь о его остаточных элементах у нас в стране и в других постсовет­ских государствах, а также в Китае.

В России разрушение норм, присущих тоталитарной по­литической культуре, обнажило существенные авторитар­ные и традиционалистические пласты, которые можно об­наружить в политической культуре не только нашей страны, но и Китая, Японии, Испании, других стран. Поэтому чита­тель все время должен помнить, что предлагаемые модели политической культуры нужно рассматривать как теорети­ческие конструкции, в которых присутствует значительный элемент абстракции и обобщения. Реальное положение ве­щей значительно сложнее. Отсюда то разнообразие элемен­тов и норм, которые обнаруживаются в конкретных нацио-нально-страновых условиях в рамках одной и той же модели.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: