Цилиндропоршневая группа. По мере изнашивания цилиндропоршневой группы, а также при закоксовывании колец или их поломке герметичность рабочего объема цилиндра становится недостаточной. Уменьшаются давление и температура сжатого воздуха, следствием чего являются затрудненный пуск и перебои в работе двигателя. При сгорании топливовоздушной смеси газы прорываются в картер и выходят в атмосферу через сапун. С износом деталей, потерей упругости колец увеличивается количество масла, сгорающего в цилиндрах.
При попадании масла в камеру сгорания образуется нагар на днищах поршней и головке цилиндров и затрудняется теплоотвод через стенки цилиндров. Изменяется цвет отработавших газов — они становятся синеватого цвета.
Внешними признаками неисправности цилиндропоршневой группы являются дымление из сапуна, перерасход масла, затрудненный пуск дизеля, снижение мощности, белый дым при пуске, синий — при работе.
Кривошипно-шатунный механизм. Один из основных факторов, влияющих на работу соединений коленчатого вала и шатунов, — зазор в подшипниках.
|
|
Признаками увеличения зазоров являются понижение давления масла, а также стуки, прослушиваемые на определенных режимах с помощью стетоскопа.
Газораспределительный механизм. Герметичность рабочего объема цилиндра нарушается из-за неплотностей прилегания клапанов вследствие подгорания их фасок и рабочих фасок гнезд в головке цилиндров, из-за негерметичности стыка головки и блока и прогорания прокладки, из-за нарушения теплового зазора между клапаном и его приводом.
При изнашивании механизма газораспределения и нарушении тепловых зазоров между клапаном и коромыслом нарушаются фазы газораспределения.
Эти неисправности приводят к появлению стуков в зоне клапанов и качественных признаков — трудного пуска, перебоев в работе, снижения мощности.
Система питания. На систему питания приходится 25...50 % всех неисправностей тракторных дизелей. На рабочий процесс и скорость изнашивания деталей двигателя большое влияние оказывает состояние системы очистки воздуха. Повышение сопротивления запыленных фильтрующих элементов вызывает увеличение разрежения во впускном коллекторе, что повышает опасность подсоса неочищенного воздуха через неплотности воздушного тракта, снижает степень наполнения цилиндров воздухом, мощность и экономичность двигателя.
Затрудненный пуск и неустойчивая работа дизеля происходят из-за попадания в цилиндры воды, наличия в топливе воздуха, закоксовывания или залегания иглы в корпусе распылителя, чрезмерного износа прецизионных пар топливного насоса, неравномерности подачи топлива в цилиндры, значительного износа механизмов регулятора. Возможны также поломки пружин плунжеров, нагнетательных клапанов и форсунок, заедание рейки топливного насоса или муфты регулятора, неисправность подкачивающего насоса.
|
|
Причиной повышенной дымности отработавших газов является неполное сгорание топлива из-за неудовлетворительной работы форсунок, слишком раннее или позднее впрыскивание топлива в цилиндры, чрезмерная подача топлива, недостаток воздуха при сильном засорении воздухоочистителя.
По мере изнашивания деталей форсунки и снижения упругости пружины давление начала впрыскивания топлива уменьшается, а следствием этого являются увеличение объема впрыскиваемого топлива и угла начала впрыскивания, изменение мощности и экономичности. При значительном снижении давления впрыскивания топливо может подтекать из распылителя после посадки иглы в седло, что быстро приводит к его закоксовыванию, ухудшению качества распыливания, зависанию иглы. Закоксовыкание проходных сечений распылителей определяет изменение пропускной способности и неравномерность работы дизеля.
Работоспособность системы питания нарушается также при неисправности бака, топливопроводов и соединений, фильтров, топливоподкачивающего насоса.
Топливо может не поступать или поступать с перебоями из-за подсоса воздуха в систему питания. Пуск дизеля при этом затруднен, так как не создается нужное давление топлива для впрыскивания.
Прекращение подачи топлива к топливному насосу высокого давления или подача его с перебоями и в недостаточном объеме наблюдается также при засорении топливопровода. Зимой возможно образование ледяных пробок в топливопроводах и отстойниках фильтров при заправке топлива с примесью воды.
Смазочная система. На давление и температуру масла влияют состояние системы охлаждения, тепловой и нагрузочный режимы дизели, сорт масла. При использовании масла соответствующего сорта, а также при исправном состоянии дизеля и нормальных режимах его работы причиной чрезмерно высокой или низкой температуры масла может быть неисправность клапана-термостата.
К понижению давления масла в магистрали приводят износ сопряжений кривошипно-шатунного механизма, низкая подача масляного насоса и износ или разрегулирование сливного и перепускного клапанов, чрезмерное загрязнение или неисправность фильтров.
Система охлаждения. При проседании гильз, неплотности стыка головки с блоком, трещинах головки или блока, неработоспособном уплотнительном кольце гильзы вода проникает в цилиндры или картер. Обнаруживают это по изменению цвета отработавших газов, по образованию водомасляной эмульсии на поверхности масла в картере дизеля, что можно наблюдать на конце маслоизмерительного щупа, а также по масляным пятнам на поверхности воды в радиаторе.
Отвод теплоты от стенок блока, гильз и головки блока цилиндров ухудшается из-за неисправностей привода водяного насоса и его составных частей, а также образования накипи на стенках.
Перегрев может быть из-за позднего отключения радиатора термостатом, засорения радиатора, образования накипи, ослабления натяжения ремней привода вентилятора. Медленный прогрев дизеля зависит oт неисправности термостата.
Вспенивание охлаждающей жидкости в радиаторе связано с наличием масла в охлаждающей жидкости и сопровождается повышением температуры и перегревом дизеля. На прогретом дизеле масло просачивается через поры прокладки или трещину головки блока цилиндров.
Система пуска дизеля. Пусковой двигатель не развивает мощности и работает с перебоями — из-за нагара на электродах свечи, а также при чрезмерно малом или большом зазоре между ними, при чрезмерно малом или большом зазоре между контактами прерывателя либо размагничивании ротора магнето. При раннем или позднем зажигании пусковой двигатель трудно пускается, имеет заниженную мощность, быстро перегревается.
|
|
Перегрев двигателя вызывает его продолжительная работа при полной нагрузке или большое количество накипи в рубашке охлаждения.
Чрезмерное загрязнение воздухоочистителя приводит к обогащению рабочей смеси и ухудшению мощностных и топливных показателей.
При чрезмерном износе дисков сцепление пробуксовывает.