Предмет и метод ИППУ

1. ИППУ в системе исторических и юридических наук.

2. Основная проблематика курса.

Предмет ИППУ:

1. История возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве.

2. История политических и правовых теорий и учений.

3. История теория права и государства.

Политические учения – это теоретические исследования проблем государства, которые представляют собой самостоятельные и оригинальные теории.

Принципы изучения ИППУ:

1. Принцип историзма.

2. Принцип единства и взаимосвязи, конкретно исторической и теоретической сторон политико-правового учения.

3. Принцип хронологического освещения.

4. Принцип проблемно-категориального освещения.

5. Историко-сравнительное исследование.

Периодизация ИППУ:

1. Исторический подход (в 17-18 веках предложен французскими историками)

· Древний мир – с момента возникновения цивилизации до падения Рима (476 год)

· Средневековье (5 – 15 века).

· Возрождение (15 – 16 века).

· Новое время (17 – 19 век).

· Новейшее время, современность (20 век – начало 21 века). \

2. Формационный подход (предложен Марксом и Энгельсом в середине XIX века):

· Первобытнообщинный строй.

· Рабовладельческий строй.

· Феодализм.

· Буржуазный.

· Коммунизм (социализм первая стадия).

Маркс выделял азиатский способ производства как основа специфической азиатской формации.

3. Технологический подход:

· Доиндустриальное общество.

· Индустриальное общество.

· Постиндустриальное общество.

4. Цивилизационный подход – история человечества есть история разных цивилизаций и культуры.

Содержание ИППУ

Государственность и все учения зародились в глубокой древности обществах востока и античность. На востоке большую роль сыграли ученые Индии и Китая. Формой государственности там была восточная деспотия. В Греции – формой государства был полис. Формой правления была аристократия, демократия, олигархия и тирания. Творческое наследие Древнего Рима оказало значительно влияние на всю последующую форму правовых учений. Мыслители Древнего Рима разрабатывали формы государства.

В Средневековье идет особая роль христианской религии и церкви. Важнейшей проблемой стало соотношения духовной и светской власти. На востоке в это время огромное место занимает идеология ислама, который пропагандировал неделимость духовной и светской власти. Возникновение рационализма.

Эпоха Возрождения – время формирование гуманизма, зарождается индивидуализм как самостоятельная ценность человеческой личности. Взгляды богословов стали предметом критики.

Эпоха Нового Времени – стала эпохой буржуазных революций, подготовленных мировоззрением просвещения. Лейб-мотивом 19 века стал либерализм, который имел 2 стороны, экономическая сторона (свобода предпринимательской деятельности) и политическую (обеспечение прав и свобод граждан). В качестве основной теории утвердился юридический позитивизм, который рассматривал право как замкнутую систему. Большое влияние оказали философия позитивизма и социология. Возникает критика буржуазных тенденций. Возникает консерватизм и социализм. В середине 19 века возникает теория научного социализма, которая основана на материалистических убеждениях. Экономика определяет политику и форму государства. Либерализм господствует в 19 веке.

20 столетие вошло в историю как эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы. Причем в начале 20 века социалистическое движение раскололось на революционное и реформистское. Появилась мировая система социализма. На волне экономического кризиса в 30-х годах появляется фашизм, идеологи которого пропагандировали крайние формы национализма и расизма. На смену юридическому позитивизму приходит социологический позитивизм. Право перестало ассоциироваться только с государством, а стало ассоциироваться с народом (право перешло к суду, обществам и т. д.). В результате краха фашизма и социализма, господствующими идеями в политической жизнь стали неолиберализм (50-е годы 20 столетия) и консерватизм. Одновременно возникает левацкий экстремизм, а также теории правового радикализма (это неофашизм, расизм и «новые правые»). Политическая наука отделилась от правовой после второй мировой войны и обрела статус собственной отрасли знания, изменилась структура.

Основные правовые теории.

1. Теория естественного права (Локк, Руссо, Монтескье, Радищев). Кроме позитивного права, которое создается государством, существуют стоящие над ним естественные, неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения (на жизнь, на труд, на свободное развитие).

2. Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта). Право – это выражение духа народа, народного правового убеждения, которое формируется постепенно независимо от государства (как язык). Законодатель не может творить нормы по своему усмотрению, а в праве лишь фиксировать то, что сложилось в виде норм.

3. Реалистическая школа права (Иеринг). Право есть защищенный государством интерес, оно ничто без государственной власти.

4. Социологическая теория права (Эрлих, Муромцев, Паунд). Право – это система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое правом.

5. Теория солидаризма (Дюги). Объективное право составляет правило социальной солидарности, которым подчинены и государство и граждане.

6. Нормативная теория (Кельзен, Штамллер). Право – это иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений. Оно немыслимо без государства, а государство немыслимо без права.

7. Психологическая теория права (Мэрилл, Петражицкий). Существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях и социальное право – совокупность государственных норм

8. Материалистическая теория (К. Маркс, В. И. Ленин). Право есть возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которого определяется материальными условиями жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: