Муниципальная собственность. Типы предприятий в зависимости от общественного разделения труда

Типы предприятий в зависимости от общественного разделения труда

Предприятия различаются в зависимости от места в технико-технологическим разделении труда. Этот критерий характеризует отраслевое разделение труда, обособление тех или иных видов деятельности в рамках конкретной отрасли: промышленное предприятие; строительное предприятие; транспортное предприятие; предприятие связи; сельскохозяйственное предприятие; предприятие торговли и т.д.

В зависимости от типа предприятия, от принадлежности к отрасли материального и нематериального производства выделяют особенности управления, связанные с технологией и особенностями трудового поведения людей.

Если место предприятия жестко определено технологическим процессом, это обусловливает жесткую, подчас директивную форму управления. Это связано с обеспечением баланса интересов. Если в технологическом процессе предполагается творческая компонента, это обусловливает определенную долю демократизации в управлении и пропорциональное соотношение между субъектом и объектом управления, соответственно между управлением и самоуправлением.

Общественное разделение труда обусловливает дифференциацию предприятий по размерам и соответственно формам организации общественного производства. Исходя из размеров, выделяют крупные, средние и мелкие предприятия.

Крупные предприятия, как правило, принимают форму корпораций. Корпорация – оптимальная форма организации крупномасштабного промышленного производства. Она представляет собой союз хозяйствующих субъектов для достижения социально-экономических целей.

Сам факт отсутствия в законодательстве нашей страны понятия “корпорация” говорит о том, что данный термин при обозначении им какой-либо организации приобретает особое значение.

Согласно социально-экономическому подходу корпорациями принято называть крупные компании. Наиболее приемлемой формой для крупного бизнеса является акционерное общество. Как показывает мировая практика, в том числе и российская, наибольшее количество фирм или организаций зарегистрировано в виде частных фирм. В США это – единоличное владение, в России – либо товарищество, либо - общество с ограниченной ответственностью. Однако корпоративная форма является преобладающей по размерам продаж, имущества, прибыли и вкладу в национальный доход. В подавляющем большинстве современные западные корпорации являются обществами с акционерным капиталом, что предопределяет возможность быстрой мобилизации финансовых ресурсов путем продажи акций. Они также характеризуются масштабностью производства. То, что в основе функционирования корпорации лежит долевая, а чаще всего - акционерная собственность, – не случайно.

Акционерная форма собственности – закономерный результат процесса развития и трансформации частной собственности, когда на определенном этапе развития масштабы производства, уровень технологии, система организации финансов создают предпосылки для принципиально новой формы организации производства на базе добровольного участия акционеров. Необходимость в собственности такого вида возникает в связи с увеличением масштабов производства и его стоимости. Наибольшее развитие акционерная форма собственности получила с переходом к капитализму и с развитием крупного бизнеса, который трудно, а иногда и невозможно вести на основе только личного капитала предпринимателя. Вот почему, чаще всего корпорации – это акционерные общества.

Согласно статье 96 Гражданского Кодекса РФ «акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций».[6] Акция как ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества, дает ее владельцу право на получение определенного дохода и голоса при решении дел общества. При условии, когда акции свободно обращаются на рынке, акционерное общество является открытым. Как считают эксперты, и доказывает практика, для крупного производства больше подходит открытая форма акционерного общества.

Широкое распространение при организации крупного бизнеса эта форма собственности получила благодаря своим преимуществам. Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, что позволяет решать самые сложные хозяйственные проблемы. Она является универсальной и применимой везде, где для организации предприятия требуется начальный капитал и есть необходимость и возможность ограничить масштабы ответственности. Акционерное общество позволяет более эффективно использовать материальные и людские ресурсы, оптимально сочетать личные и общественные интересы всех участников общественного производства. Акционерная собственность представляет собой наиболее совершенный правовой механизм по организации экономики на основе объединения имущества частных лиц, юридических лиц.

Итак, из существующих согласно Российскому законодательству хозяйственных товариществ и обществ, на определение корпорации может претендовать акционерное общество. Если общества с долевой собственностью (общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество) в процессе своего развития приходят к необходимости увеличить масштабы производства, рано или поздно они вынуждены будут стать открытым акционерным обществом, так как для того, чтобы увеличить капитал, необходим поток инвестиций извне, а наиболее подходящим для этого способом является выпуск акций в свободное обращение. Однако важно заметить, что наличия в основании какой-либо организации акционерной собственности является необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы определить ее в качестве корпорации. На наш взгляд важны еще какие-то признаки.

С точки зрения социально-экономического подхода к определению корпорации такими признаками являются масштабность производства, развитая организационная структура, прочное положение на рынке, развитая система хозяйственных связей и профессиональные управляющие во главе.

На наш взгляд, корпорация представляет собой социально-экономический феномен, в котором реализуются отношения собственности, власти и управления. Акционерная форма собственности выступает основанием для существования корпорации, она определяет один из важнейших ее признаков – отделение управления от собственности и существование соответствующей акционерной собственности формы управления – корпоративного управления. Необходимость и закономерность развития акционерной собственности определяют это отделение. Объясняется оно, прежде всего, масштабностью деятельности и наличием нескольких собственников, которые передают свои права оперативного управления корпорацией профессионалам – менеджерам. В этой связи актуализируется вопрос о принадлежности власти над корпорацией, причем значение он приобретает не только для отношений внутри корпорации, но также и во внешних отношениях корпорации с местным населением и государственными органами.

Все вышеперечисленное можно отнести к экономической стороне корпорации, социальное же содержание представлено отношениями между ее основными участниками, к которым мы относим акционеров (собственников), менеджеров, как особую категорию наемных работников и непосредственно остальных наемных работников (трудовой коллектив). Важно заметить, что принято выделять в качестве заинтересованных групп в деятельности корпорации ее кредиторов, поставщиков, потребителей, государство, как важнейший регулятор ее деятельности, местное население и других. Считается, что корпорация несет перед ними социальную ответственность за свою деятельность, т.к. все эти группы в ней заинтересованы, и соответственно должна учитывать их интересы.

Итак, организация, претендующая на название корпорации, с правовой точки зрения должна быть юридическим лицом в форме акционерного общества, с экономической – созданной для извлечения прибыли. С социологической точки зрения, корпорация – это социальная организация, некая социальная общность, объединение людей, предоставивших средства или свой труд для ее учреждения и существования и, следовательно, имеющих общие интересы и цели в отношении развития корпорации.

Обобщая вышеизложенное, можно дать следующее определение корпорации. Современная корпорация – это объединение, основанное на акционерной форме собственности, характеризующееся масштабностью производственной деятельности, развитой организационной структурой, профессиональными управляющими во главе. Важной характеристикой корпорации выступает то, что она имеет миссию своей деятельности, ее участники объединены общей целью, нормами корпоративной культуры и соблюдением принципов корпоративного поведения. Полномочия и ответственность структурных элементов корпорации разграничены и закреплены в определенных статусах и ролях, выражающих властные отношения между элементами. Реализация общей цели и интереса корпорации в качестве целого, объединения элементов достигается с помощью баланса интересов всех заинтересованных в деятельности корпорации сторон, выраженного в политике социальной ответственности и корпоративном управлении. Социальная сущность корпорации заключается в достижении общих целей, которое осуществляется через реализацию интересов участников корпорации.

К признакам корпорации можно отнести успешную финансовую активность и высокую доходность. До последнего времени именно эти экономические показатели позволяли называть то или иное предприятие корпорацией. Однако сегодня на первое место выходят социальные составляющие. К ним относится корпоративная культура, наличие которой в дополнение к экономическим успехам фирмы позволяет назвать компанию корпорацией. Корпоративная культура выражена, в нескольких составляющих: символах - фирменном знаке и брендах компании, а также ценностях, социальной политике внутри компании, особых нормах поведения. Несомненно, каждая организация обладает определенной организационной культурой, но корпоративной можно назвать только ту, которая способствует распространению среди участников корпорации чувства принадлежности к организации, влияет на них некой общностью с едиными ценностями. Корпоративная культура – это сильная организационная культура. Более того, сегодня считается, что корпоративная культура положительно сказывается и на рыночной капитализации компании, на цене акций.

Еще одним важным признаком современной корпорации является разделение собственности и управления. Важно отметить, что данный признак появился не случайно, он связан с историей становления, современной корпорации.

Единицей анализа выступает классическая индустриальная корпорация. В ней заложен дух соперничества между ее владельцами и работниками. Противоречия между ними будучи изначально материальными впоследствии трансформируются в борьбу над отдельными участками деятельности компании, а затем по мере роста интеллектуального уровня работников и над ней в целом.

Различия по субъекту управления: а) совет директоров (для корпоративного управления), ассоциация акционеров; б) менеджеры, администраторы, персонал, трудовой коллектив.

Специфика корпоративного управления - в обеспечении баланса интересов между менеджментом, акционерами и наемными работниками (внутренняя цель), обеспечение баланса интересов между корпорацией и потребностями поставщиков, местного населения (внешняя цель).

Специфика социального менеджмента - удовлетворение потребностей производственного коллектива, обеспечение благосостояния работников, их социального развития. Это социальная роль менеджмента.

Изменения в общественном разделении труда под влиянием диалектики научно-технического и социально-экономического прогресса обусловливают необходимость сочетания крупных, средних и малых предприятий.

Существуют традиционные малые предприятия, типа семейного бизнеса, удовлетворяющего потребности локальных потребителей. Дух семейственности. Социальные отношения более не менее прозрачны.. стадии жизненного цикла предприятия: молодое. До 5 лет (неструктурированное управление); среднего возраста (от 5 до 15 лет), стареющее.

Малые предприятия нового типа - наукоемкие предпринимательские структуры. Они получили название креативные компании. Здесь реализуются принципы свободы человека с его новыми мотивами и устремлениями, по большей части не экономическими, занимающими все более важное место в системе ценностей. Именно эти компании будут наиболее конкурентоспособными на мировых рынках. Социальный менеджмент призван создать условия для более полной реализации социального потенциала данных предприятий, их трудовых коллективов.


Тема 3. Социальная организация предприятия как объект социального менеджмента

1. Социальная организация предприятия. Модели социальной организации.

2. Социальные процессы функционирования и развития предприятия. Трудовой коллектив предприятия.

3. Социальная структура трудового коллектива.

4. Социальные функции трудового коллектива.

5. Социальный потенциал предприятия и проблемы его реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: