Составляющим

Рис. 1. Оценка имиджа ОАО «Автотеплотехник» по основным его

Предприятие ОАО «Автотеплотехник» зарекомендовало себя на рынке транспортных услуг как давно существующую и надежную организацию в данной отрасли, выполняющую взятые на себя обязательства и имеющую стабильный круг потребителей. Но оно медленнее других реагировало на происходящие экономические изменения в стране и недооценило важность маркетинговой деятельности для современной организации, что привело к сокращению спроса на ее услуги в пользу более мелких автотранспортных предприятий. В настоящий момент ОАО «Автотеплотехник» не имеет определенной стратегии в области маркетинга, и результаты проведенного исследования показали, что наименьшим баллом оценивается визуальная составляющая имиджа предприятия, в частности элементы фирменного стиля организации (эмблема и название предприятия не отражают специфики ее деятельности), внешний облик персонала, архитектура и внутренний дизайн помещений.

Услуги. В настоящий момент в перечень транспортных услуг ОАО «Автотеплотехник» входят:

- оказание внутригородских и междугородних грузоперевозок на различные расстояния и по различным маршрутам;

- осуществление перевозок сыпучих грузов на автомобилях–самосвалах различных моделей и модификаций, наливных грузов (дизельного топлива, бензина и смазочных материалов) на автомобилях–цистернах и т.д.;

- текущий ремонт грузовых автомобилей.

Предприятие обеспечивает грузоперевозками строительные, торговые и нефтедобывающие организации. Основными клиентами предприятия являются такие фирмы, как Кальчинский нефтепромысел (КНП) (структурное подразделение ОАО «Тюменнефтегаз»), ООО «ЛОТ» (перевозка ГСМ), ООО «Лучик» (строительная организация), ООО «Максимум» (компьютерная компания) и т.д.

Конкуренты. Наряду с предприятием ОАО «Автотеплотехник» на рынке транспортных услуг в этих направлениях осуществляет свою деятельность ряд других транспортных организаций, количество которых свыше 50. Основными конкурентами выступают следующие преприятия:

- Автоколонна 1228;

- ОАО «Автотранспортная компания –15»;

- «Автотранссервис +»;

- ОАО «Автотранспортное предприятие № 11»;

- АООТ «Тюменьавтотранс»;

- ОАО «Тюменьнефтеспецтранс».

Основные технико-экономические показатели. В приложении 2 представлены основные технико-эксплуатационные показатели работы автомобильного парка ОАО «Автотеплотехник».

В 2003 г. нахождение автотранспортных средств в работе (в автомобиле-днях) превышал на 1,7% показатель предыдущего года. В 2004г. резко увеличилось количество автомобиле-дней в ремонте, почти на 500 автомобиле-дней, что ведет к снижению значения коэффициента технической готовности на 1,05%. Это связано с тем, что срок службы 87% автотранспорта превышает 10 лет (приложение 3). Износ автотранспорта составляет 73%.

Среднесуточное время пребывания автомобиля в наряде (это продолжительность работы автотранспортного средства на линии с момента выхода из гаража и до момента возвращения) увеличилось в 2004г. на 37,3%, или на 2,66 ч, по сравнению с предыдущим годом.

Коэффициент выпуска на линию автотранспортных средств, имеющий огромное значение для обеспечения более производительного использования транспорта предприятия, с 2003 г. не изменился и составляет 0,28. Низкий показатель коэффициента обусловлен отсутствием заказов на транспортные услуги.

Перечисленные выше технико-эксплуатационные показатели оказывают существенное влияние на эффективность транспортного обслуживания предприятия, в частности на такой финансово-экономический показатель, как текущие эксплуатационные расходы (себестоимость перевозок). Это, в свою очередь, непосредственно влияет на планово-расчётные цены (тарифы) на услуги автотранспорта, рассчитываемые на предприятии на основе сметных норм и расценок на эксплуатацию автотранспортных средств.

Тарифы – система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги. Тарифы формируют доходы транспорта и являются при этом транспортными издержками потребителя услуг.

С 1992 года в России введены свободные транспортные тарифы на грузовые перевозки (кроме морского и ж/дорожного транспорта). Доля транспортных затрат в среднем по России составляет в конечной стоимости товара 15 – 30 %.

Сравнивая планово-расчетные цены на услуги по видам автотранспорта, можно увидеть, что наибольший тариф - на использование тягачей (Урал-4320, КамАЗ- 5410, МАЗ-5430 (9м) – 280 руб/час; Урал-44202, -4320, КамАЗ-5410, -54115, КрАЗ-250, -255, МАЗ-64229-032 (12м) – 310 руб/час) и специального автотранспорта (автокран –390 руб/час, экскаватор – 550 руб/час, бульдозер – 450 руб/час, трактор –340 руб/час) (рис.1.5). Наименьший тариф - на использование грузовых фургонов (ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ) и легкового автотранспорта (ГАЗ). В первую очередь это связано с более низкими затратами на эксплуатацию (топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, заработной платы водителей и отчислений на социальные нужды, амортизационных отчислений на восстановление подвижного состава и накладных расходов).

На предприятии ОАО «Автотеплотехник» тариф увеличивается на 30% за работу с прицепом, на 20% - за организацию круглосуточной работы (дежурные автомобили), на 15% - за использование специализированного состава, на 30% - за работу автомобиля Урал-5557, КамАЗ-55102 в качестве самосвалов.

Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Автотеплотехник», отражающие эффективность работы предприятия, представлены в приложении 6.

По результатам финансового состояния предприятия за два последних года можно сделать вывод, что объем реализованных транспортных услуг увеличился в 2004г. на 21,5% и составил 86814 тыс. руб., это связано с увеличением количества заключенных договоров и снижением автомобиле-дней простоя в технически исправном состоянии.

Прибыль предприятия ОАО «Автотеплотехник» по сравнению с 2003г. увеличилась на 47%. Рентабельность услуг (отношение прибыли от реализации к полной себестоимости услуг) возросла на 20%, это свидетельствует о том, что предприятие стало работать в 2004г. более эффективно.

Не требуется доказательств, что потребность в основных производственных фондах может быть снижена при эффективном их использовании. Поэтому важно давать оценку степени задействования фондов в производственном процессе. С этой целью используются показатели: фондоотдача, фондоемкость и рентабельность использования основных производственных фондов.

В 2004г. произошло незначительное увеличение стоимости основных производственных фондов на 2%, или на 1199,6 тыс. руб. Рентабельность основных производственных фондов увеличилась на 44,44%. На 19,41% увеличился показатель, отражающий эффективность использования производственных основных фондов (фондоотдача).

Показатель фондовооруженности, характеризующий степень оснащенности каждого работника производственными фондами, практически не изменился: в 2003г. составлял 170,05 тыс. руб., а в 2004г. – 170,07 тыс. руб.

Количество персонала по сравнению с 2003г. увеличилось на 2%. Производительность труда 1 работника возросла на 19,44%. Фонд оплаты труда увеличился на 1758,24 тыс. руб.

Экономическое благосостояние предприятия ОАО «Автотеплотехник» напрямую зависит от увеличения числа заключаемых договоров с партнерами, т.е. с поставщиками и потребителями, отлаженного механизма реализации транспортных услуг, ускоряющих товародвижение.

Организационная структура предприятия. Схема организационной структуры ОАО «Автотеплотехник» представлена в приложении 4. Данная структура возникла еще в 90-х г.г. Относительно новым структурным подразделением является отдел маркетинга. Впрочем, пока функции этого отдела довольно размыты.

Членами совета директоров ОАО «Автотеплотехник» являются пять человек, трое из которых - владельцы контрольного пакета акций и находятся в родственных связях между собой.

Характеристика персонала. Трудовые отношения на предприятии «Автотеплотехник», включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантии и компенсации, регулируются индивидуальными трудовыми договорами (контрактами). С водителями предприятие заключает двухсторонние специальные соглашения, в которых строго оговаривается ответственность, которая ложится на водителей, уезжающих в рейс.

Для выполнения производственной деятельности автотранспортное предприятие «Автотеплотехник» имеет следующие категории работающих: рабочие (водители, ремонтные и вспомогательные рабочие), аппарат управления. Общая численность персонала ОАО «Автотеплотехник» составляет 415 человек. Средний возраст работающих - 47 лет. Состав и структура персонала предприятия представлена в приложении 7.

На предприятии отмечается высокий уровень текучести кадров, который вызван спецификой производственно-хозяйственной деятельности предприятия либо несовершенством системы управления им. В ОАО «Автотеплотехник» основными формальными причинами увольнений являются: по собственному желанию, в связи с переводом, прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, сокращение численности персонала, выход на пенсию и др.

Мотивационная структура выбытия кадров основывается на реальных причинах, побуждающих работника принять решение об уходе с предприятия. Так, посредством анкетирования увольняющихся сотрудников выявлены причины ухода, процентное соотношение которых приведено в приложении 8. Основная причина – низкий уровень заработной платы.

Водителям грузовых автомобилей предусмотрена сдельно-премиальная система оплаты труда, остальным рабочим – повременно-премиальная. Управленческому персоналу установлены должностные оклады в соответствии со штатным расписанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: