Чтение

Постановка вопросов.

Обзор.

Сначала следует узнать, какую информацию несет книга в целом.

Прежде чем использовать учебную, справочную или дополнительную литературу, уточните, что вас интересует: расчетная формула, определение понятия, элементы теории, устройство машины и т. д. Подумайте, где наибольшая вероятность получить ответ на интересующий вас вопрос: в учебнике, справочнике или в дополнительной литературе.

После проработки таких вспомогательных материалов, как предисловие и введение; оглавление и текст на обложке; рубрики и подзаголовки глав; резюме и выводы; поименный и предметный указатель, можно уже судить о содержании и решить, какие разделы нужно прочитать.

Пассивное чтение, имеющее целью лишь восприятие информации, недостаточно для того, чтобы творчески проработать прочитанное. Постановка вопросов к тексту стимулирует активное осознанное чтение, помогает отделить существенное от несущественного, читать критически и концентрированно, исключает необходимость повторного чтения, а также способствует повышению внимательности (мотивации к чтению).

В зависимости от целей используют следующие виды чтения:

- чтение-просмотр, когда книгу просматривают бегло, изредка задерживаясь на отдельных страницах. Цель такого чтения – первое знакомство с книгой, получение общего представления об ее содержании, знакомство с оглавлением, просмотр введения, просмотр резюме (если таковое имеется);

- чтение выборочное, или неполное, когда читают основательно и сосредоточенно не весь текст, а только нужные места с определенной целью. При этом следует проанализировать, задуматься над тем, для чего вы читаете тот или иной раздел, чем мотивирован ваш выбор. Хороший читатель извлекает из текста нужную ему информацию за минимально короткое время;

- чтение полное, или сплошное, когда внимательно прочитывают весь текст с различного рода записями прочитанного.

Следующая ступень – целевое и концентрированное восприятие материала. Для этого можно воспользоваться вспомогательными средствами: различными выделениями в тексте, графиками, указаниями и ссылками. Отыскав в книге нужную вам главу, параграф или страницу, не стремитесь ограничиваться ее беглым просмотром, а выпишите необходимую для вас информацию: если это константа, то выпишите ее с указанием соответствующих единиц измерения; если это единица измерения физической величины, то уточните, в какой системе; если это формула, то выпишите ее и уточните физический смысл; читая о сущности понятия, устройства машины, выделите главное, мысленно или письменно представьте план прочитанного. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, как можно более точно формулируя их на бумаге. Если у вас возникнут вопросы, запишите также и их. Закончив работу над разделом, проверьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное.

Для проработки специальной литературы рекомендуются следующие две ступени пятиступенчатого метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: