Введение. Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образо­вательных учреждений

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образо­вательных учреждений. «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.

Речевые нарушения у детей при общем недо­развитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.

Предлагаемое пособие входит в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Комплект включает в себя:

· конспекты фронтальных занятий I, II, III перио­дов обучения;

· три индивидуальных альбома для детей «Говорим правильно. Упражнения по обучению гра­моте»;

· три тетради взаимосвязи работы логопеда и
воспитателя;

· конспекты занятий по развитию связной речи и
демонстрационный материал к ним.

В данном пособии вниманию педагогов предлага­ется перспективный тематический план и 32 конспекта занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обу­чения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.

На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:

- составление описательного рассказа с опорой на схему;

- пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;

- составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной карти­не с образцом-рассказом логопеда и без него;

- придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с измене­нием главных действующих лиц и добавлением
последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;

- составление рассказа на заданную тему.

В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевы­ми умениями и навыками для составления переска­зов и самостоятельных монологических высказыва­ний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

недели Темы № зан.
Сентябрь
1,2 Обследование речи детей
  Рассказывание по теме «Осень»  
  Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания  
Октябрь
  Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации  
  Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин  
  Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему  
  Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сиг­налов  
Ноябрь
  Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помо­щью сюжетных картин  
  Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин  
  Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»  
  Составление описательного рассказа с опо­рой на схему  

Перспективный тематический план занятий II период обучения (декабрь, январь, февраль)

недели Темы № зан.
Декабрь
  Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец — рассказ лого­педа)  
  Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин  
  Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам  
  Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)  
Январь
1-2 Каникулы
  Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»  
  Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»  
Февраль
  Пересказ сказки «Две косы»  
  Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыб­ка»  
  Составление рассказа «Собака — санитар» по серии сюжетных картин  
  Составление рассказа «Все хорошо, что хоро­шо кончается» по сюжетной картине с приду­мыванием предшествующих и последующих событий  

III период обучения (март, апрель, май)

недели Темы № зан.
Март
  Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»  
  Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием пред­шествующих и последующих событий  
  Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин  
  Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий  
Апрель
  Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных дейс­твующих лиц и добавлением последующих событий  
  Составление рассказа «Кто кормит нас вкус­но и полезно» (из коллективного опыта)  
  Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)  
  Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумывани­ем предшествующих событий  
Май
  Составление рассказа «Человек» по серии картин  
  Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин  
  Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)  
  Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему)  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: