Методы информационного моделирования и управления

Концепция «рефлексивного управления» – один из методов моделирования информационных процессов. Основной принцип концепции: «Модель субъекта должна отражать не только область его поведения, но также способность осознавать самого себя и других субъектов, включая и тех, которые пытаются установить контроль – т.е. должна быть рефлексивной».

Данная концепция создана на основе диалоговой модели инф. воздействия и имеет важное значение для российского общества.

Модель рефлексивного управления можно представить как сложную совокупность перекрещивающихся субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.

По данной модели современное общество делится на следующие группы:

1. Суб-1 -представители институтов гражданского общества (партии, движения, общественные объединения, профсоюзы) и государства (представители всех ветвей власти, являющиеся источником массовой информации).

2. Суб-2 — многообразие средств массовой информации и массовой коммуникации, передающих события, происходящие в обществе, и по-своему интерпретирующих ее.

3. Об-1 — носители специализированного сознания (интеллигенция, специалисты, руководители фирм, управленческий персонал, государственные служащие и т. п.).

4. Об-2 — носители неспециализированного сознания (население, массы, народ) т.е. носители массового сознания и массовой психики.

Каждая группа обладает самостоятельной структурой.

Так структура “Суб-1” и “Суб-2” характеризуется динамичностью и неустойчивостью, поскольку изменчивы сами структуры партий, движений, общественных объединений. Важным фактором нестабильности “Суб-1” и “Суб-2” являются частые смены правительства.

Структура “Об-1”, т.е. специализированного сознания также сложна: В нее входит интеллигенция разнородная по составу. Интеллигенция как особая общность (часть социальной структуры) является не только объектом информационного воздействия, но и субъектом, производящим и распространяющим информацию, разработку моделей информационного воздействия того или иного СМИ, медиа-холдинга.

Примером воздействия “Об-1” на “Суб-1” может служить противопоставление в отечественном информационном пространстве настоящего и будущего — прошлому.

Структура “Об-2” (т.е. носители наиболее массового, народного сознания и массовой психики) является сложной и динамически развивающейся, поскольку социальная структура общества трансформируется очень быстро. Анализ структуры «Об-2» требует разделения общества на т.н «страты».

Страты – узкие прослойки граждан, связанные общей деятельностью.

Пример: «“челноков” до августа 1998 г. насчитывалось около 9 млн. человек, сейчас их социологи считают чуть ли не исчезающими).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: