Специальная теория индивидуальности

На расшифровку конкретного действия биологических факторов и направлена специальная теория индивидуаль­ности, в которой В.М. Русалов уточнил некоторые положе­ния учения B.C. Мерлина об интегральной индивидуально­сти. Она включает в себя следующие пять положений (21).

1. Биологические факторы индивидуальности — это не только телесная, морфофункционалъная организация чело­века, но и программы поведения, создавшиеся в процессе эволюции живого мира. Программы эти начинают свое дей­ствие с момента зачатия, и уже на третьем месяце жизни эмбриона проявляются устойчивые формы индивидуального поведения.

Перечень этих программ постоянно обогащается. К настоящему вре­мени достоверно подтверждены следующие. 1) R/k-стратегия, харак­теризующая преобладание репродуктивных механизмов поведения над социокультурными (Е. Уильсон и Дж. Раштон). Это общебиоло­гическая программа, но и люди обладают вариативностью в зави­симости от расы, пола, группы по предпочтению стратегии заботы о потомстве или расширению связей с противоположным полом. 2) Программа роста, или грациализации, — соотношение детского и взрослого в облике и поведении (открыта советскими исследова­телями А.А. Малиновским и Я.Я. Рогинским). 3) Программа энер­гозатрат, регламентирующая преобладание механизмов жирового об­мена, интенсивного накопления энергии и меньшей ее траты (асси­миляции), либо механизмов углеводного обмена (диссимиляции), что также отражается в поведении и морфологии человека (открыта и описана советским исследователем В.В. Бунаком). Помимо этих про­грамм, выделено еще по крайней мере двенадцать, связанных с био­логическим полом, о чем мы будем говорить позднее.

2. Существуют два типа одновременно действующих за­конов. В результате действия одних формируются предметно-содержательные характеристики психики (мотивы, ин­теллект, направленность), в результате других — формально-динамические особенности индивидуального поведения.Раньше не было данных, об их происхождении, но теперь можно констатировать, что для содержательно-предметных характеристик структура обобщения задается из­ вне, от среды, обеспечивая таким образом изменчивость психики. А формально-динамические свойства имеют другой источник, представляя собой результат обобщенных
биологических программ. Таким образом, формально-динамические свойства, характеризуя все виды человеческой деятельности, позволяют, не растворяясь в мире, со­хранять устойчивость, а предметно-содержательные — от­вечать самоизменением на все разнообразие окружающего мира.

3. Обобщение врожденных программ идет по трем на­правлениям. Первое направление — это динамико-энергетические характеристики поведения (выносливость, плас­тичность, скорость). Второе — эмоциональные характерис­тики (чувствительность, лабильность, доминирующеенастроение). Третье — предпочтения (стимульной среды, когнитивного стиля). Таким образом, жизнестойкость, чув­ствительность, стремление к разнообразию или монотонно­сти представляют собой устойчивые, практически не изме­няющиеся на протяжении жизни человека свойства.

4. Формальные свойства (традиционно объединяющие­ся под общим термином «темперамент») не существуют изо­лированно, а включаются в более высокоорганизованные структуры личности. Это положение следует определению индивидуальности как иерархической системы, данному B.C. Мерлиным.

5. Формально-динамические характеристики не только выступают в качестве предпосылок и условий деятельнос­ти, но и влияют на ее динамику, своеобразие и стиль, т.е. могут определять конечные результаты деятельности. Та­ким образом, формально-динамические свойства, предостав­ляя некоторую свободу в выборе стиля деятельности, тем не менее задают границы ее возможной продуктивности (подробнее мы поговорим об этом в связи с понятием «Индивидуальный стиль деятельности»).

Итак, специальная теория индивидуальности — это теория о происхождении, структуре и месте биологических факторов (которые В.М. Русалов объединяет под общим понятием «темперамент») в общей структуре индивидуальных свойств человека.

На этом мы можем считать введение в дифференциальную психологию завершенным и перейти к изучению конкретных характеристик индивидуальности — функциональ­ной асимметрии полушарий, темперамента, характера, черт и типов личности, способностей, психологического пола,ценностных ориентации и направленности.

7. Как соотносятся дифференциальная психофизиология и дифференциальная психология?

8. Какие типологические свойства нервной системы выделяют? Как они определяют поведение человека?

9. В чем состоит отличие врожденных программ поведения от врожденных качеств и какое значение для психотерапевти­ческой практики может иметь понятие программы поведения?

10. Вспомните и перечислите качества, входящие в структуру раз­ных «этажей» индивидуальности.

Вопросы:

1. Что рассматривают в качестве источников индивидуальных различий психики?

2. Назовите теории развития, относимые к двухфакторным. Как представлены среда и наследственность в концепции Л.С. Вы­готского?

3. Как соотносятся и чем различаются индивид, индивидуаль­ность и личность?

4. Что помимо видовых биологических особенностей может быть отнесено к надындивидуальным свойствам человека (общим для многих)? Попробуйте, опираясь на свой ответ, уточнить предмет дифференциальной психологии.

5. В чем состоит психологический смысл специальной теории интегральной индивидуальности?

6. Как понимается биологическая обусловленность психики че­ловека в свете последних разработок дифференциальной пси­хофизиологии?

1. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.:Педагогика, 1982.

3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического иссле­дования. — М., 1984.

4. Гуревич К.М. Проблема социального и биологического в диф­ференциальной психофизиологии // Психология индивидуаль­ных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 53—58.

5. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.:Планета детей, 1997. — 325 с.

6. Кочубей Б.И. Исследования по психогенетике человека // Воп­росы психологии. — 1982. — № 1. — С. 134—140.

7. Краткий психологический словарь. — М., 1985.

8. Леонтьев А.Н. Индивиди личность // Психология индивиду­альных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 15—20.

9. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов/н/Д.:Феникс, 2000. — 536 с.

10. Мерлин В.С- Очерк интегрального исследования индивидуаль­ности. — М., 1968.

11. Мухина B.C. Возрастная психология. — М.: Академия, 2000. —453 с.

12. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы челове­ка. — М., 1966.

13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., 1999. — 445 с.

14.Психологическое самообразование: читая зарубежные учебни­ки. — М., 1992.

15. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности жи­вотных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 21—23.

16. Равич-Щербо И.В., Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 101—121.

17. Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. —, М.: Аспект Пресс, 1999, — 445 с.

18. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. —М., 1988;

19. Роль среды и наследственности в формировании индивидуаль­ности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М.: Педаго­гика, 1988. — 330 с.

20. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуаль­ных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи систем­ных исследований //Психологический журнал. — 1991. —№ 5. — Т. 12. — С. 3—16.

21. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специаль­ной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. — 1986. — Т. 7. — № 4. — С. 23—35.

22. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.:Йнфра+, 2000.

23. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тек­сты. —М., 1982. —С. 32—38.

24. Чёрноушек М. Психология жизненной среды. — М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: