Теория арбитражного ценообразования (АРТ)

Теория ценообразования опционов

Опцион — это контракт, дающий владельцу, или держателю опциона, право, купить или продать определенный актив по некоторой, заранее оговоренной течение определенного промежутка времени. Опционы могут быть выписаны фактически на любой актив, однако наибольшее распространение они получили в связи с операциями с недвижимостью и ценными бумагами. Самая важная характеристика опциона заключается в том, что держатель опциона не обязан совершать предусмотренных в контракте действий, т. е. опцион дает собственнику право, но не обязанность купить или продать актив. Таким образом, если в случае исполнения опциона могут возникнуть отрицательные последствия, владелец опциона предпочтет отказаться от его исполнения.

Опционы существуют уже в течение многих лет, однако до недавнего времени их использование не было широко распространено. Раньше условия опционных контрактов должны были согласовываться по каждой сделке непосредственно покупателем и продавцом. Это осложняло поиск контрагентов, поэтому в 1973г. была создана первая опционная биржа — «Chicago Board Option Exchange» (СВОЕ). Это позволило снизить трансакционные затраты.

Опционы используются достаточно давно, но формальная модель ценообразования опционов Блэка-Фишера была сформулирована только в 1973 году.

В практике финансового менеджмента опционы сегодня активно применяется в сделках с новыми высокотехнологичными продуктами, например, на рынке интернет-технологий.

В середине 70-х годов Стивеном Россом была предложена модель арбитражного ценообразования, которая позволяет учесть риск более полно, чем САРМ. Теория арбитражного ценообразования в отличие от САРМ является многофакторной моделью. Она позволяет учесть любое количество факторов риска. Акции различных компаний неодинаково реагируют на эти факторы, поэтому необходимо учитывать различные составляющие риска отдельно.

Такими отдельными факторами риска являются, например, экономическая ситуация в стране, темп инфляции, бюджетные показатели, налоговые изменения и т.д.

Математически модель арбитражного ценообразования выглядит следующим образом:

Ki = Ki*+ (F1 – F1*)*bi1 +…+(Fj – Fj*)*bij +ei , где

Ki – фактическая доходность i-ой акции,

Ki *– ожидаемая доходность i-ой акции,

Fj - фактическое значение экономического фактора j,

Fj * - ожидаемое значение экономического фактора j,

bij - влияние чувствительности акции i к экономическому фактору j,

ei - влияние специфических факторов на изменение фактической доходности акции i.

Концепция арбитражного ценообразования использует меньшее количество допущений, чем САРМ и более детально учитывает влияние внешней среды. Но теория имеет существенный недостаток, в ней нет ограниченного списка факторов, поэтому невозможно учесть влияние полностью, всегда останутся факторы, которые влияют на фактическую доходность акций, но не были учтены при анализе. Кроме того, возможно, что влияние неучтенного фактора достаточно сильно, чтобы рассматривать полученные без его учета результаты, как достоверные.

Концепция арбитражного ценообразования развивается и, возможно, в будущем основные недостатки модели будут учтены за счет внесения в модель корректив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: