Масло для вспомогательной судовой техники и оборудования

Браковочные показатели масла.

Лекция № 11

Присадки к моторным маслам

Критерием способности смазочного масла нейтрализировать образующиеся в цилиндре двигателя кислотные продукты является его щелочность, измеримая в (мг) KOH/г масла. Щелочность моторного масла в зависимости от условий их применения, может составлять от 2-3мг КОН на грамм для карбюраторных и до 70 – 100 КОН/г для цилиндровых масел.

Чем меньше будет образовываться в масле продуктов старения, на нейтрализацию которых расходуется часть щелочных присадок, тем ниже может быть щелочное число масла и его зольность.

Чтобы предотвратить коррозию деталей в масло вводят специальные невымывамые водой противокоррозионные присадки, образующие на поверхности металла защитные пленки, предохраняющие его от коррозии.

В качестве противоизносных присадок применяют поверхностно активные вещества, способные при повышенных температурах вступать во взаимодействие с металлом, образуя на его поверхности защитные пленки. Эти пленки предотвращают задиры и схватывания при высоких нагрузках, а также снижают интенсивный износ деталей при возникновении других неблагоприятных условиях трения.

Качество работающего в дизелях масла контролируется по следующим показателям:

1) кинематическая вязкость

2) содержание нерастворимого осадка.

4) температура вспышки в открытом тигле.

5) щелочному числу.

6) кислотному числу.

7) содержанию топлива.

8) содержанию воды в масле.

9) капельной пробе.

Современные суда оснащены большим числом вспомогательных механизмов и машин. Для вспомогательной судовой техники и оборудования используют несколько групп смазочных масел:

1) Масла для гидроприводов (не замерзают, высоковязкие);

2) Редукторные масла широко применяются в передачах палубных механизмах судов. Маркируют их по основному назначению, как и моторные. К редукторным маслам относятся масла, используемые в индивидуальных системах для смазки редукторов.

Условия применения редукторных (трансмиссионных) масел.

К судовым палубным механизмам, имеющим в своём составе зубчатые редукторы, относятся якорно-швартовые и грузоподъёмные устройства. Основными узлами трения в редукторах являются зубчатые зацепления и подшипники.

Большинство палубных механизмов загружено по времени на 15-20%, но требования к их надёжности в виду ответственности выполняемых ими функций достаточно высокие.

Условия эксплуатации открытых палубных механизмов во многом зависят от метеорологической обстановки в районах плавания судна. Резкое повышение или понижение наружной температуры приводит к большим перепадам вязкости масел. Повышение влажности воздуха и шторм приводят к обводнению масел.

Масло в судовых редукторах выполняет следующие функции:

1. способствует снижению скорости износа шестерен, подшипников и других используемых в редукторах пар трения;

2. способствует уменьшению потерь энергии на трение;

3. охлаждает узлы трения;

4. предотвращает коррозию;

5. обеспечивает демпфирующий эффект (снижение шума, вибрации).

Для улучшения противоизносных свойств редукторных масел применяют трансмиссионные масла высокой вязкости. Однако с целью снижения затрат энергии на трение в самом масле величину вязкости ограничивают. Для улучшения противоизносных свойств масел эффективными являются присадки. Желательно, чтобы в состав редукторных масел входили ПАВ, предупреждающие изнашивание деталей в «мягких» условиях трения. Этого можно добиться сохранением в масле природных полярно-активных продуктов (смол, асфальтенов, серных соединений и т. д.), необходимо оптимизировать содержание этих полярно-активных продуктов, поскольку их большое количество ухудшает стабильность масел и приводит к интенсивному осадкообразованию.

Улучшения антифрикционных характеристик редукторных масел в области низких температур добиваются снижением вязкости, смешением маловязких нефтепродуктов с высоковязкими компонентами. В качестве маловязких компонентов используют дистиллятные фракции различных нефтей. В качестве высоковязких компонентов используются остаточные масла, экстракты очистки и другие высоковязкие продукты.

Классификация масел по эксплуатационным свойствам в соответствии со стандартом RS 3999-73 предусматривает деление трансмиссионных масел по:

А) Характеристикам вязкости, 3 основных класса (9;18;34) и 3 дополнительных класса (6;12;43), учитывающих эксплуатацию техники в арктических, северных и тропических условиях;

Б) По нагрузочным, скоростным и температурным условиям эксплуатации:

ТМ-1 – используется для прямозубых цилиндрических, спирально конических и червячных передач работающих напряжённо до 1000 МПа и температурой масла до 90˚С;

ТМ-2 – аналогичного назначения с напряжением до 2000 МПа и температурой до 120˚С;

ТМ-3 – для таких же передач, напряжением выше 2000 МПа и температурой выше 120˚С.

ТМ -4 и ТМ-5 для других характеристик.

Существуют эквивалентные марки зарубежных фирм SHELL, MOBIL и т. д. Существует также таблица масел для техники береговых служб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: