Объемный расход газов, прорвавшихся в картер двигателя и свободно истекающих в атмосферу, определяют индикатором КИ-13671 (рисунок 3).
1 — сигнализатор; 2 — поршень сигнализатора; 3 — удлинитель; 4 — патрубок; 5 — крышка; 6 — корпус: 7 — переходник
Рисунок 3 — Измерение расхода картерных газов индикатором КИ-13671
Устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала. Вращая крышку индикатора, фиксируют момент совпадения поднимающегося поршня с риской на корпусе сигнализатора и определяют по шкале на крышке расход газов.
Определяют действительный расход газов, разделив полученное среднее значение на поправочный коэффициент (например, для двигателя Д-240 — 1,73).
Сравнивают расход картерных газов с нормативным (таблица 2). При превышении предельного значения цилиндропоршневую группу ремонтируют.
Устанавливают минимальную устойчивую частоту вращения коленчатого вала и наблюдают за характером истечения газов из сапуна. При наличии пульсации газов, а также при расходе картерных газов, превышающем допустимое значение Д1 (таблица 2), вакуум-анализатором КИ-5315 определяют разрежение в каждом цилиндре. Для этого снимают с дизелей форсунки, плотно вставляют наконечник вакуум-анализатора в отверстие для форсунки и, прокручивая пусковым устройством коленчатый вал, фиксируют максимальное показание вакуумметра. Допустимое разрежение не должно превышать 0,078 МПа. Значения Д1, Д2, Д3 в таблице 2 — значения диагностического параметра, для остаточного ресурса, равного 400, 1000 и 2000 ч соответственно.
|
|
При разрежении в отдельных цилиндрах менее допустимого проверяют неплотности клапанов газораспределения. Если разрежение во всех цилиндрах не ниже допустимого значения, то при расходе картерных газов, превышающем допустимую величину Д1 (таблица 2), заменяют цилиндропоршневую группу.
Таблица 2 — Расход картерных газов для тракторных дизелей
Дизели | Расход картерных газов, л/мин, не более, при наработке | |||||
2000 ч | 4000 ч | |||||
Д1 | Д2 | Д3 | Д1 | Д2 | Д3 | |
ЯМЗ-240Б | ||||||
ЯМЗ-238НБ | ||||||
СМД-60 | ||||||
СМД-62 | ||||||
А-41, СМД-14НГ | ||||||
СМД-18Н | ||||||
Д-240Т | ||||||
Д-240 | ||||||
Д-242, Д-144 | ||||||
Д-65 |