Проверка неплотностей клапанов газораспределения проводится с использованием компрессорно-вакуумной установки ОР-13907 и индикатора расхода газов КИ-13671. В ресиверах установки создают давление 0,20...0,25 МПа. Установив корпус индикатора расхода газов на выпускной трубе или на впускном трубопроводе воздухоочистителя, регулятором компрессорно-вакуумной установки устанавливают рабочее давление 0,20 МПа. Подавая сжатый воздух в проверяемый цилиндр под давлением 0,20 МПа, индикатором расхода газов определяют величину утечки воздуха через клапан аналогично проверке расхода картерных газов.
Правильность фаз газораспределения проверяют по углу начала открытия впускных клапанов первого и последнего цилиндров измерителем КИ-13902, состоящим из моментоскопа КИ-4941 (рисунок 7) с набором технологических пружин, шаблонов-угломеров, указателя и вспомогательных приспособлений. Каждый шаблон-угломер представляет собой стальную пластину, на которой нанесены деления в градусах поворота коленчатого вала. Ее прикладывают к цилиндрической поверхности шкива. Если неплотность хотя бы одного клапана превышает допустимое значение в таблице 6, головку цилиндров отправляют в ремонт.
|
|
Таблица 6 — Допустимые значения неплотности клапанов газораспределения
Дизели | Утечка воздуха через клапан, не более, л/мин | |||||
Впускной | Выпускной | |||||
Д1 | Д2 | Д3 | Д1 | Д2 | Д3 | |
ЯМЗ-240Б, А-41 | ||||||
СМД-60, СМД-62, СМД-14, СМД-18 | ||||||
Д-240, Д-241, Д-65, Д-240Т, Д-242 | ||||||
Д-144 |
Фазы газораспределения контролируют в следующем порядке. Проверяют и при необходимости регулируют зазор между стержнем впускного клапана и бойком коромысла первого цилиндра. Покачивая коромысло впускного клапана, прокручивают коленчатый вал до выбора зазора между бойком коромысла и стержнем клапана. Это положение соответствует фактическому углу начала открытия впускного клапана. Закрепляют указатель около гладкой цилиндрической поверхности соответствующего шкива. На поверхность шкива против указателя наносят риску. Устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ, прокрутив коленчатый вал в направлении вращения. Напротив указателя на шкиве наносят вторую риску. Измеряют угол или длину дуги между рисками и сравнивают результат с нормативными значениями.
1 — стеклянная трубка; 2 — соединительная трубка; 3 — трубка высокого давления; 4 — накидная гайка; 5 — штуцер секции топливного насоса
Рисунок 7 — Установка моментоскопа КИ-4941
У дизелей Д-240, Д-241, Д-242 поршень первого цилиндра устанавливают в положение, соответствующее установочному углу опережения нагнетания топлива до ВМТ — 26°, Д-65 — 22°. Для этого медленно вращают коленчатый вал в направлении вращения до совпадения углубления в маховике с установочной шпилькой. Вторую риску наносят на расстоянии соответственно 26 и 22°, или 41,6 и 35,2 мм по дуге поверхности шкива водяного насоса от указателя по ходу.
|
|
При необходимости регулируют фазы газораспределения изменением зацепления шестерен распределения.
Зазоры клапанов газораспределения проверяют устройством КИ-9918 (рисунок 8). Устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия, прокручивая коленчатый вал и наблюдая начало открытия впускного клапана первого цилиндра, после чего коленчатый вал прокручивают еще на один оборот.
Отжимным кулачком переводят подвижную каретку 3 устройства в нижнюю позицию. На корпусе устройства стопорным винтом закрепляют индикатор с натягом 0,2...0,3 мм. Устанавливают устройство на тарелку пружины клапана и перемещают каретку в верхнюю позицию. Устройство должно быть зажато между тарелкой пружины клапана и коромыслом, а усики каретки прижаты к бойку коромысла. Нажимают пальцем на коромысло до упора бойка в торец штока клапана, устанавливают отметку «0» шкалы индикатора напротив стрелки и освобождают коромысло. Нажимают на коромысло до упора в штангу толкателя и сравнивают показания индикатора с данными таблицы 7. При несоответствии результата измерения значению зазора в таблице его регулируют.
1 — индикатор часового типа; 2 — корпус; 3 — подвижная каретка; 4 — коромысло
Рисунок 8 — Измерение зазора между стержнем клапана и бойком коромысла устройством КИ-9918
При отсутствии устройства КИ-9918 для проверки зазоров между клапанами и коромыслами применяют щупы, используя набор № 2 из 17 пластин.
Таблица 7 — Зазоры между клапанами и коромыслами у холодного дизеля
Дизели | Номинальный зазор между коромыслами и клапанами, мм | |
впускным | выпускным | |
ЯМЗ-240Б, А-41, Д-240, Д-241, Д-242, Д-65, Д-144 | 0,30 | 0,30 |
СМД-60, СМД-62 | 0,48 | 0,48 |
СМД-14, СМД-18 | 0,40 | 0,40 |