На расшифровку конкретного действия биологических факторов и направлена специальная теория индивидуальности, в которой В.М. Русалов уточнил некоторые положения учения B.C. Мерлина об интегральной индивидуальности. Она включает в себя следующие пять положений (21).
1. Биологические факторы индивидуальности — это не только телесная, морфофункционалъная организация человека, но и программы поведения, создавшиеся в процессе эволюции живого мира. Программы эти начинают свое действие с момента зачатия, и уже на третьем месяце жизни эмбриона проявляются устойчивые формы индивидуального поведения.
Перечень этих программ постоянно обогащается. К настоящему времени достоверно подтверждены следующие. 1) R/k-стратегия, характеризующая преобладание репродуктивных механизмов поведения над социокультурными (Е. Уильсон и Дж. Раштон). Это общебиологическая программа, но и люди обладают вариативностью в зависимости от расы, пола, группы по предпочтению стратегии заботы о потомстве или расширению связей с противоположным полом. 2) Программа роста, или грациализации, — соотношение детского и взрослого в облике и поведении (открыта советскими исследователями А.А. Малиновским и Я.Я. Рогинским). 3) Программа энергозатрат, регламентирующая преобладание механизмов жирового обмена, интенсивного накопления энергии и меньшей ее траты (ассимиляции), либо механизмов углеводного обмена (диссимиляции), что также отражается в поведении и морфологии человека (открыта и описана советским исследователем В.В. Бунаком). Помимо этих программ, выделено еще по крайней мере двенадцать, связанных с биологическим полом, о чем мы будем говорить позднее.
|
|
2. Существуют два типа одновременно действующих законов. В результате действия одних формируются предметно-содержательные характеристики психики (мотивы, интеллект, направленность), в результате других — формально-динамические особенности индивидуального поведения.Раньше не было данных, об их происхождении, но теперь можно констатировать, что для содержательно-предметных характеристик структура обобщения задается из вне, от среды, обеспечивая таким образом изменчивость психики. А формально-динамические свойства имеют другой источник, представляя собой результат обобщенных
биологических программ. Таким образом, формально-динамические свойства, характеризуя все виды человеческой деятельности, позволяют, не растворяясь в мире, сохранять устойчивость, а предметно-содержательные — отвечать самоизменением на все разнообразие окружающего мира.
3. Обобщение врожденных программ идет по трем направлениям. Первое направление — это динамико-энергетические характеристики поведения (выносливость, пластичность, скорость). Второе — эмоциональные характеристики (чувствительность, лабильность, доминирующеенастроение). Третье — предпочтения (стимульной среды, когнитивного стиля). Таким образом, жизнестойкость, чувствительность, стремление к разнообразию или монотонности представляют собой устойчивые, практически не изменяющиеся на протяжении жизни человека свойства.
|
|
4. Формальные свойства (традиционно объединяющиеся под общим термином «темперамент») не существуют изолированно, а включаются в более высокоорганизованные структуры личности. Это положение следует определению индивидуальности как иерархической системы, данному B.C. Мерлиным.
5. Формально-динамические характеристики не только выступают в качестве предпосылок и условий деятельности, но и влияют на ее динамику, своеобразие и стиль, т.е. могут определять конечные результаты деятельности. Таким образом, формально-динамические свойства, предоставляя некоторую свободу в выборе стиля деятельности, тем не менее задают границы ее возможной продуктивности (подробнее мы поговорим об этом в связи с понятием «Индивидуальный стиль деятельности»).
Итак, специальная теория индивидуальности — это теория о происхождении, структуре и месте биологических факторов (которые В.М. Русалов объединяет под общим понятием «темперамент») в общей структуре индивидуальных свойств человека.
На этом мы можем считать введение в дифференциальную психологию завершенным и перейти к изучению конкретных характеристик индивидуальности — функциональной асимметрии полушарий, темперамента, характера, черт и типов личности, способностей, психологического пола,ценностных ориентации и направленности.
7. Как соотносятся дифференциальная психофизиология и дифференциальная психология?
8. Какие типологические свойства нервной системы выделяют? Как они определяют поведение человека?
9. В чем состоит отличие врожденных программ поведения от врожденных качеств и какое значение для психотерапевтической практики может иметь понятие программы поведения?
10. Вспомните и перечислите качества, входящие в структуру разных «этажей» индивидуальности.
Вопросы:
1. Что рассматривают в качестве источников индивидуальных различий психики?
2. Назовите теории развития, относимые к двухфакторным. Как представлены среда и наследственность в концепции Л.С. Выготского?
3. Как соотносятся и чем различаются индивид, индивидуальность и личность?
4. Что помимо видовых биологических особенностей может быть отнесено к надындивидуальным свойствам человека (общим для многих)? Попробуйте, опираясь на свой ответ, уточнить предмет дифференциальной психологии.
5. В чем состоит психологический смысл специальной теории интегральной индивидуальности?
6. Как понимается биологическая обусловленность психики человека в свете последних разработок дифференциальной психофизиологии?
1. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.:Педагогика, 1982.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984.
4. Гуревич К.М. Проблема социального и биологического в дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 53—58.
5. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.:Планета детей, 1997. — 325 с.
6. Кочубей Б.И. Исследования по психогенетике человека // Вопросы психологии. — 1982. — № 1. — С. 134—140.
7. Краткий психологический словарь. — М., 1985.
8. Леонтьев А.Н. Индивиди личность // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 15—20.
|
|
9. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов/н/Д.:Феникс, 2000. — 536 с.
10. Мерлин В.С- Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1968.
11. Мухина B.C. Возрастная психология. — М.: Академия, 2000. —453 с.
12. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. — М., 1966.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., 1999. — 445 с.
14.Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. — М., 1992.
15. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 21—23.
16. Равич-Щербо И.В., Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 101—121.
17. Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. —, М.: Аспект Пресс, 1999, — 445 с.
18. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. —М., 1988;
19. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 1988. — 330 с.
20. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований //Психологический журнал. — 1991. —№ 5. — Т. 12. — С. 3—16.
21. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. — 1986. — Т. 7. — № 4. — С. 23—35.
22. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.:Йнфра+, 2000.
23. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. —М., 1982. —С. 32—38.
24. Чёрноушек М. Психология жизненной среды. — М., 1989.