Браковочные показатели масла.
Лекция № 11
Присадки к моторным маслам
Критерием способности смазочного масла нейтрализировать образующиеся в цилиндре двигателя кислотные продукты является его щелочность, измеримая в (мг) KOH/г масла. Щелочность моторного масла в зависимости от условий их применения, может составлять от 2-3мг КОН на грамм для карбюраторных и до 70 – 100 КОН/г для цилиндровых масел.
Чем меньше будет образовываться в масле продуктов старения, на нейтрализацию которых расходуется часть щелочных присадок, тем ниже может быть щелочное число масла и его зольность.
Чтобы предотвратить коррозию деталей в масло вводят специальные невымывамые водой противокоррозионные присадки, образующие на поверхности металла защитные пленки, предохраняющие его от коррозии.
В качестве противоизносных присадок применяют поверхностно активные вещества, способные при повышенных температурах вступать во взаимодействие с металлом, образуя на его поверхности защитные пленки. Эти пленки предотвращают задиры и схватывания при высоких нагрузках, а также снижают интенсивный износ деталей при возникновении других неблагоприятных условиях трения.
|
|
Качество работающего в дизелях масла контролируется по следующим показателям:
1) кинематическая вязкость
2) содержание нерастворимого осадка.
4) температура вспышки в открытом тигле.
5) щелочному числу.
6) кислотному числу.
7) содержанию топлива.
8) содержанию воды в масле.
9) капельной пробе.
Современные суда оснащены большим числом вспомогательных механизмов и машин. Для вспомогательной судовой техники и оборудования используют несколько групп смазочных масел:
1) Масла для гидроприводов (не замерзают, высоковязкие);
2) Редукторные масла широко применяются в передачах палубных механизмах судов. Маркируют их по основному назначению, как и моторные. К редукторным маслам относятся масла, используемые в индивидуальных системах для смазки редукторов.
Условия применения редукторных (трансмиссионных) масел.
К судовым палубным механизмам, имеющим в своём составе зубчатые редукторы, относятся якорно-швартовые и грузоподъёмные устройства. Основными узлами трения в редукторах являются зубчатые зацепления и подшипники.
Большинство палубных механизмов загружено по времени на 15-20%, но требования к их надёжности в виду ответственности выполняемых ими функций достаточно высокие.
Условия эксплуатации открытых палубных механизмов во многом зависят от метеорологической обстановки в районах плавания судна. Резкое повышение или понижение наружной температуры приводит к большим перепадам вязкости масел. Повышение влажности воздуха и шторм приводят к обводнению масел.
|
|
Масло в судовых редукторах выполняет следующие функции:
1. способствует снижению скорости износа шестерен, подшипников и других используемых в редукторах пар трения;
2. способствует уменьшению потерь энергии на трение;
3. охлаждает узлы трения;
4. предотвращает коррозию;
5. обеспечивает демпфирующий эффект (снижение шума, вибрации).
Для улучшения противоизносных свойств редукторных масел применяют трансмиссионные масла высокой вязкости. Однако с целью снижения затрат энергии на трение в самом масле величину вязкости ограничивают. Для улучшения противоизносных свойств масел эффективными являются присадки. Желательно, чтобы в состав редукторных масел входили ПАВ, предупреждающие изнашивание деталей в «мягких» условиях трения. Этого можно добиться сохранением в масле природных полярно-активных продуктов (смол, асфальтенов, серных соединений и т. д.), необходимо оптимизировать содержание этих полярно-активных продуктов, поскольку их большое количество ухудшает стабильность масел и приводит к интенсивному осадкообразованию.
Улучшения антифрикционных характеристик редукторных масел в области низких температур добиваются снижением вязкости, смешением маловязких нефтепродуктов с высоковязкими компонентами. В качестве маловязких компонентов используют дистиллятные фракции различных нефтей. В качестве высоковязких компонентов используются остаточные масла, экстракты очистки и другие высоковязкие продукты.
Классификация масел по эксплуатационным свойствам в соответствии со стандартом RS 3999-73 предусматривает деление трансмиссионных масел по:
А) Характеристикам вязкости, 3 основных класса (9;18;34) и 3 дополнительных класса (6;12;43), учитывающих эксплуатацию техники в арктических, северных и тропических условиях;
Б) По нагрузочным, скоростным и температурным условиям эксплуатации:
ТМ-1 – используется для прямозубых цилиндрических, спирально конических и червячных передач работающих напряжённо до 1000 МПа и температурой масла до 90˚С;
ТМ-2 – аналогичного назначения с напряжением до 2000 МПа и температурой до 120˚С;
ТМ-3 – для таких же передач, напряжением выше 2000 МПа и температурой выше 120˚С.
ТМ -4 и ТМ-5 для других характеристик.
Существуют эквивалентные марки зарубежных фирм SHELL, MOBIL и т. д. Существует также таблица масел для техники береговых служб.