Место социального менеджмента в системе управления

Сущность и содержание менеджмента как социального феномена

Введение в социальный менеджмент

1. Сущность и содержание менеджмента как социального феномена.

2. Эволюция научных школ менеджмента. Становление теории социального менеджмента.

3. Место социального менеджмента в системе управления предприятием (фирмой).

4. Задачи и структура курса.

Менеджмент в самом общем смысле есть управление предприятием (фирмой) в условиях рынка. «Менедж» (англ) означает владеть, заведовать, управлять. Слово «менеджмент» в том виде, в котором оно используется в современном английском языке, возникло во времена У. Шекспира. Оно имеет латинские, итальянские и французские корни; происходит от корня латинского слова «manus» - что означает рука, а также «власть» и сфера полномочий». Итальянское слово «manneggiare» возникло в средние века в сфере управления собственностью и коммерческими предприятиями. В это же время вошло в употребление и французское слово «manegerie». Английские слова “manage”, “manager”, “management”, первоначально имели отношение к особенностям жизни в сельской местности. Согласно Краткому оксфордскому словарю английского языка слово «management» впервые стало использоваться в современном значении в 1670 г. и с тех пор оно означает «управление коммерческими делами» в противоположность прежнему значению, подразумевавшему умение «владеть» мечом или управлять лошадью.[1]

Как утверждает Л. С. Бляхман, понятие «менеджмент» не тождественно понятию «управление». Менеджмент возник в начале 20-х годов и связан с корпоративной деятельностью, базирующейся на процессах отделения собственности от управления, и с выделением менеджеров в особую группу. Менеджмент базируется на научной организации труда и управления производством. Это - эффективное управление социально-экономическими процессами, связанное с предприимчивостью, инициативностью управленцев-менеджеров.

В управленческой литературе дают разнообразные определения менеджмента. Так, В. Веснин отмечает, что "менеджмент - это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка". И. Герчикова характеризует менеджмент как управление в условиях рынка; "менеджмент - это организация управления фирмой, процесс принятия управленческих решений". Фатхутдинов пишет: "менеджмент - вид профессиональной деятельности по организации достижения системных целей с использованием научных подходов, концепций маркетинга и человеческого фактора". По мнению Л.С. Бляхмана, менеджмент - практическая деятельность и определенный раздел науки, особый вид управленческой и предпринимательской деятельности, включающий в себя совокупность принципов, методов и форм управления разработкой, производством и сбытом товара. Это - особая область знания, наука об управлении производством, о принципах, формах и методах улучшения отношений на производстве и связей с поставщиками, потребителями, профсоюзами и т.д.[2]

Как следует из самих определений менеджмента, в самом его понятии, в определении его сущности, в характеристике его содержания заложена социальная компонента, так как менеджмент есть управление людьми, а социальное есть не что иное, как отношения по поводу воспроизводства человека в его взаимосвязи с социальным окружением.

Менеджмент базируется на научной организации труда и управления производством в условиях рынка. Это – и наука, и искусство. Используя последние достижения в области научной организации труда и управления в условиях рыночной экономики, где управленческие решения принимаются, как правило, децентрализовано, реализуя свой талант управленца-предпринимателя, и проявляя такие черты, как предприимчивость, инициативность, менеджеры обеспечивают эффективное управление социально-экономическими процессами функционирования и развития общественного производства. Поэтому совершенно справедлива характеристика менеджмента П. Друкера:

«Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Оно есть его результат. Всюду, где мы вкладываем только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента».

Таким образом, менеджмент – это прежде всего управленческая деятельность менеджеров по организации и развитию производства, бизнеса в условиях рынка; это эффективное управление производством в рыночной среде, включающее в себя элементы предпринимательской, рискованной деятельности, обеспечивающее достижение поставленных целей оптимальным способом на основе рационального использования всех видов ресурсов. Эта управленческая деятельность опирается на систему научных знаний об управлении, о закономерностях функционирования и развития общественного производства. Поэтому менеджмент – это определенная область знаний, наука об эффективном управлении производством в условиях неопределенной рыночной среды.

2. Эволюция научных школ менеджмента. Становление теории социального менеджмента

Менеджмент как отрасль научного знания в своем становлении и развитии прошел ряд этапов: технократический; рыночный, социальный.[3]

Технократический этап. Его временные рамки – конец XIX в. – начало 30-х годов ХХ в.Представлен школой научного управления производством (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд). В этой школе основной упор делался на технические факторы. Исходя из общественного разделения труда, выделялись функции труда, которые были призваны выполнять рабочие, и функций управления, которые выполняли управленцы. Эффективность управленческой деятельности обеспечивалась посредством научной организации труда и управления, посредством реализации научно обоснованных принципов и методов.

В России эта школа представлена А. Гастевым и Керженцевым.

Представители этой школы первоочередную роль отводили детальному разделению труда и четкой регламентации управленческих операций. Главное внимание уделялось технике, технологии и организации ритмичной работы. Вводилась строгая иерархия во взаимоотношения подчинения в процессе управления. Обеспечивалось единоначалие в принятии управленческих решений и единоличная ответственность на каждом уровне.

Главной фигурой был инженер, так как не возникало проблемы сбыта и все усилия направлялись на совершенствование производства товаров.

По мере развития общественного производства формировалось крупносеррийное производство, рассчитанное на массового потребителя. Акцентирование внимания только на развитие технологии, на научную организацию труда и управления стало недостаточным. На смену технократическому этапу приходит рыночный этап.

Рыночный этап. 30 - середина 80 -х годов. Формируется рынок потребителя, и управление производством переводится на маркетинговые принципы. Происходит насыщение рынка. В условиях крупномасштабного серийного производства возникает проблема сбыта. Уже не только инженеры, но и экономисты, социологи, психологи и управленцы играют важные необходимые роли на производстве. Доминантой становится потребление. Появляется возможность широкого выбора товаров, формируются предпочтения на рынке. Возникает необходимость более глубокого изучения потребностей, предпочтений, потребительского поведения, чтобы сориентировать производство на изменяющегося потребителя, а потребителя - на новый продукт. Интенсивно развивается маркетинг как деятельность по изучению рынка и как вид управленческой деятельности по согласованию потребностей покупателя и продавца, потребителя и производителя. Жесткого разделения труда и управления не достаточно. Меняется отношение к человеку. Акцентируется внимание на мотивацию, стимулирование, трудовое поведение и взаимодействия между членами трудовой организации. В изучении социально-психологических факторов развития производства важную роль сыграла школа человеческих отношений Э. Мейо.

Социальный этап датируется началом 80 - х годов. Он тесно связан с рыночным этапом, так как последний имеет внутреннюю дифференциацию и содержит этапы маркетинга: совершенствование производства, совершенствование товара, совершенствование коммерческих усилий, собственно этап маркетинга, социально-этический маркетинг. Появляется социальная концепция менеджмента, которая базируется на новой парадигме управления.

Новая парадигма управления во главу угла выдвигает человека, но не как экономического, а как многогранного, развивающегося. Развитие человека связывается с развитием его потребностей, с развитием его как потребителя и как производителя. Развивающийся человек характеризуется как главный субъект общественного производства и как член социального сообщества. Цели производства не отделяются от целей развития общества, ввиду этого важной стратегической целью производства выдвигается социальное развитие.

Социальное развитие включает в себя:

- человеческое достоинство

- человеческие права

- равенство

- демократизацию

- взаимную ответственность

Главным достоянием фирмы становится научно-технический потенциал, интеллект и сами люди. Связано это с совершенствованием самого производства, с повышением его научного уровня, с усложнением социальных связей, коммуникаций и с еще большим доминированием потребления. Большая значимость в самом потреблении отводится социальным благам. Формируется новый тип потребителя, который диктует новые требования управлению, связанные с большим вниманием к человеку, более полный учет потребностей, интересов, ценностей.

На этом этапе особое внимание уделяется проблеме соединения труда и собственности. Можно выделить два пути разрешения проблемы соединения труда и собственности. Первый - диффузия частной собственности. Форма - акционирование. Результат - появление огромного числа акционеров. Покупка акций наемными работниками и соединения труда и собственности. Причем акции должны покупать работники данного предприятия. Это характерно для англосаксонской модели управления. Акционеры - физические лица. В США принимается закон о поощрении корпоративных планов о распространении акций среди рабочих (ESOP). В основе разрешения проблемы лежит представление о том, что работники-акционеры в силу их положения становятся хозяевами. Возникает хозяйское, рачительное отношение к делу. Основания для такого мнения есть. Данный путь прагматичен. Действительно, если сами работники имеют акции предприятия, на котором они работают, они заинтересованы в эффективной работе фирмы. Но здесь есть ограничитель, так называемый порог ощущения, восприятия себя собственником. Он определяется долей капитала, принадлежащего работникам. Если эта доля не велика, чувство собственника, хозяина не возникает. Тем не менее этот путь позволяет формировать слой работников, являющихся собственниками, и это находит отражение в управлении: усиливается внимание социальным аспектам управления с точки зрения согласования интересов собственников, управленцев и самих работников.

Второй путь связан с обобществлением частной собственности посредством национализации, огосударствления через выкуп предприятий, принадлежащих частным лицам. В то же время существует и другой способ обобществления отношений частной собственности посредством создания реальных социально-экономических условий для соучастия работников в управлении производством и посредством этого - соучастия в собственности (пример, японская модель). Ни одно решение не принимается без его обсуждения всеми, кто будет задействован в его реализации. Посредством привлечения к соучастию в выработке, принятии и реализации управленческих решений создаются реальные социально-экономические условия для реализации отношений собственности.

Социально-экономические условия, обеспечивающие реализацию отношений собственности, включают:

1) хозяйское отношение субъектов производства к объектам собственности;

2) хозяйственно-поисковое отношение к делу, стремление проявить себя личностно, для достижения наиболее высоких коллективных результатов;

3) хозяйственное участие в распределении доходов для эффективного использования рабочими средств производства, ресурсов, их обновления и совершенствования.

Реализация этих условий означает формирование отношений реального социально-экономического собственника. Данная концепция кладет начало формированию теории социального менеджмента.

Теория социального менеджмента отрицает рациональную модель управления фирмой. Но это не голое отрицание, а с удержанием всего положительного. Неформальная модель управления (базирующаяся на системном подходе) включает в себя: ситуационную модель управления, проблемно-ориентированную модель управления, программно-целевую модель управления.

Важная теоретической предпосылкой социального менеджмента является синергетика. Синергетический способ мышления позволяет преодолеть инертность в управлении. Сложным системам нельзя навязывать цели развития. Они вырабатываются в процессе формирования миссии, стратегии социальной организации. Нельзя при этом использовать жесткие методы управления. Необходим новый подход. Его суть: не столько сила, сколько правильно подобранная конфигурация управленческого воздействия определяет его результативность. Малое, но правильно организованное резонансное воздействие на сложные системы чрезвычайно эффективно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: