Принципы организации. Под организацией связи понимают систему мероприятий по выбору состава средств связи, их размещению, заданию режимов работы и частот для обеспечения

Под организацией связи понимают систему мероприятий по выбору состава средств связи, их размещению, заданию режимов работы и частот для обеспечения непрерывности и надежности управления потоками ВС или производственными предприятиями. Организация связи определяется структурой системы управления, составным элементом которой она является.

Основным элементом организационной структуры системы авиационной воздушной радиосвязи является радиосеть. Радиосетью называется совокупность радиостанций, устанавливаемых в точках расположения взаимодействующих корреспондентов (в диспетчерском пункте и на борту управляемых диспетчером ВС) и объединяемых общими радиоканалами или, как говорят, работающих на единых радиоданных, назначенных для данной радиосети. Как правило, радиосети воздушной связи организуются по радиальному принципу, обеспечивающему переговоры диспетчера, являющегося главным корреспондентом в сети, с экипажами всех ВС в зоне его ответственности (в случае необходимости допускается также непосредственная связь между экипажами). Радиосеть позволяет вести обмен информацией между диспетчером и экипажем каждого ВС, а также циркулярную передачу данных всем ВС одновременно.

Организационная структура системы сетей воздушной радиосвязи определяется организационной структурой системы ОВД. Состав радиосетей и размещение наземных передатчиков выбираются таким образом, чтобы обеспечивалась непрерывная и надежная радиосвязь с ВС на всех этапах их полета от взлета до посадки.

Как правило, на каждом диспетчерском пункте, в каждом секторе ОВД создается собственная радиосеть, не зависимая от радиосетей других зон и секторов. Создание независимых радиосетей обеспечивается выделением для них раздельных радиоканалов, исключающих возможность взаимных помех. Если рабочая область наземной РС сети недостаточна для охвата всей зоны управления, устанавливается наземный ретранслятор. Помимо радиосетей ОВД, в пределах всего воздушного пространства, используемого для полетов, создаются сети аварийно-спасательной службы и метеовещания. В случае если нет возможности организовать передачу метеоинформации по особому радиоканалу, метеоданные сообщаются экипажу по его запросу диспетчером соответствующей зоны по радиосети ОВД.

Состав средств радиосвязи на каждом диспетчерском пункте, их радиоданные и режим работы производятся в Регламентах аэронавигационной информации по воздушным трассам и Регламентах радиосветотехнического обеспечения полетов на МВЛ. Как правило, в сетях авиационной воздушной связи используется радиотелефонный режим работы.

В сетях воздушной связи обычно назначается одна частота для передачи и приема и связь осуществляется в так называемом симплексном режиме, когда передача и прием чередуются между собой. Достоинствами используемого при организации воздушной связи радиального метода построения сетей является их экономичность. Такая сеть реализуется с помощью минимального числа радиостанций при минимальном числе рабочих частот. Недостаток радиального принципа построения сетей состоит в их сравнительно низкой помехозащищенности: переговоры диспетчера с экипажем данного ВС исключают возможность выхода на связь других корреспондентов и выход на передачу любого другого экипажа обусловливает нарушение связи между работающими корреспондентами. Для устранения отмеченного недостатка вводится обязательное правило непрерывного прослушивания радиоканала и выход на передачу допускается только в том случае, если ни одна из радиостанций сети не излучает сигналов. Однако при приеме наиболее важных сообщений экипаж обязан сообщить диспетчеру содержание принятого им сообщения.

По мере следования по маршруту полета экипаж переходит из одной зоны ОВД в другую. При этом возникает необходимость перехода из одной радиосети в другую. Важным элементом организации воздушной сети, обеспечивающим ее непрерывность, является порядок смены радиосетей. На границах зон ответственности диспетчеров ОВД в районах аэродромов и на воздушных трассах устанавливаются рубежи ведения радиосвязи (рубежи приема и передачи связи). Прекращение связи с диспетчером при подходе к границе зоны или сектора и выход из данной радиосети разрешаются только после доклада экипажа о проходе рубежа передачи и получения разрешения от диспетчера на выход из радиосети и получения от него указания о том, с каким следующим пунктом и на какой частоте надо установить связь. Диспетчер обязан при этом убедиться в приеме управления ВС по сообщению диспетчера или по докладу командира ВС.

Для организации наземной телеграфной, телефонной проводной связи и радиосвязи создают сети наземной связи, которые обеспечивают непрерывное взаимодействие органов ОВД на этапах планирования и осуществления непосредственного ОВД, а также операции по управлению деятельностью предприятий Аэрофлота и их коммерческой деятельностью. Элементами сетей наземной связи являются абонентские аппараты, каналы связи и узлы связи. Узлы связи (УС), называемые также станциями связи, служат для распределения информации по линиям и каналам связи, ведущим в различные географические пункты, т. е. для соединения каналов связи в точках разветвления линий связи. Телеграфные узлы связи называются центрами коммутации каналов или центрами коммутации сообщений.

Структура сетей наземной связи обычно более сложна, чем структура сетей воздушной связи. Ее основу составляет сеть узлов связи, в которой предусматриваются главные узлы, объединяющие группы региональных узлов и каналы связи, соединяющие узлы связи с главными узлами связи и определенную часть узлов связи непосредственно друг с другом. Такой принцип построения сети можно назвать радиально-узловым. Он обеспечивает достижение высокой оперативности и надежности связи, так как связь между абонентами может осуществляться как по линиям связи, проходящим через главные узлы связи, так и по периферийным линиям связи между узлами и, следовательно, при отказах отдельных линий связи или при их перегрузках можно использовать обходные пути.

В отличие от сетей воздушной радиосвязи, которые организуются с помощью радиосредств ГА службами ЭРТОС аэропортов, при создании сетей наземной электросвязи широко используются каналы общегосударственных сетей связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: