Классификация документов
Функции документа
Требования, предъявляемые к управленческой информации
Тема 2. Основные свойства, функции и признаки документа
Информация – (от лат. Information – разъяснение, изложение)
– сведения, передаваемые людьми, устным, письменным или др. способом.
– обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передача признаков от клетки к клетке; от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики (наука об управлении, связи и переработке информации) (общенаучное понятие)
– сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.
· Полнота
· Оперативность
· Достоверность
· Адресность
· Доступность для восприятия.
Документ – это зафиксированная на материальном носителе информация.
Официальный документ (имеющий право на использование в организации, учреждении, предприятии) – документ, созданный юридическим лицом или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке.
|
|
· Информационная (в документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной деятельности человека).
· Организационная (с помощью документа обеспечивается воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности).
· Внешние связи предприятия обеспечивает коммуникативная функция документов.
· Юридическая (содержание документа используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов).
· Воспитательная (документ дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформленный документ воспитывает эстетический вкус).
по способу документации:
рукописные;
электронные;
графические;
кино-, фото-, фонодокументы;
по сфере использования:
организационно-распорядительные;
финансово-бухгалтерские;
научно-технические;
по труду;
отчетно-статистические и другие
по месту составления:
входящие (поступившие в организацию);
исходящие (отправленные из организации);
внутренние (составленные и использованные в самой организации);
по грифу ограничения доступа:
открытые (несекретные);
с грифом ограничения доступа («Для служебного пользования», «Секретно», «Совершенно секретно», «Особой важности», «Коммерческая тайна»).
по происхождению:
официальные (служебные) (затрагивающие интересы организации, составленные юридическим или физическим лицом, оформленные в установленном порядке);
личные (касающиеся интересов конкретного лица и являются именными).
|
|
по юридической значимости:
подлинники или оригиналы (первые или единичные экземпляры официальных документов, собственноручно подписанные автором);
копии (документы, полностью воспроизводящие информацию подлинного документа и все внешние признаки или часть их, не имеющие юридической силы);
заверенные копии (копии документов, на которых в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие им юридическую силу);
дубликаты (повторные экземпляры подлинного документа, имеющие юридическую силу).
по форме изложения:
индивидуальные (содержание которых излагается в свободной форме);
трафаретные (когда структура, часть документа, стандартные фразы заранее подготовлены, а другая часть заполняется при составлении, например, справка с места работы);
типовые (созданные для документирования стандартных ситуаций, например, командирования, и используемые во всех организациях);
по срокам хранения:
постоянного хранения;
долговременного хранения (свыше 10 лет);
временного хранения (до10 лет).
Делопроизводство - отрасль деятельности человека по составлению и оформлению официальных документов, организация их движения, учета и хранения.
Составление и оформление документов - документирование.
Движение документов организации - документооборот.
Документ - (свидетельство, способ, доказательство (с латинского)) - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами позволяющими ее идентифицировать.
Электронный документ - это информация (документ) в электронном виде.
Документы по происхождению:
· личного происхождения (составляет лицо вне сферы служебной деятельности, напр.письмо другу)
· официального происхождения (созданный физическим или юридическим лицом, оформленный в установленном порядке)
Документы по степени подлинности:
· Подленник - единственный экземпляр документа обладающий юридической силой
· Дубликат - повторный экземпляр подленника имеющий юридическое значение
· Копия - документ полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и имеет юридическую силу, если он заверен
Функции документа:
1. Информационная
2. Организационная
3. Коммуникативная
4. Правовая (юридическая)
5. Научно-историческая
Юридическая сила документа - Это свойство официального документа сообщаемое ему действующим законодательством, компетенция издавшего его органа и установленным порядком оформления.
Реквизит документа - это обязательный элемент оформления официального документа.
ГОСТ Р 6.30-2003 в нем указано 30 реквизитов.
По способу оформления реквизиты делятся на:
· графические (эмблема, герб, печать); текстовые.
· Обязательные (должны быть на документе и от которого зависит юридическая сила документа (дата, подпись)); необязательные (от которых независит юридическая сила документа (отметка об исполнении)).
· Постоянные (неизменная часть документа наносимая при его изготовлении); переменные (вносятся в документ в процессе подготовки и оформления).
Бланк документа - стандартный лист бумаги, с нанесенными на нем постоянными реквизитами содержащими необходимую информацию об организации.
Варианты расположения реквизитов:
· Угловой (располагаются в верхнем левом углу)
· Продольный (располагаются вдоль всего поля листа)
Виды бланков по ГОСТу:
· Общий бланк - используется для изготовления любых документов кроме писем
· Бланк для письма - указываются адресные данные получателя, справочные данные об организации
· Специальный бланк - составляется на основе общего бланка и добавляет реквизит 10 (название, вид документа)
Формуляр документа - совокупность реквизитов для конкретного документа с определением их взаимного расположения.
|
|
- Типовой формуляр - формуляр характерные для конкретного вида документа.
- Формуляр образец - графическая модель построения документа, устанавливающая: область применения, формат бумаги, размеры полей, расположение всех частей реквизитов, характерных для этой группы документов.
Унификация и стандартизация:
Общие положения об унификации документов содержатся в государственной системе документационного обеспечения управления (ГСДОУ), так же определяются цели унификации документов и устанавливаются основные направления унификации.
Унификация - это отбор реквизитов соответствующих назначению документам и методам его обработки. Производится в целях типизации форм документов, установления единообразных требований к оформлению документов, создаваемых при решении однотипных управленческих задач, снижения трудовых, временных и материальных затрат, на подготовку и обработку документов. В результате с помощью унификации создается унифицированная форма документа (УДФ)
УДФ - форма документа содержащая определенный набор реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.
УДФ создаются на бумажных носителях и на электронных в виде шаблонов.
Существуют следующие категории УДФ:
1. Общероссийская унифицированная форма документа - это унифицированная форма документа, входящая в состав унифицированной системы документации и обязательное для применения на всей территории РФ.
2. Отраслевая унифицированная форма документов - это унифицированная форма документов, утвержденая министерством или ведомством и обязательная для применения всеми предприятиями данного минестерства или ведомства.
3. Унифицированная форма документов предприятия - это унифицированная форма документов утвержденая предприятием или объединением предприятий и применяемая только на данном предприятии.
Разрабатываемые унифицированные формы документов объединяются в унифицированные системы документов(УСД).
|
|
УСД - это рационально организованный комплекс, взаимосвязанных документов, созданный по единым правилам и требованиям и применяемый в определеннОй области деятельности. Сейчас действует 9 УСД. Их полный перечень дан в общероссийском классификаторе управленческой документации(ОКУД). Ответственность за разработку и ведение УСД несут соответствующие министерства и ведомства.
В результате унификации документов создается возможность составления типовых или трафаретных текстов, содержащих идентичную или повторяющуюся информацию, в этих случаях повторяющаяся информация выводится в трафарет, а для информации имеющий индивидуальный характер - оставляются свободные строки, которые заполняются при составлении документов. Таким образом суть унификации документов сводится к сокращению их многобразия и приведения к одному образцу их форм, структуры и языковых конструкций.
Формой юридического закрепления унификации документов является стандартизация служебных документов.
Стандартизация - это установление общегосударственных форм и требований к документам, обязательных к исполнению всеми организациями и учреждениями, независимо от Формы собственности и организационно правовой формы.
Установлены следующие категории стандартов:
1. Государственные стандарты (Гост)
2. Отраслевые стандарты (ост)
3. Республиканские стандарты (Рст)
4. Стандарты предприятий (стп)
5. Международные стандарты (исо/мэк)
Ответственность за нормативное закрепление конкретных унифицированных форм, возложенно на государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии.