Основные сведения о рисках

Прежде всего, определим, что такое “риск”. Заглянем в “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова. “Риск – 1. Возможность опасности, неудачи. 2. Действие наудачу в надежде на счастливый исход” [12]. Отметим, что понятие “риск” включает в себя два по сути противоположных толкования: одно со знаком минус, второе со знаком плюс.

Риск проекта (project risk) понимается в MSF именно в таком полном виде – как всякое событие или условие, которое может оказать как негативное, так и позитивное влияние на итоги проекта. Такое же расширенное понимание спекулятивного риска (speculative risk) присутствует, например, в финансовой индустрии, где решения в условиях неопределенности могут привести к получению прибыли точно так же, как и к убыткам. Указанное понимание противоположно понятию чистого риска (pure risk) в индустрии страхования, где неопределенности связываются только лишь с потенциальными убытками в будущем.

Важно отметить, что риски не есть проблемы. Проблемы – это нечто, имеющие место в настоящее время, в то время как риски относятся к будущему и носят вероятностный характер (могут и не состояться). Однако риски могут стать проблемами, если ими эффективно не управлять.

Цель управления рисками – максимизировать их положительное влияние (открывающиеся возможности), но при этом минимизировать связанные с ними негативные факторы (убытки).

Дисциплина управления рисками в MSF основана на убеждении, что такое управление должно выполняться превентивно; это часть формального и систематического процесса, трактующего усилия, затрачиваемые на управление рисками, с позитивной точки зрения.

Говоря о рисках, MSF выделяет несколько ключевых концепций:

§ Риск – неотъемлемая часть всякого проекта или процесса. Несмотря на то, что различные проекты могут быть связаны с большим или меньшим числом рисков, не существует ни одного проекта, полностью свободного от них. Цель состоит не в том, чтобы избежать рисков, а в том, чтобы предвосхищать потенциальные проблемы и заблаговременно готовиться к их решению, если они возникнут.

§ Выявление рисков нужно всячески одобрять. Проектная группа должна смотреть на выявление рисков как на позитивную деятельность. Знание о существовании рисков – необходимое условие эффективной работы над ними. Следовательно, перспективы успеха проектной группы от проведения работы по выявлению рисков лишь увеличиваются.

§ Оценка рисков должна вестись постоянно. Обстоятельства, в которых проектная группа работает над созданием решения, обладают постоянной изменчивостью, следовательно, команда должна регулярно проводить переоценку выявленных рисков и постоянно следить за появлением новых. Управление рисками должно быть интегрировано в общий жизненный цикл проекта.

§ О положении дел в проекте нужно судить не по количеству рисков, связанных с его выполнением, а по степени проработанности процедуры их выявления, анализа и управления ими.

Планирование управления рисками

Во время проектных фаз выработки концепции и планирования (изучению этих фаз будет посвящена лекция 7) проектная группа должна разработать формальный документ, описывающий управление рисками в проекте. В этом документе должны быть даны ответы на целый ряд вопросов, из которых здесь мы рассмотрим основные.

§ Как будет реализовываться процесс управления рисками? Из каких шагов состоит этот процесс?

§ Кто будет осуществлять действия по управлению рисками? Какие для этого требуются навыки/квалификация? Требуется ли дополнительное обучение?

§ Как будут строиться планы управления рисками и планы мероприятий по смягчению возможных негативных последствий?

§ Как деятельность по управлению рисками будет интегрирована в общий план проекта?

§ Какие действия будут предпринимать отдельные члены проектной группы для управления рисками?

§ Какие ресурсы доступны для управления рисками?

§ Каковы временные ограничения в мероприятиях, связанных с управлением рисками?

Часть вопросов, которые также должны быть учтены, мы сознательно опустили – интересующихся отсылаем к соответствующей белой книге [2].

Поскольку риски являются неотъемлемой частью всех фаз всех проектов от начала и до конца, должны быть изначально выделены и должным образом распределены ресурсы, необходимые для эффективного управления рисками. Планирование управления рисками осуществляется проектной группой во время фаз выработки концепции и планирования, и результирующий план управления рисками должен определять конкретные действия, ответственность за которые возложена на определенных членов проектной группы. Эти задачи должны быть интегрированы в сводный план проекта (master project plan) и в сводный календарный график проекта (master project schedule).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: