Введение. Выполнение курсовой работы является важной формой самостоятельной работы студентов под научным руководством преподавателя

Выполнение курсовой работы является важной формой самостоятельной работы студентов под научным руководством преподавателя. Однако научный руководитель выступает в данной ситуации только в роли тьютора – организатора, направляющего энергию студента в нужное "русло", и консультанта по теоретическим и методологическим вопросам. Подобная роль научного руководителя вполне оправдана, поскольку курсовая работа – это творческая, авторская работа студента.

В то же время, многолетняя практика показывает, что немало студентов, особенно на младших курсах, испытывает значительные трудности при написании курсовой работы. Это связано с рядом причин: отсутствием навыков работы с источниковой базой, умений критически осмысливать полученную информацию, логически последовательно излагать свои мысли на бумаге, оперировать терминами и т.п. Поэтому студенту уже с начала обучения в ВУЗе необходимо усвоить все, что будет способствовать успешному проведению и оформлению научных исследований.

Данные рекомендации рассматривают весь процесс выполнения курсовой работы: от выбора темы до защиты исследования. В методических рекомендациях подробно излагается, что собой представляет курсовая работа (раздел "Общие положения"), какие требования к работам подобного рода вытекают из требования ФГОС по направлениям бакалаврской и магистерской подготовки. Специфика юридических дисциплин, по которым пишутся курсовые работы, безусловно, отражается на их содержании и подходах к ее выполнению. Это обстоятельство учтено авторами рекомендаций. Методическое пособие так же содержит раздел "Основные этапы выполнения курсовой работы", помогающий студенту рационально распределить свое время, дабы уложиться в отведенные сроки. Раздел "Структура курсовой работы" посвящен внутреннему строению курсовой работы, а также требованиям, предъявляемым к отдельным частям курсовой работы (объем, цели, задачи, место и значение каждого элемента в структуре курсовой работы). Раздел "Общие требования к содержанию курсовой работы" направлен на оказание помощи студенту в логическом и стилистическом оформлении текста курсовой работы. Раздел "Оформление курсовой работы" посвящен техническому оформлению не только основного текста, но и титульного листа, списка сокращений, оглавления, сносок, и, конечно, библиографического списка. И здесь необходимо отметить, что по правильно составленному библиографическому списку можно судить о профессиональной грамотности специалиста. Раздел "Основные ошибки при написании курсовой работы" акцентирует внимание на наиболее часто встречающихся (типичных) ошибках, допускаемых студентами, и опирается на положение о том, что разумнее учиться на чужих ошибках. Раздел "Защита курсовой работы" рассматривает процедуру проведения комиссионной защиты научного исследования, дает рекомендации студенту по подготовке к данной процедуре. Раздел "Критерии оценки курсовой работы" содержит критерии определения (обоснования) оценки курсового исследования по пятибалльной системе. Кроме того, методические рекомендации включают в себя множество приложений: образцы оформления заявления студента, задания на курсовую работу, титульного листа, оглавления, списка используемых сокращений; речевые клише, используемые в письменной речи, форму отзыва научного руководителя на курсовую работу; образцы оформления сносок и библиографического списка, а также иллюстрированного материала.

Таким образом, цель настоящих методических рекомендаций – оказать помощь студентам не только в написании и оформлении курсовой работы, но и в целом повысить культурный уровень научных исследований в студенческой среде.

В настоящих рекомендациях использованы, обобщены и расширены материалы различных авторов по методике и технике подготовки научных исследований, кроме того, учтен собственный опыт руководства подготовкой курсовых работ. Около семи лет назад авторами настоящего пособия уже были изданы методические рекомендации по курсовым работам[1], однако с того момента произошли существенные изменения, обусловившие необходимость подготовки нового пособия. В числе главных следует отметить, по крайней мере, два. Во-первых, произошел окончательный переход на двухуровневую подготовку юристов, и были приняты новые федеральные государственные стандарты по направлению "Юриспруденция", основанные на компетентностном подходе. Во-вторых, введен в действие новый государственный стандарт "Библиографическая ссылка" ГОСТ Р 7.0.5–2008, устанавливающий несколько иные требования к оформлению научных работ. Сложности переходного этапа в системе высшего профессионального образования привели к тому, что основной контингент студентов-магистров образуют лица, чье базовое высшее образование не является юридическим. Именно это обстоятельство побудило авторов пособия объединить в одном издании рекомендации для студентов, квалификацию "магистр" и квалификацию "бакалавр".

Методические рекомендации адресованы студентам направления "Юриспруденция" как очной, так и заочной формы обучения, а также их научным руководителям.

Кроме того, данное пособие поможет студентам других направлений подготовки понять, как выполняются и оформляются самостоятельные работы по правовым дисциплинам.

1. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе Положения о курсовых работах (проектах) Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению "юриспруденция".

В соответствии с учебными планами, реализуемыми в Институте истории и права, практически на каждом курсе студент обязан написать одну или две курсовых работы. Так, студенты-бакалавры, обучающиеся по очной форме, выполняют пять курсовых работ, количество курсовых работ у студентов-магистрантов очной формы обучения – три.

Курсовая работа выполняется по определенным темам под руководством преподавателя. Конкретные требования к содержанию, примерный список тем и список рекомендованной литературы определяются рабочей программой по каждой дисциплине, по которой выполняется курсовая работа.

Курсовая работа – это целостная, однородная, завершенная и самостоятельная учебная и научно-исследовательская работа студента, выполняемая с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами за время обучения, и их применения в ходе комплексного творческого решения конкретной профессиональной задачи. Курсовая работа позволяет оценить умения и навыки студента по анализу нормативно-правовых актов, юридической литературы, помогает овладению методами научных исследований; способствует обретению опыта привлечения теоретических и практических знаний на уровне междисциплинарного синтеза и соблюдения норм научной этики, содействует формированию общекультурных и профессиональных компетенций.

Особо тесно выполнение курсовой работы связано с подготовкой к будущей правоприменительной и экспертно-консультационной профессиональной деятельности, для магистрантов курсовая работа – существенный компонент научно-исследовательской деятельности, конечный итог которой – магистерская диссертация. Курсовая работа содействует формированию необходимых навыков для выполнения в дальнейшем выпускной квалификационной работы (материалы курсовых работ могут входить в такую работу).

Студент лично отвечает за качество содержания и оформления курсовой работы.

При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать способности: а) выдвинуть научную (рабочую) гипотезу; б) собрать и обработать информацию по теме; в) изучить и критически проанализировать полученные материалы; г) систематизировать и обобщить имеющуюся информацию; д) самостоятельно решить поставленные задачи; е) логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации. Однако конкретные исследовательские задачи и этапы исследования зависят, в первую очередь, от поставленной цели исследования, о чем более подробно будет рассказано ниже.

Особенности курсовых работ в зависимости от года обучения проявляются в постепенном усложнении объектов и методов, расширении источниковой базы, увеличении глубины теоретического осмысления и научной значимости исследования.

Студенты-магистранты должны стремиться подчинить выполнение курсовых работ цели подготовки магистерской диссертации, соответственно определяя их тематику с учетом темы магистерского исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: